Содержание педагогической работы с семьей слепого ребенка
Логика педагогической работы отражает последовательность шагов в психическом онтогенезе, в каждом из которых слепому ребенку предстоит сначала овладеть определенной формой общения, которая обеспечивает развитие соответствующих ей способов действий с предметами.
Каждый этап педагогической работы состоит из блока – закономерного сочетания общения и предметной линии: сначала создаются условия для развития коммуникативной деятельности слепого ребенка, а затем, при успешном освоении ребенком определенной формы общения, присоединяется работа по созданию условий для развития действий с предметами.
Последовательность психолого–педагогической работы представляет собой три этапа, которые соответствуют логике освоения ребенком форм общения и видов действий с предметами. При этом, сначала решаются вопросы развития коммуникативной деятельности слепого ребенка, а затем, при успешном освоении ребенком определенной формы общения, начинается работа по созданию условий для развития действий с предметами.
Содержание педагогической работы
Задачи педагогической работы | Содержание педагогической работы – обучение матери необходимым действиям | Результат педагогической работы – создание условий для развития ребенка | |
1 этап
Цель: развитие у ребенка
|
|||
1) Формирование у матери коммуникативных умений, которые обеспечивают развитие у ребенка ситуативно-личностного общения
2) Формирование у матери умений, способствующих развитию у ребенка познавательных действий
|
· устанавливать дистанцию между лицами, учитывающую сенсорные потребности слепого ребенка;
· использовать позы и позиции, соответствующие задаче взаимодействия; · выделять обращение к младенцу из общего потока речи и звуков; · дополнять словесное обращение тактильным воздействием; · ожидать ответной реакции; · выдерживать паузы в речи и действиях; · реагировать на действия ребенка как на коммуникативные (относиться к нему как партнеру, «собеседнику»); · ожидать ответных действий, для этого делать паузы в своих действиях; · повторять понравившийся ребенку игровой момент; · устанавливать оптимальный темп общения; · поддерживать очередность и согласованность действий; · замечать первые признаки пресыщения; · придавать общению непосредственно-эмоциональный характер; · наполнять пространство для активного бодрствования оптимальным количеством игрушек; · добиваться сосредоточения на предъявляемый предмет; · поддерживать попытки ребенка захватывать и удерживать предмет в руке; |
· актуализация потребности в общении со взрослым;
· развитие ответных и инициативных действий, способности к устойчивому диалогу в форме ситуативно-личностного общения; · развитие ориентировочных и поисковых действий, направленных на мать; · развитие познавательных действий, направленных на предмет (оральных, мануальных, слуховых и зрительных (при наличии остаточного зрения); · осуществление направленных к предмету движений, его захват и удержание в руке; |
|
2 этап
Цель: развитие у ребенка ситуативно-познавательного[1] общения и предметно-манипулятивных действий |
|||
3) Формирование у матери коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у ребенка ситуативно-познавательного общения
4) Формирование у матери умения обеспечивать развитие у ребенка предметно-манипулятивных действий |
· проявлять ярко и доступно для слепого ребенка собственные эмоции;
· использовать комплексное воздействие для вовлечения ребенка в игру; · «отзеркаливать» ответ ребенка; · доставлять ребенку радость и удовольствие в играх с проприоцептивно-кинестетическими воздействиями, с движениями, с «сенсорным» эффектом от предмета (звуком, вибрацией, светом и др.); · наполнять пространство бодрствования ребенка оптимальным количеством предметов; · осуществлять отбор предметов с необходимыми свойствами; · побуждать ребенка искать и находить предметы; · помогать ребенку осваивать разнообразные способы действий с предметом; · использовать оптимальную степень помощи ребенку при осуществлении им действий; · осуществлять эмоциональную и практическую поддержку действиям ребенка с предметом |
· развитие ответных и инициативных действий с ситуативно-познавательном общении;
· демонстрация способности к очередности и согласованным со взрослым действиям в общении и выносливости в продолжительном диалоге; · развитие средств ситуативно-познавательного общения, понятных взрослому; · развитие понимания ситуативной речи; · развитие познавательного интереса к свойствам предметов; · последовательное овладение видами действий с предметами: простыми повторными результативными, соотносимыми, функциональными |
|
3 этап
Цель: развитие у ребенка ситуативно-делового общения и предметных действий |
|||
5) Формирование у матери умений, обеспечивающих развития у ребенка ситуативно-делового общения
6) Формирование у матери умений, обеспечивающих развитие у ребенка предметных действий |
· вовлекать ребенка в бытовые и режимные ситуации;
· вызывать интерес к культурному назначению предмета; · показывать образцы предметных действий (ручных и орудийных); · обозначать в речи действия с предметом точно и кратко; · поддерживать желание ребенка совершать предметные действия; · давать дифференцированную оценку действиям ребенка; · последовательно расширять зоны активных действий ребенка; · обеспечивать слепому ребенку безопасность и доступность пространства, в котором он находится; · разделять предметное действие на отдельные операции и последовательно демонстрировать их ребенку; · владеть приемами совместных, совместно-разделенных и сопряженных действий; · обращает внимание ребенка на результат предметного действия и показывает способ контроля его выполнения
|
· развитие ответных и инициативных действий в ситуативно-деловом общении;
· развитие устойчивого к помехам диалога по поводу предметных действий; · развитие понимания речи · развитие активной речи; · расширяется круг лиц, с которыми ребенок способен вступать в общение; · развитие предметных действий (ручных и орудийных); · овладение навыками самообслуживания; · овладение отобразительной игрой |
|
На первом этапе педагогической работы создаются условия для развития у ребенка ситуативно–личностного общения – от ориентировочного компонента на воздействия взрослого к устойчивому диалогу, имеющему ситуативно-личностное содержание. Освоение ребенком непосредственно-эмоционального общения[2] как ведущей деятельности, обеспечивает условия для актуализации культурной потребности в познавательной активности, которая направляется на объекты внешнего мира: от сосредоточения на предмете к развитию познавательных действий (оральных, мануальных, слуховых и зрительных – при наличии остаточного зрения).
На втором этапе педагогической работы создаются условия для развития у ребенка ситуативно-познавательного общения, в котором оформляется потребность в совместных со взрослым движениям и интерес к действиям взрослого с предметом. В рамках ситуативно–познавательного общения ребенок осваивает широкий спектр предметно–манипулятивных действий: от преддействий и простых повторных результативных действий, к соотносимым и функциональным действиям (термины предложены Р.Я. Лехтман-Абрамович[3]).
На третьем этапе педагогической работы создаются условия для развития у ребенка ситуативно-делового общения, через освоение которого ребенок получает возможность осмысливать культурное назначение предмета и усваивать способ выполнения предметных действий. В рамках ситуативно-делового общения получает развитие предметная деятельность ребенка: расширяется репертуар действий с игрушками, бытовыми предметами, формируются навыки самообслуживания и появляется отобразительная игра.
Условием перехода от одного этапа педагогической работы к другому является сформированность коммуникативных умений матери, ее способность обеспечивать ребенку осуществление действий с предметами, а также достижения ребенка в освоении формы общения и соответствующего ей вида действий с предметами.
[1] Айвазян, Е. Б. Пропущенный этап в раннем развитии слепого ребенка как источник трудностей становления его предметной деятельности / Е. Б. Айвазян // Дефектология. — 2019. — № 5. — С. 11—21.
[2] На данном этапе психического развития ребенка общение является ведущей деятельностью. Для разграничения этих понятий приняты разные термины: форма обозначается термином «ситуативно-личностное общение», а деятельность – «непосредственно-эмоциональное общение».
[3] Лехтман-Абрамович, Р. Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина. — М.: Медгиз, 1949. — 73 с.