Теоретические обоснования системы педагогической работы с семьями слепых детей первых лет жизни
Методологической основой системы педагогической работы с семьями слепых детей является культурно-историческая теория развития психики, основоположником которой является Л.С. Выготский. Согласно этой теории, психика имеет социальную природу, а психическое развитие ребенка происходит путем присвоения культурно-исторического опыта через общение с взрослым – носителем общественных ценностей и знаний. Общение со взрослым является движущей силой и источником психического развития ребенка. В фундаментальных отечественных исследованиях было доказано, что общение не возникает «автоматически», или рефлекторно: оно является первой и достаточно сложной формой активности ребенка, и его становление и дальнейшее развитие проходит в несколько этапов и взрослый играет важную роль на каждом этапе. Сначала мать становится для младенца объектом восприятия: она присутствует в зоне восприятия ребенка – и вследствие этого ребенок обнаруживает мать, ее лицо становится источником значимых для него впечатлений, он развивает поисковую активность, направленную на нее.
Затем мать становится субъектом общения: мать выражает личностное отношение к ребенку как партнеру и собеседнику – это актуализирует у ребенка потребность в общении. И далее, мать становится посредником в передаче культурно-фиксированных способов общения: мать придает движениям и действиям ребенка коммуникативный смысл – ребенок овладевает средствами общения.
В условиях слепоты этот процесс разрушается. Слепой ребенок не может обнаружить мать: ее коммуникативные проявления, адресованные ему, не доступны его восприятию, а ее речь вне соотнесения со зрительным образом не выделяется как значимое впечатление. Следовательно, не актуализируется потребность в общении с матерью, – и не развивается активность, направленная на поиск матери, привлечение ее внимания и поддержание общения. В отсутствие этой активности не формируются и коммуникативные средства. Таким образом, слепота, блокируя обнаружение матери как объекта восприятия и как партнера по общению, препятствует не просто становлению первой ведущей деятельности ребенка – непосредственно-эмоционального общения, но и включению основного механизма вхождения ребенка в человеческую культуру.
Слепота затрудняет развитие двигательной, когнитивной и мотивационной сферы не напрямую, а трансформируя взаимодействие с социальным окружением, которое является первым и необходимым условием психического развития ребенка. Такая логика рассуждения позволяет по-новому взглянуть как на задачи, так и на содержание психолого-педагогической работы с семьей слепого ребенка, и настаивать на том, что основной ее целью должно быть предупреждение и преодоление трудностей развития общения ребенка со взрослым – путем создания «обходных путей» для развития общения в условиях невозможности зрительного восприятия. Такой подход открывает возможность не допустить отклонения развития слепого ребенка от нормальной логики и позволяет реализоваться основным закономерностям нормального онтогенетического развития.
Таким образом, целью психолого–педагогической работы является поддержание хода развития или возвращение психического развития слепого ребенка в логику онтогенеза путем применения «обходных путей». Обходными путями, которые позволяют ребенку в условиях слепоты присваивать культурный опыт взаимодействия с миром людей и предметов, являются специальные коммуникативные действия взрослого, осуществляющего заботу и уход за ребенком.
Основной задачей работы тифлопедагога является создание условий для становления у слепых детей первых лет жизни общения и предметной деятельности.