В методическом пособии представлен теоретический и практический материал, который поможет педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам ППМС-центров планировать и осуществлять психолого-педагогическую работу, направленную на создание условий для психического развития слепого ребенка первых лет жизни. Представлена система педагогической работы: цель, задачи, содержание, методические приемы и формы работы с семьей. Показано, что основным содержанием работы тифлопедагога является обучение матери особым умениям, которые обеспечивают развитие у слепого малыша коммуникативной деятельности и действий с предметами. В пособие включены игры, которые помогут наполнить общение с малышом необходимым для его психического развития содержанием. В описании игр включены рекомендации взрослым по применению специальных действий, позволяющих слепому ребенку проявлять возможную для него активность в общении и действиях с предметами.

Методическое пособие адресовано педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам ППМС-центров в части работы с семьями слепых детей раннего возраста, специалистам системы ранней помощи, тифлопедагогам и широкому кругу практиков в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования.

Введение

В методическом пособии представлена система педагогической работы, разработанная на основе результатов многолетних исследований психического развития слепых детей первых лет жизни и предложенных условий, при которых становится возможным направить развитие слепого ребенка в логику онтогенеза типично развивающегося ребенка без нарушения зрения.

Определить цель, задачи, направления и содержание работы тифлопедагога невозможно без понимания закономерностей психического развития слепых детей. Материалы пособия позволят специалистам, которые работают с детьми, имеющими нарушения зрения, ознакомиться с современными взглядами на процесс развития слепых детей, понять причины нарушений их психического развития и узнать об условиях, которые позволяют предупреждать возникновение вторичных отклонений в психическом развитии у этих детей, и путях преодоления трудностей в их развитии.

Выбор в качестве основной мишени психолого–педагогической работы взаимодействия матери и слепого ребенка обосновывается беспрецедентной значимостью общения для психического развития детей в период младенчества и раннего детства. В случае слепоты ребенок не может присваивать культурный опыт во взаимодействии со взрослым традиционно, тем способом, к которому приспособлена человеческая культура. Необходимы «обходные пути» – такие способы взаимодействия, которые учитывают потребности слепого ребенка и опираются на его возможности. В практике оказания ранней помощи семьям слепых детей эта идея должна отражаться в целевых ориентирах психолого-педагогической работы, которая направлена на формирование у матери коммуникативных умений, создающих условия для актуализации и формирования у слепого малыша потребности в общении, развития ответных и инициативных действий, устойчивого к помехам и содержательного диалога. Развитие коммуникативной деятельности, позволяющей слепому ребенку вступать в общение со взрослым, обеспечивает и другую сторону психического развития ребенка – возможность осваивать смыслы и способы действий с предметами в их усложняющемся порядке, но для этого необходимы дополнительные умения взрослого, обеспечивающие развитие у ребенка действий с предметами. Формирование их у взрослого и становится следующей целью психолого-педагогической работы.

Предложенный в пособии материал позволит специалистам ранней помощи получить представления о содержании психолого-педагогической работы, в котором отражена логика психического развития ребенка от рождения до достижения им дошкольного возраста и последовательность формирования специальных действий у взрослого.

Разработанные требования к проведению занятий с семьей слепого малыша помогут специалисту получить четкие ориентиры при организации интегрированной формы работы, которая включает домашнее визитирование – занятия с семьей слепого ребенка в естественной среде, и дистанционную поддержку матери в период между очными встречами. Кроме того, в пособии можно найти описание игр для каждого этапа психолого-педагогической работы, которые снабжены подробными указаниями. Использование предложенных игр позволит наполнить взаимодействие матери и ребенка тем содержанием, которое необходимо для психического развития слепого ребенка.