Игры-упражнения по развитию движений для детей от 1 года до 1 года и 6 месяцев

 

Игры-упражнения по развитию навыка ходьбы

 

Цель игр-упражнений: учить ребенка ходить без поддержки в прямом направлении к цели, сохраняя равновесие, развивать координацию движений, ловкость.

 

Иди ко мне

Примерный словарь: имя ребенка, иди, молодец.

Ход игры: Ребенок сидит на стульчике. Взрослый становится на противоположную сторону комнаты на расстоянии 5-8 м от него и зовет к себе, называя по имени и пользуясь при этом естественным жестом: «Вова, иди ко мне! Молодец!» Подошедшего ребенка можно подхватить на руки, покружиться, хвалить его, а затем продолжить игру. При повторном упражнении взрослый переходит на другую сторону комнаты.

 

 

Возьми игрушку

Примерный словарь: имя ребенка, кубик, вот, нет, возьми.

Оборудование: игрушка – кубик, погремушка.

Ход игры: Взрослый показывает малышу игрушку (погремушку, кубик и др.), прячет ее за спину, снова показывает, приговаривая, «Где кубик? Нет кубика. Вот кубик». Отодвигается от ребенка, повторяя: «Возьми кубик», побуждая подойти.

 

Принеси игрушку

Примерный словарь: имя ребенка, иди, кошка (мяу), привет, вот, там, дай.

Оборудование: сюжетная игрушка – кошка (собака, петушок).

Ход игры: Ребенок стоит или сидит на стульчике. Перед ним на расстоянии 3-4 м стул, на нем игрушка кошка. Взрослый стоит рядом с малышом и предлагает ему принести игрушку, используя при этом естественные жесты: «Оля, там мяу, иди, дай мяу»! Взрослый берет ребенка за руку, идет вместе с ним за игрушкой, берет игрушку, гладит ее, здоровается с ней «Привет! Мяу! и отдает ее малышу «Вот мяу! Привет!». Ребенок берет игрушку, играет с ней.

 

Принеси колечко

Примерный словарь: имя ребенка, иди, дай, колечко, на.

Оборудование: колечко диаметром 10-14 см (мяч).

Ход игры: Взрослый дает в руки ребенку колечко, отходит от него на некоторое расстояние, зовет к себе, используя естественный жест: «Оля, иди ко мне, дай колечко!» После того как малыш подойдет и протянет взрослому колечко, взрослый забирает его, легко откатывает от себя по полу, говорит: «Где колечко? Дай колечко!». Игра повторяется до тех пор, пока ребенку интересно.

В следующий раз можно провести игру с мячом.

Взрослый на глазах у малыша катит мяч, догоняет его и приносит обратно. Снова катит (не очень сильно) мяч и обращается к малышу: «Ваня, где мяч? Иди. Дай мяч». Взрослый вместе с ребенком идет за мячом, помогает взять мяч, отходит на расстояние 3-4 м и зовет ребенка к себе «Ваня, иди ко мне», используя при этом естественный жест. Малыш приносит и отдает мяч: «На мяч».

 

Собери колечки

Примерный словарь: имя ребенка, да, вот, возьми, убери.

Оборудование: 4-5 колечек, корзина.

Ход игры: Взрослый подходит с ребенком к разложенным на полу колечкам, пользуясь естественными жестами, говорит: «Таня, вот колечки. Возьми!» - и вместе с ребенком поднимает эти предметы. Затем прокатывает колечки по полу один за другим и снова малышу предлагается собрать колечки и положить их в корзину: «Убери».

 

Отнеси игрушку

Примерный словарь: привет, дай, мама, папа, на, петух (ко-ко-ко).

Оборудование: сюжетная игрушка – петушок.

Ход игры: Взрослый дает малышу игрушку и говорит: «Привет, ко-ко-ко. Дай папе (маме, бабуле)», сопровождая свои слова естественным жестом. Взрослый идет вместе с малышом к папе, ребенок протягивает ему игрушку «На, ко-ко-ко! Привет!». Папа благодарит малыша «Спасибо».

 

Покатаем каталку

Примерный словарь: имя ребенка, кати (у___).

Оборудование: каталка на палочке.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку яркую каталку на палочке, прокатывает ее вперед-назад. Ставит ребенка по другую сторону каталки, смотрит, чтобы он взялся за нее, и говорит: «У_____. Кати!». Взрослый двигается вместе с ребенком вперед, то замедляя ход каталки, то убыстряя ее ход, произнося «У_____». Игра повторяется с изменения направления движения.

 

Найди мяч

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, где, дай, вот, да, молодец.

Оборудование: мяч среднего размера.

Ход игры: Взрослый, играя с ребенком, толкает мяч так, чтобы он медленно катился под стол, стул, в игрушки. Стараясь сосредоточить внимание ребенка только на мяче, и используя естественные жесты, говорит: «Где мяч? Дай мяч. Молодец, Ваня! Да. Вот мяч». Ребенок приносит мяч взрослому. Так повторяется 3-4 раза.

 

 

Поздоровайся

Примерный словарь: имя ребенка, мишка, ляля, вот, иди, привет, там.

Оборудование: две сюжетные игрушки – кукла и мишка.

Ход игры: В двух противоположных концах комнаты на стульях посажены кукла и мишка (или другие сюжетные игрушки). Взрослый вместе с малышом подходят к мишке, взрослый говорит: «Вот мишка! Привет», используя естественный жест, и предлагает поздороваться с мишкой ребенку «Привет, мишка!». Затем взрослый, используя указательный жест, говорит малышу: «Там ляля, пойдем, поздороваемся». Взрослый вместе с ребенком идут к кукле и также здороваются с ней «Привет, ляля».

 

Поручения

Цель: учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие.

Словарь: папа, бабуля, мама, на, шарик.

Оборудование: небольшая корзинка или коробка с 4-5 шариками.

Ход игры: Взрослый дает ребенку маленькую корзину или сумку с 4-5 шариками (или другими мелкими игрушками) и предлагает раздать их членам семьи. Взрослый вместе с малышом подходят, например, к бабушке, и протягивают ей шарик «На, бабуля». Затем идут к папе (сестре, брату и т.д.) и также дают ему шарик: «папа, на шарик!». Можно принести шарик кукле, мишке, зайке.

 

По дороге едут машины

Примерный словарь: машина (би-би).

Оборудование: дорожки из клеенки (ширина 30 и 20 см), машина.

Ход игры: Взрослый выкладывает две дорожки из клеенки (или рисуют их мелом) – широкую (30 см) и узкую (20 см). Сначала взрослый быстро везет машину за веревочку по широкой дорожке и произносит «би-би». Затем он медленно везет машину по узкой дорожке, произнося «Би______». Потом ребенку предлагают провезти по ним машины, держа их за веревочку.

 

Иди к кукле

Цель: учить ребенка ходить вверх по доске, приподнятой одним концом от пола.

Примерный словарь: имя ребенка, привет, ляля, иди.

Оборудование: доска длиной 150-200 см, кукла.

Ход игры: Взрослый на пол кладет доску, так, чтобы один ее конец был приподнят от пола на 10-15 см. Рядом с приподнятым концом доски сажает куклу. Взрослый показывает, как пройти по доске к кукле и поздороваться с ней, используя естественный жест: «ляля, привет!», а затем предлагает выполнить упражнение малышу: «Ваня, иди!» По необходимости взрослый поддерживает его за руку. Когда ребенок подходит к кукле, взрослый просит поздороваться с ней: «ляля, привет!»

 

Пройди по мостику

Цель: учить ребенка ходить в прямом направлении по ограниченной поверхности, сохраняя равновесие.

Примерный словарь: имя ребенка, иди (топ-топ), идет, молодец, мама (папа).

Оборудование: доска или клеенка (ширина 25-30 см, длина 2-3 м).

Ход игры: В игре могут участвовать все члены семьи. Сначала взрослый показывает малышу, как он идет по дорожке из клеенки или доски, а затем предлагает идти малышу или взрослым: «Ваня, иди! Топ-топ-топ. Молодец! мама идет, Топ-топ-топ; Катя идет! Топ-топ. Молодец».

 

Перешагни через обруч

Цель: учить ребенка перешагивать через обруч (веревку).

Оборудование: обруч (или веревка), сюжетная игрушка (кукла, мишка, или зайка).

Ход игры: Взрослый кладет обруч на пол и показывает малышу, как кукла перешагивает через него, потом взрослый сам перешагивает через обруч. Затем ребенку предлагается перешагнуть через обруч, при этом взрослому следует держать малыша за руку (чередовать правую, левую руки).

Аналогичную игру можно провести с мячом диаметром 25-20 см.

Поднимай ноги выше

Цель: учить ребенка перешагивать через предметы, положенные на пол на высоте 5-10 см.

Примерный словарь: имя ребенка, иди.

Оборудование: однородные предметы высотой 5-10 см: кубики, бруски и т.д.

Ход игры: на ковровой дорожке расставлены 3-4 кубика, брусочка (или другие предметы) на высоте 5-10 см на расстоянии 30-40 см один от другого. Взрослый показывает, как надо переступать через предметы: высоко поднимать ноги и стараться не задеть их. Затем взрослый подает малышу руку и просит его переступать через предметы, действует вместе с ним. После этого малыш выполняет упражнение самостоятельно.

 

Идем по дорожке к мишке

Цель: формировать навык ходьбы по ребристой доске в прямом направлении, сохраняя равновесие.

Примерный словарь: имя ребенка, мишка, там, иди, идет, молодец.

Оборудование: ребристая доска, мишка (кукла, собака, кошка).

Ход игры: взрослый кладет на пол ребристую доску. В конце ее сажает мишку. Взрослый вместе с малышом подходят к доске, взрослый спрашивает малыша, используя естественные жесты: «Кто там, мишка! Пойдем к мишке!» В первый раз взрослый ведет ребенка по доске за руку. Потом ребенок идет по доске самостоятельно. Малыш и взрослый здороваются с мишкой, гладят его, учат мишку ходить по доске «Мишка идет, топ-топ. Молодец!»

 

Игры-упражнения по обучению ползанию и лазанью

 

Доползи до игрушки

Цель: формировать у ребенка навык ползания.

Примерный словарь: имя ребенка, ползи, вот, петух (ко-ко-ко), молодец.

Оборудование: яркая сюжетная игрушка.

Ход игры: Взрослый ставит на расстоянии 2 м от ребенка яркую, новую игрушку (например, курочку) и сам ползет к ней. Берет игрушку в руки и называет ее «ко-ко-ко», ставит игрушку на место. Затем с помощью естественных жестов и речи побуждает ребенка ползти к игрушке и взять ее: «Ваня, ползи, где, ко-ко-ко? Вот, ползи!». Если навык ползания только формируется, взрослый подходит к ребенку, помогает ему ползти, подставляя руки под подошвы его ног, тем самым, создавая дополнительную опору для толчка. Когда ребенок доползет до игрушки, взрослый хвалит малыша: «Ваня, молодец, вот ко-ко-ко». После можно с игрушкой совершить игровые действия, например, «ко-ко-ко идет (топ-топ-топ); ко-ко-ко пьет» и т.д.

 

Доползи до куклы

Цель: формировать у ребенка навык ползания.

Примерный словарь: имя ребенка, вот, ляля, привет, ползи.

Оборудование: новая игрушка – кукла.

Ход игры: Взрослый показывает малышу новую игрушку – куклу и говорит: «Вот ляля». Ребенок и взрослый гладят куклу, здороваются с ней: «ляля, привет!». Затем взрослый отходит от ребенка на расстояние 2-3 м, сажает куклу на пол или на стул. Сначала взрослый или старший ребенок в семье показывает малышу, как надо ползти на четвереньках к кукле, а потом ребенку самому предлагается доползти к кукле: «Коля, ползи!». Когда ребенок справится с заданием, взрослый его хвалит: «Коля, молодец! Вот ляля!».

 

Перелезь через бревно

Цель: учить ребенка перелезать через бревно.

Примерный словарь: имя ребенка, бревно, кукла (ляля), привет.

Оборудование: бревно (гимнастическая скамейка или диванный валик), сюжетная игрушка.

Ход игры: В конце коврика на расстоянии 2-3 м от ребенка кладут бревно (гимнастическую скамейку, диванный валик), через которое ребенок должен перелезть. На расстоянии 1 м от бревна на стул ставят неваляшку. Сначала взрослый показывает, как надо перелезть через бревно, подойти к игрушке, погладить ее, сказать: «Ляля» и возвратиться на место. Затем ребенка просят выполнить задание самостоятельно. При необходимости все действия выполняются вместе с малышом.

 

Проползи

Цель: учить ребенка проползать в обруч.

Примерный словарь: имя ребенка, ползи, возьми, лягушка (ква-ква), петушок (ко-ко).

Оборудование: обруч, сюжетная игрушка.

Ход игры: Взрослый, держа обруч в вертикальном положении, просит малыша проползти через него: «Вася, ползи!» Недалеко от обруча стоит игрушка (петушок, лягушка и т.д.). Игрушку ребенок может получить только тогда, когда проползет через обруч и потянется за ней: «Вася, возьми ква-ква-ква». Повторять 4-5 раз.

 

Подлезание под палку

Цель: формировать у ребенка умение подлезать под веревку (палку).

Словарь: имя ребенка, ползи, встань.

Оборудование: палка или веревка.

Ход игры: В конце ковровой дорожки на высоте 40-50 см устанавливают палку (или веревку). Сначала взрослый ползет на четвереньках, подлезает под палку, затем встает и просит малыша выполнить упражнение: «Ваня, ползи, молодец. Встань». Повторять 3-4 раза.

 

Залезаем на предмет

Цель: учить ребенка залезать на предметы разной высоты и слезать с них.

Оборудование: коробка, ящик высотой 10-15 см.

Ход игры: Малыша, держа за руку, просят забраться на коробку, а потом слезть с нее. После того, как ребенок забрался на предмет, ему следует помочь влезть на диван или кресло высотой 35-40 см или к маме, папе на колени. Повторять 2-3 раза.

 

Залезь и слезь

Цель: учить залезать ребенка на диван (кресло).

Примерный словарь: имя ребенка, дай, лошадка (тпру) или собачка (ав-ав), птичка (пи-пи), молодец.

Оборудование: сюжетная игрушка.

Ход игры: на диван кладут яркую игрушку и просят малыша достать ее: «Оля, дай тпру (ав-ав, пи-пи). Молодец». Взрослый помогает малышу залезть на диван, взять игрушку, пытаться назвать ее и слезть на пол.

 

Что там висит наверху?

Цель: учить ребенка влезать на стремянку высотой 1 м и слезать с нее.

Примерный словарь: имя ребенка, что, там, дай, утка (утя).

Оборудование: стремянка высотой 1 м, мешочек с новой заводной игрушкой.

Ход игры: взрослый вешает мешочек, в котором лежит игрушка на третью ступеньку стремянки. Зовет малыша, показывает ему мешочек, обращаясь к нему: «Что там? Дай!», и с помощью естественных жестов взрослый просит влезть на третью ступеньку стремянки и достать мешочек. Взрослый помогает малышу влезть на стремянку, достать мешок, а затем спуститься вниз. Если ребенок не может сам открыть мешочек, взрослый помогает ему. Полученную игрушку называют и обыгрывают, например, «а____, вот утя». Взрослый заводит игрушку.

 

Собачка в будке

Цель: формировать у ребенка навыки ползания и перелезания через предметы.

Примерный словарь: имя ребенка, привет, собака (ав-ав), пока, ползи, вот, ест (ам-ам).

Оборудование: бельевая веревка, лежащая на полу («дорожка»); подушка или диванный валик («бревно»); накрытый платком табурет («собачья будка»), вырезанная из картона косточка.

Ход игры: сначала делают «полосу препятствий»: кладут на пол веревку, в конце веревки – подушку или валик, рядом с валиком ставят табуретку и накрывают ее платком. Взрослый показывает малышу игрушечную собачку «ав-ав-ав». Ребенок здоровается с собачкой «привет, Ваня! Привет ав-ав-ав!», гладит ее, держит в руках. Потом взрослый берет игрушку, относит ее в «будку», при этом говоря малышу: «Пока, ав-ав-ав!» и сопровождает слова естественным жестом. Затем взрослый показывает, как нужно ползти до «будки»: ползет по «дорожке», перелезает через «бревно». После этого взрослый предлагает ребенку самостоятельно выполнить упражнение. Когда малыш возьмет собачку «Вот, ав-ав-ав!», взрослый предлагает ее покормить: он достает картонную косточку, при этом говорит: «ав-ав ест (ам, ам)».

В следующей игре можно заменить собаку кошкой и предложить ребенку угостить ее молоком. Можно усложнить полосу препятствий, увеличив количество валиков для перелезания до трех; изменить маршрут.

 

За мячом с горки

Цель: формировать у ребенка навыки скатывания мяча с горки, ползания на четвереньках.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, кати, ползи, возьми, вот, молодец.

Оборудование: горка, большой надувной мяч.

Ход игры: Взрослый скатывает с горки мяч (или просто катит его по полу), а потом ползет за ним на четвереньках, берет его в руки, высоко поднимает над головой. Затем снова скатывает мяч с горки и предлагает ребенку ползти за ним на четвереньках («Ваня, ползи»), взять мяч в руки («Ваня, возьми мяч!»), высоко поднять над головой и принести взрослому: «Дай мяч». Повторять 2-3 раза.

 

 

Игры-упражнения по обучению бросанию, катанию

 

Принеси мяч

Цель: концентрация внимания, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, бросай, где, принеси, молодец.

Оборудование: маленький резиновый мяч.

Ход игры: взрослый сначала показывает малышу, как зажимать в кулачке маленький резиновый мячик, бросать его вперед вниз; обучает следить, куда катится мяч. Затем, используя естественные жесты, просит малыша принести мячик и повторить упражнение: «Маша, принеси мяч. Молодец! Бросай мяч! Молодец. Принеси мяч». Повторять 2-3 раза.

 

Собери мячики

Цель: развитие умения двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении, ориентироваться в пространстве.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, иди, собери, хорошо.

Оборудование: корзина (коробка), мягкие мячики.

Ход игры: Взрослый приносит корзину или коробку с мягкими мячиками (колечками), подбрасывает ее и раскидывает мячики по комнате подальше от ребенка. «Иди, собери мячи» - просит взрослый малыша, используя при этом естественные жесты. Малыш собирает мячи и кладет их в корзину.

В следующий раз можно попросить малыша собирать мячики, ползая на четвереньках.

 

Отнеси мяч

Цель: учить класть мяч в корзину (обруч).

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, на, положи, умница.

Оборудование: корзина (обруч), мячи средних размеров.

Ход игры: Взрослый ставит корзину (кладет обруч) в центре комнаты. Берет мяч себе и дает ребенку в руки мяч: «На мяч!» и, используя естественные жесты, предлагает отнести и положить их в корзину: «Положи мяч. Умница». Следует использовать мячи разной фактуры и размеров, а также мешочки с песком.

 

Подбрасываем мяч

Цель: учить подбрасывать мяч.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, бросай, на, бах.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Взрослый на глазах у ребенка подбрасывает мяч вверх, произнося «па», обращает внимание малыша на звук падающего мяча, говоря, «бах», и сам поднимает мяч с пола. Затем он дает мяч малышу и просит подбросить его вверх. Сначала используются совместные действия: взрослый вместе с малышом бросают мяч вверх. Мяч может быть каждый раз разный: начинать упражнение лучше с маленьким мячом. Затем можно заменить его на мяч побольше. Повторять от 4 до 6 раз.

Аналогично организуется игра, когда взрослый подбрасывает мяч вперед-вниз.

 

Катаем мяч

1 вариант

Цель: формирование навыка катания и ловли мяча в заданном направлении.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, кати, умница.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Взрослый и ребенок садятся напротив друг друга на коврике или подстилке. Взрослый первый катит малышу мяч, произнося «а_______», а потом просит ребенка повторить действие, катить ему мяч: «Маша, кати мяч! Умница». Можно использовать разные мячи: большие, маленькие, разноцветные.

 

2 вариант

Ребенок стоит, а взрослый катит мяч «а____», идет за ним и берет его в руки. Затем ребенка просят повторить действия: он сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно катит мяч, поднимает его, отдает взрослому. Потом взрослый катит мяч в противоположную сторону, ребенка просят повторить это движение.

 

Катим мяч с горки

Цель: тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, кати, на, молодец.

Оборудование: мяч, устойчивый стул, длинная доска.

Ход игры: взрослый кладет на стул доску одним концом и показывает малышу, как можно катить с самодельной «горки» мяч. Затем просит ребенка подойти к горке, дает ему мяч и просит скатить его с горки, произнося «Таня, кати мяч. А______. Молодец». Малыш вместе со взрослым приносит мяч на место, и игра повторяется 4-5 раз.

 

Брось мяч

Цель: учить бросать мяч двумя руками от груди.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, кати, бросай, на, бах, молодец.

Оборудование: легкие мячи средних размеров (диаметр 15-18 см).

Ход игры: Взрослый берет себе мяч, дает мяч ребенку. Взрослый и малыш садятся напротив друг друга. Сначала взрослый предлагает вместе покатать мячи: в момент отталкивания мяча и его движения он произносит «а_____». Так повторяется 3-4 раза. Затем можно предложить бросать мячи двумя реками от груди, стоя. При этом взрослый произносит «па__, па__,па__». Следует всегда обращать внимание малыша на звук падающих мячей, говоря при этом «бах».

 

Бросаем мячи

Цель: учить ребенка бросать мяч двумя руками.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, бросай.

Оборудование: сетка (лента), мячи средних размеров.

Ход игры: на уровне груди ребенка натягивают сетку (или ленту). Ребенок стоит на расстоянии 0,5-1 м от сетки и вместе со взрослым бросают через сетку мячи двумя руками вперед, произнося: «па, па, па».

 

Бросаем мяч через палку

Цель: формировать навык бросания мяча двумя руками, одной рукой.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, бросай, беги, возьми, умница.

Оборудование: палка, мяч.

Ход игры: сначала взрослый на глазах у малыша держит одной рукой палку на высоте его вытянутых рук, а другой рукой бросает через палку мяч. Затем взрослый держит палку и предлагает ребенку бросить мяч через нее, а потом побежать за мячом: «Ваня, бросай мяч. Беги. Возьми мяч. Бросай…» Повторять 3-4 раза.

 

Бросаем мешочки с песком

Цель: формировать у ребенка навык бросания мешочков с песком (мячиков) двумя руками снизу.

Примерный словарь: имя ребенка, на, бросай, возьми, умница.

Оборудование: мешочки с песком.

Ход игры: Взрослый показывает малышу, как он бросает двумя руками снизу мешочки с песком, а потом дает ему мешочки и просит повторить действия. Можно бросать мешочки через небольшую табуретку, скамейку.

 

Кати мяч ногами

Цель: учить ребенка катать мяч ногами.

Примерный словарь: имя ребенка, мяч, кати.

Оборудование: мячи средних размеров.

Ход игры: Взрослый, сначала показывает малышу, как можно катать мяч ногами. Затем он предлагает выполнить упражнение ребенку, удерживая его под мышки.