Методические рекомендации к проведению игр-упражнений по развитию основных движений

 

Правильная организация двигательной активности малыша с нарушением слуха с самого раннего детства – одно из первостепенных условий его полноценного развития. Движения являются важнейшим средством, способствующим развитию мозга в целом, а также таких его функций как речь и мышление. Чем больше движений производится, тем быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, тем интенсивнее идет общее развитие ребенка, развивается его речь.

Упражнения по развитию движений имеют особое значение для малыша с нарушением слуха. Они направлены не только на физическое развитие и закаливание ребенка, но и на обучение подражанию различным движениям. Это очень важно в связи с тем, что именно на подражании основано формирование устной речи, в первую очередь ее произносительной стороны.

Важно учитывать и то, что для детей с нарушенным слухом уже с самого раннего возраста часто характерно отставание в физическом развитии, обусловленное разными причинами. Поэтому для них крайне важно систематическое и целенаправленное проведение занятий по формированию движений разных видов.

При проведении физкультурных занятий с ребенком второго года жизни основной задачей взрослого является создание условий, побуждающих малыша к двигательной активности, развитие его основных движений – ходьбы, лазанья, катания, бросания. Остановимся подробнее на содержании занятий по развитию движений.

Ходьба – основной вид движения, которым малыш начинает овладевать в первую очередь, она совершенствуется на протяжении всего раннего детства. Самостоятельная ходьба – огромное достижение в развитии ребенка. Способствуя всестороннему физическому развитию, ходьба еще и значительно расширяет круг интересов малыша, обогащает его деятельность, развивает общую активность. Необходимо многократно тренировать ребенка в ходьбе.

Малыша первых полутора лет жизни учат ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие по лежащей на полу дорожке (ширина 30-25 см); по дорожке из клеенки, линолеума (ширина 25 см, длина 2-3м); по гимнастической доске (ширина 30-25 см, длина 2-2,5 м) с помощью взрослого и без него. Его также учат ходить вверх и вниз по доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м) с помощью взрослого; перешагивать через веревочки, ленты, положенные на пол, или палку, приподнятую от пола на 5-10 см; подниматься на опрокинутый вверх дном ящик (50*50*10) и спускаться с него.

Во втором полугодии второго года жизни ребенку предлагают ходить стайкой за взрослым; друг за другом; вдвоем, взявшись за руки; по дорожке (ширина 25 см) в разных направлениях; по ребристой доске; по наклонной доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см; по гимнастической скамейке (за руку со взрослым). Малыша учат ходить, высоко поднимая ноги, переступая через обручи, палки, веревку, приподнятые от пола на 12-18; перешагивать канавки, переходить с одного ящика на другой (расстояние 10 см); подниматься на опрокинутый вверх дном ящик (50*50*15 см) и спускаться с него. С полутора лет ребенка учат ходить по лестнице, держась за руку взрослого и перила.

Особое внимание на втором году жизни малыша следует уделять таким видам движения как ползание и лазанье. В комнате, на улице нужно создавать специальные условия, в которых бы малышу проходилось преодолевать препятствия – ползать, пролезать, перелезать, влезать.

Ребенку от 1 года до 1,6 лет предлагаются следующие упражнения: ползание на расстоянии 2 м; подлезание под веревку, дугу, стул, стол (или любой другой предмет) высотой 50 см; перелезание через бревно; ползание на четвереньках между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке из клеенки); проползание в обруч, под скамейку; влезание на лесенку-стремянку и слезание с нее (высота 1 м).

С полутора лет малыша учат перелезать через бревно (диаметр 15-20 см), гимнастическую скамейку; ползать по наклонной доске; подлезать под веревку, рейку, дугу, поднятые на высоту 35-40 см; пролезать в обруч (диаметр 45 см); влезать на лесенку-стремянку вверх и вниз (высота 1,5 м).

На втором году жизни с ребенком много играют в мяч. Упражнения с мячом укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают глазомер, пространственные представления, согласованность движений, меткость и ловкость.

Детей от года до 1 года 6 месяцев нужно научить брать, держать, переносить, собирать мячи, шары разных размеров, мешочки с песком, шишки; катать мяч (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя); бросать мяч (диаметр 6-8 см) двумя руками вперед-вниз, вдаль; одной рукой вперед-вниз; класть мяч в горизонтальную цель (на уровне груди, на полу); скатывать мяч с горки; ползать и идти за ним.

Малышей старше полутора лет учат катать мяч (диаметр 20-25 см) в паре со взрослым, скатывать мяч с различных наклонных плоскостей, катать мяч двумя руками; бросать мяч вверх (без ловли); бросать мяч (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см. Ребенку предлагают также перебрасывать различные предметы (мячи, мешочки с песком) через веревку, гимнастическую скамейку.

Ежедневно с ребенком нужно проводить общеразвивающие упражнения: наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтягиванием вверх, напряженное прогибание спины, поднимание выпрямленных ног до палки и т.д.

Важно помнить, что занятия принесут пользу, только если будут проходить в виде игры, вызывающей интерес и удовольствие ребенка. Малыши любят подражать взрослым, совместные занятия приносят радость общения, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно укрепляя здоровье, развивая силу, ловкость, гибкость. Все упражнения предлагаются ребенку по показу. Так, взрослый идет в заданном направлении, перелезает через бревно, катит мяч и т.п. После этого малышу предлагается повторить действие. По возможности взрослый делает упражнение вместе с малышом. Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, используется метод совместных действий, а вслед за этим ему снова предлагается действовать самостоятельно. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.

В процессе проведения игр-занятий по физическому развитию взрослый постоянно общается с ребенком, называет действия, побуждает к их выполнению. Так, выполняя те или иные действия, мама комментирует их, поощряет малыша, например, Ваня, иди! Топ-топ-топ. Молодец! мама идет, топ-топ-топ; Ваня идет! Топ-топ. Молодец. Сами упражнения сопровождаются, как правило, произнесением тех или иных звуков, слогов, слогосочетаний. Так, например, катание мяча сопровождается протяжным произнесением гласных звуков (а____), а бросание – слогов типа па! Вместе с тем, еще раз подчеркнем, что основной задачей физкультурных игр-занятий является овладение теми или иными двигательными навыками, а не речью. Поэтому, пока малыш не овладел тем или иным движением (например, ходьбой в прямом направлении, ходьбой по наклонной доске, перешагиванием через обруч (веревку), катанием мяча и т.д.), взрослый постоянно дает словесную инструкцию, называет выполняемые действия, игрушки, снаряды, части тела, поощряет ребенка. По мере усвоения двигательного навыка, когда выполнение упражнения уже не вызывает затруднения, появляется возможность активизировать и самостоятельную речь ребенка. Его побуждают называть используемые игрушки, снаряды и действия, например: мяч, иди, Ваня упал (бах), дай, на, Ваня идет – топ-топ. Ваня молодец. При этом ребенок называет их как может. Постепенно качество воспроизведения слова (фразы) улучшается.

Остановимся на подробном описании игр-упражнений по развитию основных движений малыша второго года жизни. Значительная часть представленных игр заимствована нами из методических пособий по развитию движений у нормально слышащий детей раннего возраста В.А. Шишкиной, С.Я. Лайзане, Л.Г. Голубевой и др. и адаптирована для малышей с недостатками слуха.