Общие методические рекомендации к проведению развивающих игр-занятий с детьми второго года жизни с нарушением слуха

 

Начало раннего детства – очень ответственный период. На 2-м году продолжается интенсивное психическое и физическое развитие малыша, закладываются основы его личностного и интеллектуального развития, потенциальные возможности будущих способностей. Овладение навыком прямохождения расширяет зону восприятия ребенка, который может подойти к заинтересовавшему его предмету и рассмотреть его с разных сторон, а также облегчает установление контактов со взрослыми, расширяет и обогащает речевое общение. Тем более важным становится умение родителей малыша играть с ним, проводить с ним разнообразные развивающие игры-занятия.

Главнейшими приобретениями ребенка на втором году жизни являются: развитие самостоятельной ходьбы, речи, предметной деятельности. В процессе наблюдений за окружающим, в процессе общения со взрослыми и их «деловом» взаимодействии у детей формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой они отражают простейшие ситуации их собственной жизни.

Игры-занятия по общему развитию имеют огромное воспитательное значение для малыша с нарушенным слухом. Эти занятия очень важны не только для ребенка, но и для его родителей, поскольку позволяют им увидеть своего неслышащего сына (или дочь) по-новому, понять, что он многое может, его можно многому научить. Проведение таких занятий основывается в первую очередь на подражании ребенка взрослому, а не на речевом общении. Взрослый, играя с малышом, учит его и сам учится "подстраиваться" под него, доходчиво объяснять задания, поддерживать внимание и интерес ребенка. С другой стороны, общее развитие ребенка тесно связано с развитием его слуха и речи. В ходе становления разнообразных видов деятельности малыша происходит интенсивное овладение им речевыми средствами, формируется потребность в устном общении, активно используются остатки слуха.

Остановимся на общих рекомендациях и особенностях проведения развивающих игр-занятий с детьми второго года жизни с недостатками слуха.

Проводя разнообразные игры и упражнения, взрослому всегда нужно показывать и называть предметы, игрушки, с которыми он действует (например, кукла здоровается, ходит; зайка прыгает, ест морковку), а затем предлагать малышу воспроизвести это действие и «озвучить» его. При этом предметы и действия обозначаются звукоподражаниями (ав-ав, тпру__, мяу, ква-ква, пи-пи и т.д.), лепетными словами (ляля, утя и т.д.) и полными словами (иди, кубики, мяч, зайка, мишка). Например, взрослый демонстрирует, как идет мишка: медленно, большими шагами и сопровождает свои действия речью, используя при этом естественные жесты – «Мишка идет (то__п, то__п)». После показа игрового действия взрослый предлагает малышу показать, как идет мишка, побуждая при этом повторить фразу, как он может. Ребенка необходимо постоянно побуждать повторять звукоподражания, лепетные и полные слова, фразы (как он может), поощрять каждую попытку воспроизвести слова. Но нельзя настаивать. Постепенно в процессе многократного восприятия речевого материала, он начнет и сам пользоваться этими словами, фразами.

Речь взрослого должна быть естественной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Ребенок должен всегда хорошо видеть лицо взрослого. Речь не должна быть многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения – так ребенок научится быстрее их понимать. Следует поощрять и специально учить малыша пользоваться разнообразными естественными жестами (дай, нет, там, тут, привет, пока, большой, маленький и т.д.), использовать выразительные позы (вопроса, осуждения, восторга и т.п.).

В процессе разнообразных игр-занятий важно учить малыша понимать речевой материал не только в устной форме, но и в письменной. Когда ребенок начинает внимательно смотреть в лицо взрослого, ожидая получить нужную ему информацию (примерно к полутора годам), и выполняет инструкции взрослого по указательному жесту, можно начинать использовать письменные таблички и в повседневном общении, и на занятиях. В словаре, предлагаемом в играх для малышей, как правило, старше полутора лет, тот речевой материал, который следует учить понимать в письменной форме, выделен рамкой (дом, вода, и т.п.).

Таблички печатаются на компьютере или пишутся печатными буквами высотой примерно 1,5–2 см, шириной 1–1,5 см[1], с небольшим расстоянием между ними, на одинаковых по размеру и цвету полосках плотной бумаги – 10-12 см, а лучше — картона. Таблички должны быть напечатаны или написаны одинаковым шрифтом, одним цветом, лучше черным. Это очень важно, так как именно в этом случае ребенок будет ориентироваться на написанное слово (фразу), а не на внешний вид таблички. Слово пишется по середине таблички, фраза должна располагаться на одной строчке, без переноса слов. При произнесении слова (фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное, и губы говорящего.

На занятиях используются таблички со словами-поручениями, например, на занятиях по развитию основным движениям – иди, встань, ползи, бросай, кати; на занятиях по обучению действиям с дидактическими игрушками – надень, сними, покажи. На всех занятиях используются таблички: дай, убери, встань, сядь, верно, неверно, молодец и т.д. В зависимости от цели занятия подбираются таблички с названиями игрушек, снарядов, предметов: мяч, кубики, ляля, мишка, зайка, дом, стул, стол, кровать, нос, рот и т.д. При этом в ходе игры, когда малыша побуждают к тому или иному действию или оценивают результат, или просят показать какой-либо предмет, игрушку, взрослый подносит табличку к своему подбородку и произносит слово, фразу. По мере того, как ребенок начнет понимать то или иное слово в письменном виде, т.е. показывает предмет, выполняет действие, оно предлагается ему уже устно, без таблички. Когда малыш показывает предмет, начинает действовать, взрослый хвалит его и в подтверждение правильности выполнения задания показывает написанное слово.

Следует помнить, что к моменту начала занятий с использованием табличек, часть детей, как правило, те, с которыми занимаются с первых месяцев жизни, уже знают многие слова в устной форме. Поэтому взрослый, в этом случае, обучая малыша понимать слова в письменной форме, показывает написанное слово (фразу) молча и только тогда, когда он показывает нужный предмет, начинает действовать, произносит его. Если же ребенок не понимает слова в устной форме, то взрослый показывает слово в письменном виде и тут же подкрепляет его устным словом.

Все игры-занятия проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами, которыми ребенок пользуется в течение всего дня (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению).

При организации совместных занятий по развитию движений, по обучению действиям с разными предметами и игрушками важно использовать все возможности развития слуха малыша, расширять его представления о звуках окружающего мира. С этой целью нужно стараться озвучивать любые производимые действия. Так, перед появлением игрушки - куклы, зайки, мишки взрослый обращает внимание на стук, шум за дверью, спрашивает его: «Что там? Давай посмотрим!»; или, например, обучая малыша кормить мишку, куклу, взрослый стучит по тарелке; чтобы разбудить «спящую куклу» («Наша ляля утром встала») взрослый показывает ребенку будильник и включает его два-три раза, предлагает малышу послушать, как он звучит, наконец, на третий раз он демонстрирует, как от звонка будильника кукла просыпается, он говорит: «Вставай, Ляля! Иди к нам!»; перед тем как построить башню или дорожку взрослый стучит деревянными кубиками друг о друга и просит ребенка самостоятельно воспроизвести этот звук т.п.

По мере развития умений малыша в том или ином виде деятельности, наиболее часто употребляемые слова и фразы, которые он уже хорошо воспринимает слухо-зрительно (т.е. видя губы говорящего и слушая), полезно предъявлять только на слух (так, чтобы малыш не видел губ). Так, в процессе игры со строительным материалом, на слух можно повторять такие слова, как: «будем строить», «кубики», «да», «нет», «дом», «у___ «(поезд), «стол», «стул», «верно», «молодец» и др.

Организуя общение с ребенком в ходе занятий, следует помнить, что каждый вид игр, направленных на общее развитие ребенка, имеет свою особую задачу. Например, основной задачей занятий по развитию движений является овладение ребенком теми или иными основными движениями (ходьбой, ползанием, катанием и т.д.), а не речью. Главная задача, стоящая перед взрослым при проведении игр-занятий с сюжетными игрушками - формирование у малыша с недостатками слуха предметно-игровых действий с сюжетно-образными игрушками, а не формирование речи и не развитие его слуха т.п. Поэтому, пока малыш не овладеет тем или иным движением, действием (например, ходьбой в прямом направлении, ползанием на четвереньках, кормлением куклы, мишки, укладыванием их спать, строительством башни, домика и т.п.) взрослый постоянно дает словесную инструкцию, называет выполняемые действия, предметы, игрушки, части тела, поощряет ребенка. По мере усвоения определенного навыка, когда выполнение упражнения, действия не будет вызывать затруднения у малыша, следует в большей степени активизировать и самостоятельную речь малыша и представлять возможности для развития его слухового восприятия. Слуховое насыщение звуками окружающего мира, формирование речи ребенка не должно становиться основной целью занятий, направленных на развитие разных видов его деятельности.

В пособии описанию каждого вида игр предшествуют краткие методические рекомендации к их проведению, в которых раскрываются значение, задачи, содержание обучения малыша в зависимости от его возраста (до полутора лет и после), особенности организации игр-занятий. Описание каждой игры включает: цель, примерный словарь, оборудование, ход игры. В конце некоторых игр дан ее усложненный вариант, который можно использовать на более продвинутом этапе обучения.

При необходимости взрослые могут варьировать все эти компоненты игры. Так, планируя игры, можно расширять или, наоборот, сокращать объем речевого материала в зависимости от слухо-речевых возможностей детей. Объем словаря, используемого в игре с ребенком, с которым только что началась коррекционная работа, и малышом, в речи которого уже появилось 7-8 слов, включая лепетные, будет различным. Например, при проведении игры со строительным материалом на тему «Построй домик» для первого ребенка объем речевого материала будет минимальным: привет, имя ребенка, построй, тут, дом, ляля, вот, молодец; а для второго, более успешного в речевом развитии – максимальным: имя ребенка, привет, пока, кубики, будем строить, построй, тут, что, там, дай, такой, нетакой, да, нет, дом, ляля, идет (топ-топ), упала (бах), вот, все, убери, хорошо, молодец и т.д.

В течение дня с малышом проводится несколько игр-занятий, длительность которых зависит от возраста ребенка: с ребенком до полутора лет – 8-10 минут, с ребенком старше полутора лет– 12-15 минут.

Было бы хорошо, если все члены семьи смогли заниматься с ребенком, разделить между собой обязанности по проведению игр. Например, отец утром проводит игры по развитию движений малыша. Мама днем проводит игры по развитию речи и слухового восприятия. Бабушка во второй половине дня учит малыша действовать с дидактическими игрушками, а потом сестренка или брат проведут игры с сюжетными игрушками или со строительным материалом.

К каждой игре нужно тщательно готовиться: представить цель игры, продумать речевой материал, подобрать игрушки, предметы, таблички.

В зависимости от цели игры, ее можно провести сидя на полу (на ковре), на диване, перед зеркалом, на прогулке. С полутора лет игры-занятия проводятся и сидя за столом.

Переходя к новым играм, не следует забывать о проводившихся ранее. Необходимо повторять одни и те же упражнения и игры. Это доставляет удовольствие малышу, поддерживает у него интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах.

Приступая к совместным занятиям, важно помнить, они принесут пользу малышу, только если будут проводиться интересно и весело, доставлять ему удовольствие и радость. Чаще поощряйте, хвалите и подбадривайте ребенка. Какие бы конкретные задачи вы не ставили перед малышом, будь то научить его катать мяч, собирать пирамиду, кормить куклу и т.п. помните, что в любой из них заключен большой воспитательный и нравственный смысл. В процессе совместных игр-занятий у неслышащего ребенка развивается интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности, формируются культурные нормы поведения в обществе.

[1] Если у ребенка снижено зрение, таблички могут быть более крупными.