Игры-упражнения по развитию слухового восприятия

 

Знакомим ребенка со звучащими игрушками.

Вызываем интерес к звучащим игрушкам, учим извлекать их звучание

 

Звени колокольчик

Оборудование: колокольчик, коробка с крышкой.

Ход игры: взрослый показывает коробку ребенку, обращая его внимание на звук внутри нее: «Что там? Открой. Ой, колокольчик». При этом взрослый должен быть очень эмоционален, чтобы поддержать любопытство малыша. Взрослый помогает ребенку открыть коробочку, достать колокольчик и показывает, как он звенит, просит ребенка взять колокольчик и, подражая действиям взрослого, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладонь, фиксируя действие: «Нет. Не звенит». Далее ребенку предлагается вызвать звук колокольчика «Да! Звенит». В конце игры взрослый просит ребенка спрятать колокольчик в коробочку и закрыть крышкой. Игра повторяется несколько раз.

 

 

Играй барабан

Оборудование: барабан, две палочки к нему.

Ход игры: взрослый, заинтересовав ребенка, достает из мешочка барабан и палочки к нему. Негромко играет на барабане, произнося достаточно громко татата. Ребенок наблюдает за действиями взрослого. Затем взрослый учит малыша стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая звук и побуждая произносить татата. Когда малыш хорошо барабанит, взрослый хвалит его, восхищается.

Аналогично следует научиться вызывать звуки из других звучащих игрушек: бубна, гармошки, металлофона, шарманки, погремушки.

 

Где пищит?

Оборудование: цветной коврик, резиновая игрушка с пищалкой.

Ход игры: взрослый прячет под коврик игрушку с пищалкой. Когда ребенок ползет на четвереньках или проходит, взрослый наступает на игрушку и производит звук. Когда ребенок находит источник звука, взрослый предоставляет ему возможность самому извлечь игрушку из-под коврика. А затем вместе с малышом нажимает на игрушку и производит звук. Далее ребенку предлагается самому вызвать звук игрушки. Затем можно взять другую игрушку с пищалкой и снова спрятать ее под коврик, предоставляя возможность малышу самому обнаружить источник звука.

 

Учим ребенка реагировать определенным действием

на неречевые и речевые сигналы.

 

Зайка прыгает

Оборудование: зайка, барабан, ширма.

Ход игры: в игре участвуют трое: 2 взрослых и ребенок. Один взрослый играет на барабане, а другой взрослый с ребенком в это время берут зайку и показывают, как он прыгает под звучание барабана. Барабан не звучит – зайка «спит». Барабан звучит – зайка прыгает. Необходимо постепенно добиваться того, чтобы ребенок ждал сигнала, т.е. не начинал действовать до того, как он будет подан. Также следует побуждать малыша к самостоятельному, без подсказки, выполнению действия. Чтобы игра была интересна для ребенка, надо меняться с ним ролями: он стучит в барабан, а взрослый показывает, как прыгает зайка. Эту игру нужно проводить до тех пор, пока ребенок сам не начнет выполнять действие в момент подачи сигнала.

Через несколько дней игра усложняется. Звучания барабана теперь предъявляются ребенку только на слух. С этой целью взрослый воспроизводит удары по барабану за ширмой.

Аналогично следует проводить игры, в которых в качестве источника звука используются: дудка, гармошка, бубен. Под звуки дудки «едет» машина, под гармошку «танцует» кукла, под бубен «идет» мишка.

 

Соберем пуговицы в банку

Оборудование: банка с пуговицами, барабан.

Ход игры: упражнение проводится без слуховых аппаратов! В игре участвуют трое: 2 взрослых и ребенок. Один взрослый садится напротив малыша, достает барабан и начинает играть на нем, привлекая внимание ребенка. Около ребенка стоит пустая баночка, а рядом с ней лежит большая пуговица. В момент начала звучания барабана другой взрослый берет пуговицу рукой ребенка и бросает ее в баночку. Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без помощи взрослого, бросать пуговицу в банку в момент начала звучания барабана. Длительность пауз между подачей сигнала нужно постоянно менять, иначе ребенок будет ориентироваться не на звук, а на ритм подачи сигнала. Когда ребенок начнет сам хорошо выполнять задание, взрослый вместе с барабаном прячется за ширму (на расстояние 0,5 метра от малыша). Ребенок выполняет то же упражнение, только теперь на слух (т.е. он не видит, как взрослый играет на барабане, а только слышит). Когда ребенок начнет реагировать на звучание барабана на слух, взрослый постепенно увеличивает расстояние, с которого он подавал сигнал и определяется то максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звук барабана.

Аналогично следует проводить работу и с другими игрушками (бубен, дудка, гармошка, свисток, погремушка, шарманка и т.п.), которые предъявляются на слух, начиная с расстояния 15-20 см. Взрослый определяет какие игрушки и на каком расстоянии слышит ребенок без аппарата. Затем в аналогичных играх следует проверить, на каком расстоянии он их слышит с аппаратом.  Для поддержания интереса нужно менять материал, с которым работает ребенок: несколько дней с пуговицами, потом – с кольцами пирамиды, с кубиками и т.д.

 

Учим различать на слух при выборе из 2-3 резко отличающихся по характеру звучания игрушки

 

Поиграем на инструментах

Оборудование: бубен – 2 шт., погремушка – 2 шт., ширма.

Ход игры: режим работы слуховых аппаратов должен быть настроен так, чтобы ребенку были доступны речевые и неречевые звучания на расстоянии не менее 1,5 – 2 метра. Взрослый садится рядом с малышом. Размещает перед ребенком бубен и погремушку, и такую же пару инструментов кладет перед собой. Играет на бубне, затем помогает ребенку найти такую же игрушку из его пары и производит такой же звук вместе с малышом. Аналогично играет вместе с ребенком в погремушку. Затем меняет местами звучащие игрушки и повторяет игру. Важно следить, чтобы ребенок правильно выбирал предмет. Взрослый повторяет упражнение, чередуя две игрушки, пока ребенок не будет сам правильно выбирать нужный предмет.  Когда ребенок начнет сам хорошо выполнять задание, взрослый убирает свой комплект игрушек за ширму. Звучит погремушкой так, чтобы ребенок не видел, что он использует. Малыш должен выбрать ту игрушку, на которой играет взрослый. Когда ребенок выбрал игрушку, взрослый показывает свою, продолжая играть на ней. Эта игра проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без помощи взрослого, различать звучание инструментов на слух.

Аналогично нужно проводить игры, в которых в качестве источника звука используются следующие пары игрушек: барабан – гармошка; дудка – металлофон и т.п.

 

Это барабан или гармошка?

Оборудование: барабан, гармошка, ширма и картинки с изображением гармошки и барабана.

Ход игры: взрослый достает гармошку и играет на ней. Затем предлагает малышу сделать тоже самое: «Поиграй на гармошке». Показывает ребенку изображение гармошки: «Вот гармошка. Где гармошка?». Стучит в барабан. Затем предлагает ребенку постучать в барабан. Далее рассматривает с малышом изображение барабана. Проверяет, соотносит ли он изображения. Для этого стучит в барабан, играет на гармошке и спрашивает: «Что играло, покажи». Если ребенок показывает нужную картинку, то игру можно продолжить. Взрослый кладет картинки перед ребенком, а игрушки убирает за ширму. Играет за ширмой на гармошке или стучит в барабан и спрашивает, появляясь из-за ширма и продолжая играть: «Покажи, что это?» Хвалит малыша, если он показал нужную картинку, и подтверждает выбор звучащей игрушкой. Затем опять прячется за ширму и производит звучание на одном из «инструментов» так, чтобы ребенок не видел на чем он играет, а только слышал. Эта игра проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без помощи взрослого, различать звучание инструментов на слух.

Аналогично следует проводить игры, в которых в качестве источника звука используются: бубен, дудка, погремушка, шарманка, металлофон и т.п.

 

Кто играет?

Оборудование: зайка, машина, барабан, дудка.

Ход игры: в игре участвуют трое: 2 взрослых и ребенок. Один взрослый играет на барабане, а другой взрослый вместе с ребенком в это время берут зайку и показывают, как он прыгает под звучание барабана. Барабан не звучит – зайка спит. Барабан звучит – зайка прыгает. Затем взрослый играет на дудочке, а другой взрослый с ребенком катают машину под звучание дудки. Звук есть – машина едет. Звука нет – машина стоит. Игра проводится таким образом, чтобы ребенок видел, какая игрушка звучит. После того как малыш научится выбирать нужную игрушку, взрослый вместе с барабаном и дудкой прячется за ширмой. Попеременно воспроизводя звучания барабана и дудки, взрослый побуждает ребенка выбрать нужную игрушку – зайку или машину. Как только ребенок начал различать звучащие игрушки из 2-х, нужно увеличить выбор до 3-х.

Аналогичная игра проводится и с другой парой звучащих инструментов: гармошка и бубен. Под звуки бубна «идет» мишка, под звуки гармошки «танцует» кукла.

 

Учим различать на слухо-зрительной и слуховой основе слитность звучания

Бежит – идет

Оборудование: бубен, игрушки – большой мишка и маленький медвежонок, ширма.

Ход игры: ребенок сидит напротив взрослого. У взрослого в руках маленький медвежонок. Он звенит бубном без пауз (слитно), и показывает, как маленький мишка бежит, произнося папапа. Затем взрослый берет большого медведя, ударяет по бубну с паузами (не слитно), и показывает, как большой медведь идет, произнося па па па. Затем взрослый сажает большого и маленького мишку перед ребенком. Вновь звенит бубном, например, без пауз (слитно) и побуждает ребенка взять маленького мишку и показать, как он бежит, произнося папапа. Мишка вновь «садится» перед ребенком. Теперь взрослый стучит по бубну с паузами (неслитно) и побуждает малыша взять большого мишку и показать, как он идет, произнося па па па. Мишка вновь «садится» перед ребенком.

Затем взрослый извлекает из бубна то слитные, то неслитные звучания, ребенок выбирает либо маленького мишку и показывает, как он бежит, либо большого мишку и показывает, как он идет. Когда ребенок начинает уверенно справляться с заданием, взрослый переходит к предъявлению звучаний только на слух. С этой целью он прячется за ширму и играет на бубне то слитно, то неслитно. Когда ребенок уже начал «вести» мишку, взрослый, продолжая играть на бубне, появляется из-за ширмы, и ребенок либо убеждается в правильности выполнения упражнения, либо поправляется.

 

Учим различать на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизводить громкость звучаний

 

Две собаки

Оборудование: игрушки – большая собака и маленькая собачка.

Ход игры: взрослый достает большую собаку и показывает ребенку как она лает – АФ-АФ-АФ (громко). Аналогично показывает и изображает как лает маленькая собачка: аф-аф-аф (тихо). Затем предлагает ребенку погладить обеих собак. Далее взрослый, не показывая ту или иную игрушку, изображает (с помощью естественных жестов и мимики лица) то большую, то маленькую собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо. Ребенок должен выбрать собаку (большую или маленькую) и «полаять» также, которую изображал взрослый.

Когда ребенок начинает справляться с данным заданием, взрослый за экраном[1] дает образец громкого и тихого звучаний. С этой целью, держа в руках маленькую собаку, он тихо «лает», закрыв лицо экраном, и большую – «лая» за экраном громко.

Малышу предлагается различать громкий и тихий «лай» на слух. При этом взрослый произносит за экраном только звукоподражание то громко, то тихо, не демонстрируя игрушку. В ответ ребенок изображает большую или маленькую собаку и показывает на соответствующую игрушку.

Аналогичные игры можно проводить на умение различать на слухо-зрительной и слуховой основе высокие и низкие звучания. При этом взрослый произносит ряд слогов «папапа» то низким голосом, то высоким. Под высокое звучание «идет» маленький медвежонок, а под низкое – «идет» большой мишка.

 

Учим различать на слух при выборе из 2-3 звукоподражания, звукоподражания и лепетные слова.

 

Кто как кричит?

Оборудование: 3 собачки, 3 лошадки, мешочек.

Ход игры: у взрослого в мешочке находятся 3 разных собаки и 3 лошадки. Он достает собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит "аф-аф-аф", показывает, как собачка лает, и ставит ее на стол. Затем достает лошадку, называет ее тпру___, демонстрирует как она скачет, и ставит ее на другую сторону стола. Доставая в разной последовательности следующие игрушки, взрослый называет их и учит малыша ставить собачек к собачкам, а лошадок к лошадкам. Затем он предлагает различать аф-аф-аф и тпру___ слухо-зрительно (т.е. видя губы взрослого и слушая). Взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную игрушку, играет с ней, «лает» или «скачет» и убирает в мешочек. Если ребенок самостоятельно не выбирает игрушку, то взрослый руками ребенка берет нужную игрушку, побуждает к игре с ней, произнося, вновь и вновь аф-аф-аф или тпру___ и предлагает убрать ее. Когда ребенок научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух (т.е. когда ребенок не видит губы говорящего, а только слушает). Для этого взрослый берет лошадку, показывает, как она скачет, и за экраном на расстоянии 0,7 – 1 м или на ухо без экрана (если работа проводится без аппаратов) произносит голосом разговорной громкости тпру___. Затем, предлагая ребенку показать, как скачет лошадка, повторяет звукоподражание. Затем то же проделывает с собачкой (аф-аф-аф).

Малыш учится различать на слух звукоподражания, в ответ на которые он должен произвести определенные действия с игрушками и произнести (как сможет) соответствующие звуки. В случае ошибки взрослый повторяет звукоподражание, которое ребенок сначала воспринимает на слухо-зрительной основе, а затем – снова на слух. Каждый раз, когда взрослый произносит то или иное звукоподражание, он побуждает ребенка повторить его. Пары звукоподражаний должны меняться через каждые 2-3 дня. Примерные пары звукоподражаний: у__ - пи-пи-пи; аф-аф-аф – у__; мяу – пи-пи-пи; тпру__- ква-ква-ква. Как только ребенок начал различать звукоподражания из 2-х, нужно увеличить выбор до 3.

 

Учим опознавать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова.

 

 Кто это?

Оборудование: 2-3 кошки, 2-3 машины, 2-3 куклы, мешочек.

Ход игры: взрослый достает мешочек, в котором находятся игрушки, но какие ребенок не знает, и спрашивает: «Что там?» - после чего предлагает малышу: «Слушай». За экраном (мешочком) или на ухо ребенка взрослый произносит одно из звукоподражаний (мяу, би-би) или лепетное слово (ляля). Малыш пытается узнать, повторяя услышанное. Если ребенок услышал верно, взрослый дает ему мешок и предлагает достать соответствующую игрушку. В случае, когда с первого раза малыш не опознал данное звукоподражание, оно повторяется взрослым до 3 раз, и если все же оно остается неузнанным, то взрослый сам достает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание, сначала не закрывая своего лица (слухо–зрительно), а затем закрыв (на слух). Затем игрушка убирается обратно в мешочек. Взрослый произносит другие звукоподражания, а затем вновь предлагает ребенку то, которое он раньше не услышал. Если ребенок узнал звукоподражание, то ему предлагается достать игрушку из мешочка. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все игрушки.

[1] В качестве экрана можно использовать лист писчей бумаги, который закрывает лицо говорящего до глаз