Методические рекомендации к проведению игр-занятий по развитию слухового восприятия

 

Развитие слухового восприятия глухих и слабослышащих детей – один из наиболее специфических разделов коррекционного обучения. При разработке данного вида игр за основу были взяты игры для слышащих малышей (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова, И.А. Выродова и др.), которые адаптировались с учетом особенностей ребенка с нарушенным слухом, часть игр разработана непосредственно нами. В играх ребенок знакомится со звуками окружающего мира, учится различать характер звучаний, воспринимать на слух звукоподражания, слова, словосочетания и фразы.

Остановимся на методических рекомендациях к проведению игр.

Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того, как малыш начинает уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять ребенку образец звучания, который он воспринимает на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.

В ходе игр-занятий следует предъявлять звучания, предлагаемые для восприятия и на слухо-зрительной, и на слуховой основе, в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.

Вначале ребенку предлагается ограниченный выбор - из 2-х резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до 3-5-ти) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.

Игры-занятия по развитию слухового восприятия организуются с ребенком ежедневно несколько раз в течение дня, в периоды бодрствования малыша в течение 5-7 минут. Они в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами, которыми ребенок пользуется в течение всего дня (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению). Отдельные игры проводятся без аппаратов.

Остановимся на описании отдельных игр-занятий по развитию слухового восприятия. Следует отметить, что предлагаемые в них источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Его следует изменять и дополнять с учетом уровня психофизического и слухоречевого развития ребенка, его индивидуальных особенностей.