Игры на развитие активной речи

 

Волшебный мешочек

Цель: побуждать ребенка самостоятельно называть игрушечные предметы.

Оборудование: красивый, яркий мешочек, знакомые ребенку игрушки: зайка, юла, самолет.

Ход игры: взрослый кладет в яркий мешочек знакомые малышу предметы. Достает мешок, показывает его малышу, дает потрогать и говорит: «Что там?»

Затем взрослый достает по одной игрушки и спрашивает: «Что это?» Называет ее сам и побуждает повторить ребенка. Показав игрушку, взрослый вместе с ребенком обыгрывает ее, называет ее еще раз, убирает обратно в мешок, а затем достает следующий предмет.

Эту игру можно провести иначе, например:

  • предложить ребенку самостоятельно доставать игрушки из мешочка и называть их;
  • попросить ребенка достать определенную игрушку и назвать ее.

Наряду со знакомыми игрушками в мешочек можно положить и незнакомый ребенку предмет. Новую игрушку обязательно надо дать малышу потрогать, рассмотреть, подержать и также назвать ее.

 

Кто в домике живет?

Цель: побуждать ребенка самостоятельно называть игрушечные предметы.

Оборудование: детали конструктора, из которого можно построить дом или коробка из-под обуви, игрушки: лягушка (ква-ква), корова (му__), мишка, курица (ко-ко-ко).

Ход игры: взрослый, на глазах у ребенка, строит дом из кубиков или коробки, сажает в него разных животных и говорит малышу: «Кто там. Давай посмотрим». При этом широко использует естественные жесты.

Взрослый вместе с ребенком снимает с домика крышу, достает по одной игрушке, рассматривает ее, называет: «Это лягушка», - говорит с удивлением взрослый и добавляет: «Ква-ква-ква. Она умеет прыгать». Взрослый передвигает игрушку по столу и имитирует движения лягушки, называя ее. Затем предлагает малышу повторить за ним, при этом, побуждая повторить названное им звукоподражание.

«А еще кто там? – взрослый заглядывает в домик и достает следующую игрушку. – Кто это? Это мишка». И так далее.

 

Кто спрятался?

Цель: побуждать ребенка самостоятельно называть игрушки.

Оборудование: контейнер с фасолью, в котором спрятаны заводные игрушки: жук, курица, мышка.

Ход игры: взрослый достает контейнер с крупой, привлекает внимание ребенка и просит помочь ему открыть его. Показывает малышу, что в крупе кто-о спрятался. Достает сначала сам игрушку: «Ой, кого я нашла? Кто это?»  Сам называет ее: «Это жук (ж-ж-ж)», побуждает ребенка повторить. Затем заводит игрушку и отпускает ее. Игрушка перемещается по столу, ребенок наблюдает за ней: «Смотри, жук ползет. Ж-ж-ж. Ползет жук». Потом взрослый отдает игрушку ребенку, чтобы он поиграл с ней и попробовал завести. Если у малыша не получается, то он помогает ему. Все время взрослый стимулирует ребенка повторять: «ж-ж-ж». Так достают все игрушки из контейнера, называют их и обыгрывают. В конце игры взрослый просит ребенка спрятать игрушки обратно в контейнер с крупой: «Спрячь мышку (пи-пи-пи), жука (ж-ж-ж), курицу (ко-ко-ко). Ребенок находит нужную игрушку или взрослый помогает ему найти ее, называть еще раз и спрятать. В следующий раз в контейнер можно спрятать другие игрушки. Игры с крупой доставляют детям большое удовольствие.

 

Давай познакомимся!

Цель: побуждать ребенка самостоятельно называть игрушки.

Оборудование: 3 собачки, 3 лошадки, красивый, яркий мешочек.

Ход игры: у взрослого в мешочке находятся 3 разных собаки и 3 лошадки. Он достает из мешочка собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит "аф-аф-аф", показывает, как собачка лает, и ставит ее на стол. Затем достает лошадку, называет ее тпру___, демонстрирует как она скачет, и ставит ее на другую сторону стола. Доставая в разной последовательности следующие игрушки, взрослый называет их (при этом, постоянно побуждая ребенка повторить названное им звукоподражание) и учит малыша ставить собачек к собачкам, а лошадок к лошадкам.

Затем взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную игрушку, играет с ней, «лает» или «скачет», называет, как может и убирает в мешочек.

Если ребенок самостоятельно не выбирает игрушку, то взрослый руками ребенка берет нужную игрушку, побуждает к игре с ней, произнося, вновь и вновь аф-аф-аф или тпру___ и предлагает убрать ее в мешочек.

Каждый раз, когда взрослый произносит то или иное звукоподражание, он побуждает ребенка повторить его.

Пары звукоподражаний должны меняться через каждые 2-3 дня. Примерные пары звукоподражаний: у__(поезд) - пи-пи-пи (птичка); аф-аф-аф – у__; мяу – пи-пи-пи; тпру__ (лошадка)- ква-ква-ква (лягушка).

 

Игра с мячиком

Цель: побуждать ребенка произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: мяч средних размеров

Ход игры: взрослый садится с ребенком на пол напротив друг друга, разводит ноги ребенка врозь и предлагает поиграть, перекатывая мяч друг другу, при этом, произнося звук «а__» и побуждая малыша повторять за ним. Взрослый учит малыша ловить катящийся мяч и направлять его обратно, произнося звук «а__».

Взрослый стучит мячиком о пол и произносит звукосочетание «па-па-па», передает мяч малышу и просит его повторить. Затем взрослый кидает мяч и произносит «бах, упал», передает мяч ребенку и просит повторить: «Кидай мяч, бах!» используя при этом естественные жесты. В случае необходимости он помогает малышу, постоянно побуждая его произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Крутит мяч по кругу ладошкой ребенка по полу и произносит звук о______, побуждая ребенка повторять за ним. Затем взрослый передает мяч ребенку и стимулирует его повторить движение и произнести звук.

Эта игра проводится до тех пор, пока малыш не научится подражать действиям и речи взрослого.

 

Курочка ест

Цель: учить понимать и самостоятельно называть простые действия.

Оборудование: заводная курочка, тарелочка из кукольного сервиза, зернышки (можно слепить из пластилина или взять настоящую крупу).

Ход игры: взрослый сажает ребенка за стол, стучит по крышке стола, привлекая внимание ребенка: «Ой. Кто там? Давай позовем». Взрослый вместе с ребенком зовут: «Иди к нам. Иди», используя при этом естественный жест. Достает курочку и радостно произносит: «Ой, это курочка к нам пришла! Ко-ко-ко. Ко-ко-ко». Заводит курочку и вместе с ребенком наблюдает, как курочка прыгает по столу.

«Курочка хочет кушать. Ам-ам», - говорит взрослый, используя при этом естественный жест «кушать». Затем достает тарелочку с зернышками и ставит перед курочкой и показывает, как она клюет зернышки. Взрослый спрашивает: «Что делает курочка? Курочка кушает. Ам-ам. Ам-ам!» Затем отдает курочку ребенку и просит показать, как она ест, и произнести: «Ам-ам!»  В конце игры взрослый дает ребенку поиграть с курочкой, попробовать завести ее самостоятельно. Потом вместе с малышом прощаются с курочкой, и все убирают.

В следующий раз можно покормить другие игрушки – куклу, собаку, мишку, зайку.

 

Ляля идет, Ляля упала

Цель: учить понимать и самостоятельно называть простые действия.

Оборудование: мостик, который можно сделать из деталей конструктора; кукла.

Ход игры: взрослый строит мостик: на некотором расстоянии друг от друга он ставит два кубика и кладет сверху кирпичик. Затем показывает ребенку куклу и говорит: «Давай научим Лялю ходить по мостику».

Сначала взрослый сам ведет куклу по мостику, приговаривая: «Ляля идет. Топ-топ-топ». Затем передает куклу ребенку и просит провести куклу по мостику, используя естественные жесты: «Ляля идет. Топ-топ-топ».

Затем взрослый снова сам ведет куклу по мостику. На этот раз он так ведет куклу, что она «оступается» и падает с мостика. Взрослый восклицает: «Ой, Ляля упала! Бах! Ляля шла и упала, да? Что сделала Ляля? Бах! Упала!»

Взрослый снова передает куклу ребенку: «Покажи, как Ляля идет по мостику». Скорее всего малышу захочется повторить действия взрослого.

Каждый раз нужно побуждать ребенка сопровождать действия соответствующими словами.

 

Зайка купается

Цель: учить подражать действиям взрослого, понимать и самостоятельно называть простые действия.

Оборудование: резиновый зайчик; тазик, наполненный водой; черпачок, полотенце.

Ход игры: взрослый сажает ребенка около себя на пол или за стол, стучит кулаком по полу или крышке стола и спрашивает: «Кто там?» Появляется зайчик. Взрослый радостно произносит: «Ой, это зайка!» Вместе с ребенком здороваются с зайкой.

Зайка прыгает по столу (полу). «Зайка хочет купаться. Куп-куп», - говорит взрослый, используя при этом естественные жесты. Затем достает тазик с водой и черпачок. Дает возможность ребенку посмотреть, потрогать воду. Показывает ребенку, как надо купать зайца (опускает его в воду, «моет» ему уши, животик, хвост), поливает его черпачком.

Взрослый спрашивает: «Что делает зайка? Зайка купается. Куп-куп. Куп-куп зайка!» Затем предлагает ребенку «искупать» зайку и сказать: «Куп-куп!» Потом вытирают зайку полотенцем.

В следующий раз можно «искупать» другие игрушки – куклу, мишку, собаку, кошку.

 

 

Курочка Ряба (для детей 2 лет)

Цель: учить понимать текст, производить необходимые действия в соответствии с текстом и развивать активную речь.

Оборудование: сказочные фигурки-персонажи из сказки «Курочка Ряба».

Ход игры: взрослый рассказывает сказку: «Жили-были дед и баба (показывает деда и бабу), и была у них курочка - ко-ко-ко (показывает курочку). Снесла курочка яичко не простое, а золотое (показывает малышу «золотое» яйцо). Дед бил-бил не разбил, баба била-била не разбила (показывает, как баба била, как дед бил – ба  ба  ба), а мышка - пи-пи-пи бежала (показывает мышку), хвостиком махнула, яичко упало и разбилось (показывает, как мышка разбила яйцо - – бах!). Дед плачет, баба плачет а__а__ а__, а курочка кудахчет (изображает, как курица кудахчет – ко-ко-ко): «Не плачь, дед, не плачь баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое» - показать простое яйцо».

Рассказывая малышу сказку, взрослый активно использует естественные жесты. После прочтения, взрослый еще раз обсуждают с малышом сюжет сказки с повторным показом. Взрослый должен побуждать ребенка к самостоятельным высказываниям.

 

Репка (для детей 2 лет)

Цель: учить понимать текст, производить необходимые действия в соответствии с текстом и развивать активную речь.

Оборудование: сказочные фигурки-персонажи из сказки «Репка».

Ход игры: взрослый читает сказку: «Жили-были дед и баба (ставит перед ребенком фигурки старика и старухи). Посадил дед репку (добавляется игрушечная репка). Стал дед репку тащить (показываем ребенку, что значит тащить). Тянет - потянет, а вытащить не может (показывает, как дед тянет репку). Позвал дед бабку: «Иди, бабка, репку тащить помоги!» (изображает соответствующие действия). Дедка за репку, бабка за дедку, тянут – потянут, вытащить не могут. Бабка зовет внучку (лялю), внучка (ляля) – собаку (ав-ав), собака (ав-ав) – кошку (мяу), кошка (мяу) зовет мышку (пи-пи-пи). Все дружно вытянули репку».

Количество персонажей можно сократить. Рассказывая малышу сказку, взрослый активно использует естественные жесты. После прочтения, взрослый еще раз обсуждают с малышом сюжет сказки с повторным показом. Взрослый должен побуждать ребенка к самостоятельным высказываниям.