В пособие включены развивающие игры-упражнения для детей второго года жизни с нарушением слуха, направленные на развитие у малышей основных движений, формирование игровых умений, действий с дидактическими игрушками и предметами-орудиями, развитие первых конструктивных умений. Представлены и специальные игры-упражнения по развитию речи и слухового восприятия. Приведенные в пособии игры и задания помогут организовать увлекательные занятия с малышом с нарушением слуха и сделать процесс его воспитания и обучения интересным и эффективным.

Пособие адресовано, в первую очередь, родителям детей с нарушениями слуха, а также может быть использовано педагогами, воспитателями, психологами.

 

Введение

 

Семье принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребенка с нарушением слуха. Родители являются главными учителями маленького ребенка с недостатками слуха.

Для малыша с нарушенным слухом, как и для любого ребенка, основной деятельностью является игра. Поэтому одним из важных условий его успешного обучения является умение родителей играть со своим сыном или дочкой, в занимательной форме проводить разнообразные игры-занятия. Играя, активно действуя с предметами и игрушками, малыш незаметно для себя усваивает те умения и навыки, которые взрослый считает необходимым ему дать. Игра способствует его познавательному, речевому, эмоциональному развитию, а также позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с нарушением слуха, недоразвитием речи.

Как показывает наш опыт, родители детей с нарушениями слуха часто испытывают трудности в организации игр-занятий дома. Им нужны рекомендации, советы, как играть с малышом, какие игры и занятия проводить, как успешно взаимодействовать со свои ребенком.

Перед авторами данного пособия стояла задача найти и описать конкретные приемы – игры, задания, которые облегчат родителям и педагогам работу с ребенком на пути его раннего всестороннего развития. В пособии представлены развивающие игры-занятия, которые могут широко использоваться родителями малышей с нарушенным слухом, а также педагогами и психологами центров слуха (сурдологопедических центров) и групп кратковременного пребывания для разностороннего развития ребенка с недостатками слуха.

В пособии представлены развивающие игры-занятия для детей второго года жизни с нарушенным слухом: игры по развитию основных движений, по обучению действиям с дидактическими, сюжетными игрушками, с предметами-орудиями, игры-занятия со строительным материалом. В пособие включены и специальные игры-упражнения по развитию речи и слухового восприятия.

Особенности проведения игр-занятий с детьми второго года жизни, имеющими нарушение слуха, в данном пособии мы рассматриваем применительно к детям, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами. Предлагаемые нами игры-занятия по развитию основных движений, игры с сюжетными игрушками, игры-занятия со строительным материалом, игры по сенсорному развитию будут полезны и для детей с кохлеарными имплантами (КИ). Однако при их проведении следует учитывать особенности реабилитации детей с КИ: нет необходимости рано обучать детей грамоте (письменные таблички в ходе проведения игр не используются), а также не следует требовать от малыша с КИ воспринимать речь взрослого на слухо-зрительной основе (когда ребенок должен обязательно видеть лицо говорящего при предъявлении заданий, взаимодействии с малышом).

В процессе подбора и описания игр по общему развитию учитывались возрастные особенности детей раннего возраста. Перед описанием каждого вида игр раскрываются задачи, содержание, особенности их проведения в зависимости от возраста ребенка.