Методические рекомендации к проведению игр-занятий по развитию речи

 

Представленные игры направлены на развитие понимания речи и самостоятельной речи малыша с нарушением слуха. За основу были взяты игры для слышащих малышей, в том числе и отстающих в развитии, которые адаптировались с учетом особенностей ребенка с нарушенным слухом, часть игр разработана непосредственно нами.

Как проводить игры-занятия по развитию речи с малышом, на что следует обратить особое внимание?

Игры-занятия по развитию речи организуются с ребенком ежедневно несколько раз в течение дня, в периоды бодрствования малыша в течение 5-7 минут. Они проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами, которыми ребенок пользуется в течение всего дня (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению).

Занятия надо проводить в игровой форме, опираясь на естественный интерес ребенка к тому, что его окружает, используя любые бытовые ситуации. Следует воспринимать занятие не как урок в школе, а как игру, доставляющую удовольствие и малышу, и взрослому. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразны как по содержанию, так и по форме.

Речь взрослого является для ребенка образцом для подражания. Поэтому она должна быть естественной, без утрированного произнесения отдельных звуков и слогов, нормальной по темпу, очень выразительной и эмоционально окрашенной. Так же очень важно в общении с ребенком использовать естественные жесты, живую мимику лица, выразительные позы – они способствуют как общему, так и речевому развитию малыша. Общаясь с ребёнком, взрослый постоянно должен побуждать его к речи. Побуждать повторять звукоподражания, лепетные и полные слова, фразы (как он может), поощрять каждую попытку воспроизведения. Но нельзя настаивать. Постепенно в процессе многократного восприятия речевого материала, он начнет и сам пользоваться этими словами, фразами. Надо постоянно комментировать свои и его действия. Говорить с малышом нужно голосом разговорной громкости, не надо кричать.

Речь не должна быть многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения – так ребенок научится быстрее их понимать.

Если ребенок со слуховыми аппаратами, то нужно обращаться к нему с расстояния 0,5-1 м. В этом случае ребенок и слышит речь взрослого, и видит лицо говорящего, т.е. воспринимает речь слухо-зрительно.

Если малыш без слуховых аппаратов (еще не слухопротезирован или есть медицинские противопоказания к звукоусилению) – это не значит, что не надо с ним общаться. Говорить надо также голосом разговорной громкости сначала в лицо (чтобы ребенок видел губы говорящего), а затем - на ушко. В этом случае ребенок воспринимает речь вначале слухо-зрительно – видя лицо, затем на слух и вновь - слухо-зрительно.

Когда ребенок находится на руках у взрослого, надо обязательно разговаривать с ним. При этом малыш воспринимает речь не только на слух, но и ощущая движение воздуха от голоса и вибрацию.

Ребенок должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, название игрушки или действия, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы.

Во всех упражнениях необходимо действовать «по очереди», делая паузу для ответа ребенка. При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.

Следует поощрять и специально учить малыша пользоваться разнообразными естественными жестами (дай, нет, там, тут, привет, пока, большой, маленький…), использовать выразительные позы (вопроса, осуждения, восторга и т.п.).

Если родители в семье говорят на разных языках, то следует выбрать один язык. Лучше выбрать язык, на котором ребенок будет говорить в детском саду, на котором будет построено его дальнейшее обучение.

Занимайтесь с малышом играя, опираясь на его естественный интерес к тому, что его окружает, привлекает внимание.

Играйте с малышом всей семьей! Подключайте и братьев, и сестер, и бабушек, и дедушек. Чем больше малыш с нарушением слуха общается с родителями и близкими ему людьми, тем быстрее он развивается, накапливает новые знания, умения и навыки.