Игры и занятия с предметами-орудиями для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

 

Что в трубке лежит?

Цель игры: научить ребенка пользоваться палочкой как орудием в новых условиях — при выталкивании игрушек.

Примерный словарь: имя ребенка, трубка, палка, зайка, дай, что, там, молодец.

Оборудование: прозрачная, из небьющегося материала, или непрозрачная картонная, легкая трубка, палочка.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку трубку, внутри которой лежит завернутая в цветную бумагу или ткань игрушка, и спрашивает, используя естественный жест: «Что там? Что в трубке лежит?» Заинтересовав малыша, взрослый берет палочку, на глазах у ребенка выталкивает ею из трубки сверток, разворачивает и показывает, называя при этом игрушку: «Вот зайка». После показа взрослый дает малышу трубку со свертком и палочку, и с помощью естественных жестов предлагает самому извлечь игрушку. Необходимо, чтобы маленькие игрушки были разными и достаточно яркими, чтобы малыш стремился их достать.

На повторном занятии взрослый дает ребенку трубку и палочку без предварительного показа действия, но помогает малышу, если тот не умеет правильно использовать палочку. Если ребенок безуспешно пытается достать игрушку из трубки пальцами, нужно сказать, пользуясь естественными жестами: «Так трудно достать. Вот палка. На палочку».

 

Поймай шарики

Цель: развивать совместные действия обеих рук, формировать орудийные действия.

Примерный словарь: имя ребенка, вода, шар, сачок, да, нет, умница.

Оборудование: таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые), сачок, банка.

Ход занятия: Взрослый приносит в комнату тазик, (можно налить воды в ванной) наливает в него на виду у ребенка воду, дает ему потрогать воду руками, говорит: «Вода». Затем взрослый показывает малышу шарики и бросает их в таз с водой, предлагает ему самому опустить шарики в воду. Затем взрослый берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее малышу предоставляется возможность самостоятельно с помощью сачка доставать шарики по–одному и опускать их в банку. При затруднениях, испытываемых ребенком, взрослый действует вместе с ним.

 

Поехала куколка в гости

Цель игры: научить ребенка использовать орудие с приспособлением, учитывая особенности предмета-цели.

Примерный словарь: имя ребенка, кукла (ляля), кольцо, надень, едет (би-би)

Оборудование: тележка со стержнем, палка с кольцом, кукла

Ход игры: Взрослый ставит на стол тележку с куклой. На тележке имеется стержень. Взрослый накидывает на стержень кольцо, закрепленное на конце палочки, и тянет к себе тележку с куколкой за палочку, при этом говорит: «ляля едет, (би-би)». Затем предлагает проделать то же самое ребенку, приговаривая: «Ляля едет».

Если малыш не надевает кольцо палочки на стержень, а толкает тележку палочкой или старается зацепить ее палочкой сбоку, то следует повторно показать правильный способ действия, обращая его внимание именно на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать это кольцо на стержень и подтягивать коляску. Занятие требует 1—2 повторений.

 

Поймай бабочку сачком

Цель: развивать координацию движений рук, ориентировку в пространстве, ловкость, быстроту реакции. Воспитывать сообразительность.

Примерный словарь: имя ребенка, сачок, бабочка, цветы, красивая, лови, молодец, пока.

Оборудование: сачок, бабочка(и), изготовленная из папье-маше на веревке, яркие плоскостные цветы из картона или ватмана (аппликация из цветной бумаги).

Ход занятия: взрослый заранее прикрепляет на стол яркие плоскостные цветы, изготовленные из полуватмана. Дергая бабочку за нитку, взрослый демонстрирует, как она перелетает от одного цветка к другому: «Бабочка летает». Затем он маленьким сачком пытается поймать бабочку. Взрослый накрывает бабочку сачком сверху, говорит малышу: «Поймали бабочку. Бабочка красивая». Немного приподнимая сачок, взрослый достает бабочку и предлагает ребенку рассмотреть ее. Затем бабочка снова «улетает», а малышу дают сачок и предлагают с его помощью поймать бабочку: «Катя, лови бабочку!» Взрослый следит, чтобы ребенок сверху накрывал бабочку сачком. В конце занятия бабочка «улетает», а малыш говорит ей «Пока». Занятие повторяется 2—3 раза.

 

Выбей мяч

Цель: развивать глазомер, координацию движений, ловкость, точность. Учить добиваться цели.

Примерный словарь: имя ребенка, кукла (ляля), привет, корзина, что, там, мяч, сетка, где, достань, верно, неверно, молодец, еще.

Оборудование: штатив (высота 40 см), на нем прикреплено кольцо с сеткой (диаметр 9 см, длина сетки 11 см), толкушка (высота 20 см, диаметр диска на ней 5), кукла, корзинка.

Ход занятия: взрослый подводит малыша (детей) к штативу с кольцом и сеткой. Возле штатива стоит кукла с корзинкой в руке. Взрослый, используя естественные жесты, говорит: «Кукла к нам пришла. Привет, ляля. У ляли корзина. Что там? Что в корзине? Давай посмотрим!» - берет корзинку у куклы, вынимает мяч и показывает малышу: «Что это?» - если ребенок не отвечает, взрослый сам называет предмет: «Мяч». Затем взрослый показывает, как «кукла» забрасывает мяч в сетку – «Где мяч?» - спрашивает у малыша взрослый, разводя руками и делая вопросительное выражение лица. Обращая внимание ребенка на мяч в сетке, взрослый говорит: «Давай достанем мяч» - он берет толкушку и показывает, как нужно выталкивать мяч из сетки толкушкой: поддевает толкушкой мячик в сетке и выталкиваем его через кольцо. Далее взрослый снова демонстрирует, как «кукла» забрасывает мяч в сетку, а потом предлагает малышу вытолкнуть его из сетки толкушкой. Ребенок выполняет действие. Если он не может вытолкнуть мяч из сетки, взрослый еще раз показывает, как нужно действовать, или использует совместные действия. Занятие повторяется 2 раза.

На последующих занятиях можно предложить малышу выталкивать из сетки по очереди мелкие кольца от пирамидки, а потом нанизывать их на стержень.

 

Плыви ко мне, кораблик

Цель: формировать у ребенка навык владения палочкой-крючком, развивать координацию движений кистей рук.

Примерный словарь: имя ребенка, вода, корабль, далеко, палка, крючок, плывет, верно, неверно, умница.

Оборудование: кораблики из пластмассы (ширина 8 см, высота 9), палочка (длина 25 см) с крючком на конце, таз с водой.

Ход занятия: взрослый приносит тазик, наливает в него воду на виду у ребенка. Затем показывает малышу пластмассовый кораблик и опускает его на воду: «Корабль плывет». Малышу дают другой кораблик и предлагают пустить его на воду. «Кораблики уплыли далеко», — говорит взрослый, используя естественный жест. «Давай достанем. Рукой нельзя достать», - произносит взрослый и демонстрирует ребенку, что он не может рукой дотянуться до корабликов. Далее взрослый берет палочку с крючком и показывает малышу, как можно подцепить кораблик с ее помощью. Другой кораблик предлагается достать малышу самостоятельно с помощью палки с крючком. Можно еще раз пустить кораблики на воду «Плывут, кораблики!», а потом снова попросить малыша достать кораблики палочкой с крючком: «Ваня, достань кораблик… Верно Умница». При затруднениях, испытываемых ребенком, взрослый действует вместе с ним.

 

Ловись, рыбка

Цель игры: научить ребенка пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Примерный словарь: имя ребенка, вот, еще, вода, рыба, утя, плывет, сачок, лови, молодец.

Оборудование: тазик (надувной бассейн) с водой, резиновые рыбки и уточки, сачок.

Ход игры: в небольшой бассейн с водой (тазик, надувной бассейн и т.п.) взрослый помещает целлулоидных рыбок (можно уточек), ставит малыша рядом с бассейном и говорит: «Вот рыба плывет. Утя плывет». Затем показывает ему ловлю игрушек сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку». Затем предлагает малышу взять сачок и ловить рыбку, сопровождая свои слова естественным жестом: «Лови рыбу, Коля (Миша, Аня). Молодец».

Занятие следует повторить несколько раз с некоторыми промежутками. В теплые, солнечные летние дни малыш может самостоятельно играть с водой. Эти игры должны обязательно проходить под наблюдением взрослого.

 

Достань шарик

Цель игры: научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды.

Примерный словарь: имя ребенка, банка, там, вода, шар, упал (бах), достань, умница.

Оборудование: банка из толстого стекла или пластмассы с водой, шарики (пластмассовые, резиновые), черпачок.

Ход игры: взрослый подзывает к себе ребенка и показывает ему высокую банку (из толстого стекла или пластмассы) с водой, налитой до половины, говорит «там вода». Взрослый бросает в банку шарики, приговаривая: «Шарик упал!» — и показывает, как надо выловить шарик, плавающий в воде, с помощью черпачка. После показа следует предложить малышу самому бросить в воду шарики: «Бах! Шарик упал!». После этого взрослый еще раз показывает необходимое действие и, дав ребенку черпачок, предлагает ему самому вылавливать шарики из банки.

Нужно следить, чтобы малыш играл спокойно, не разбрызгивая воду. Занятие можно повторить несколько раз.

 

Рыболов

Цель: учить ребенка подводить магнит удочки точно под рыбку, вынимать пойманную рыбку из воды. Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

Примерный словарь: имя ребенка, рыба, плывет, удочка, лови, поймал, молодец.

Оборудование: удочка (длина 30 см) с магнитом, прикрепленным леской к удочке. Длина лески 22 см. Пластмассовые рыбки с магнитом внутри, таз с водой.

Ход занятия: Взрослый приносит тазик, ставит его на детский столик, наливает в него на виду у малыша воду, дает ему потрогать воду руками: «Вот вода… А вот рыба. Еще рыба…» - взрослый показывает рыбок и предлагает малышу, используя естественный жест, самому опустить их в воду. - «Саша, возьми рыбу. Пусти на воду. Рыба плывет… Еще возьми рыбу. Рыба плывет…». Все рыбки плавают в воде. Далее взрослый берет удочку в руки и медленно опускает поплавок в воду - «Будем ловить рыбок» - говорит он малышу. Взрослый подводит поплавок над рыбкой и «ловит» рыбку с помощью магнита, вынимает удочку с прицепленной к поплавку рыбкой: «Вот рыба. Поймали рыбу». Затем он снимает рыбку с удочки и кладем в ведерко. Далее взрослый, широко пользуясь естественными жестами, предлагает ребенку взять удочку и поймать рыбку: «Саша, возьми удочку, лови рыбу». При затруднениях взрослый помогает малышу, используя совместные действия. Пойманные рыбки складываются в ведерко: «Саша, положи рыбу в ведро». Молодец».

На последующих занятиях можно ловить больших и маленьких рыбок: «Поймай маленькую (большую) рыбу»; рыбок разного цвета: «Поймай красную (желтую, зеленую) рыбу.

 

Занятие с деревянным молотком

Цель: учить ребенка вставлять втулку в отверстие и забивать ее деревянным молотком. Координировать движения обеих рук.

Примерный словарь: имя ребенка, молоток тук-тук, молодец.

Оборудование: одноцветный широкий прямоугольный кубик с отверстиями (4—6 шт.). Втулки с плоскими шляпками (4—6 шт.). Деревянные молоточки.

Ход занятия: Взрослый ставит перед сидящим за столом малышом кубик с отверстиями. В отверстия нужно вставить втулки с плоскими шляпками. Взрослый показывает малышу, что рукой эти втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно, а нужно забивать каждую втулочку в отверстие с помощью игрушечного деревянного молотка. Взрослый демонстрирует, как нужно вставлять втулочку и забивать ее молоточком. Затем он дает ребенку молоточек, кубик, втулочки и предлагает забивать втулочки, широко используя при этом естественные жесты. При необходимости взрослый помогает малышу: еще раз показывает, как нужно забивать втулку молоточком, использует совместные действия.

Во время занятий с песком можно предложить ребенку (детям) вбивать деревянным молотком колышки во влажный песок: делать забор вокруг домика, строить загончик для домашних животных и т. д.

 

 

Игры с песком.

Цель игр: научить ребенка пользоваться игрушками-орудиями для получения практического результата.

Дети должны научиться целенаправленно использовать совок, формочку, ведерко, уметь копать песок совочком, насыпать совочком песок в ведерко или формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки и т. д. Детям нужно показать сухой и влажный песок, обратить их внимание на то, что сухой сыплется, а сырой песок остается на ладошках. Для игры песок обязательно должен быть увлажнен.

 

Копание песка совком

Взрослый в песочнице показывает ребенку (детям) совочек и демонстрирует, как можно копать совочком песок. Затем дает совок малышу и предлагает копать им песок. Ребенок должен под руководством взрослого научиться насыпать сырой песок в кучку, рыть ямки, канавки, разглаживать совком неровности на песке и т. д.

 

Насыпание песка совочком в ведерко

Взрослый берет в руки ведерко, совочек, говорит: «Вот Ведро. Вот совок. Будем насыпать песок в ведро». Затем показывает ребенку (детям), как нужно насыпать песок. Далее он дает ребенку (детям) совок и предлагает им насыпать в ведерки песок. Песок из ведерок малыш может высыпать тут же, а более старшим можно предложить, насыпав в ведерко песок, отнести его на стол-песочник.

 

Игра с совочком и формочкой

Взрослый дает ребенку совочек и предлагает копать песок, затем сажает рядом с собой куклу, достает формочку и говорит: «Ляля, привет! Будем печь пироги ляле!» Зачерпывает сырой песок, утрамбовывает его тыльной стороной совка, переворачивает формочку на стол, придерживая песок рукой или совком, стучит по дну совком, снимает формочку и радостно говорит: «Вот, пирог для ляли!» После показа изготовления 3—4 пирогов взрослый дает ребенку формочку и предлагает ему самому делать пироги для куклы.

Тем детям, которые не могут сделать пирог самостоятельно, следует показать еще раз, как нужно действовать.

 

Игры зимой со снегом

Во время прогулок зимой в мягкую погоду ребенку можно дать деревянную лопатку, показать ему, как можно лопатками копать снег, сгребать его в кучки, возить на игрушечных санках, счищать с дорожки, а затем предложить ему самому поиграть со снегом.