Игры и занятия с предметами-орудиями для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев

 

Звени, колокольчик!

Цель игры: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика.

Оборудование: колокольчик или бубенчик, веревочка.

Ход игры: Взрослый укрепляет на подставке колокольчик или бубенчик, подвешивает его на видном и легкодоступном месте. Колокольчик висит так, что ребенок не мог достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Взрослый показывает малышу, как, дергая за веревочку, можно звонить в колокольчик, привлекает внимание малыша к звуку колокольчика: «Динь-динь-динь». Ребенку дают возможность поиграть с колокольчиком. Занятие следует повторить, после чего игрушку можно оставить ребенку для самостоятельной игры.

 

Наматывание тесьмы на катушку

Цель игры: развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль.

Оборудование: катушка большая, к ней привязывается веревочка 70 см.

Ход занятия: взрослый показывает малышу катушку с привязанной веревочкой: «Вот катушка. Веревка» - и на глазах у малыша наматывает веревочку на катушку, одной рукой держит катушку, а другой наматывает всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). Затем взрослый разматывает веревочку (берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе) и предлагает ребенку намотать веревочку на катушку самостоятельно. При необходимости взрослый помогает ему, используя совместные действия. Малышу можно предложить наматывать веревочку еще 2—3 раза.

 

 

Бей, барабан

Цель: учить употреблять вспомогательный предмет – палочки, развивать координацию движений рук, умение контролировать их зрительно.

Примерный словарь: имя ребенка, барабан, палочки, та-та-та, зайка, прыгает, молодец

Оборудование: музыкальный инструмент - барабан, палочки (длина 14-15 см), зайка.

Ход занятия: взрослый показывает малышу барабан, стучит по нему палочками («та-та-та»), под стук барабана прыгает зайка: «Зайка прыгает». Затем взрослый дает малышу палочки и предлагает постучать палочками по барабану. Во время «игры» ребенка на барабане, взрослый демонстрирует, как прыгает зайчик, когда звука нет – зайка сидит.

На повторном занятии можно сразу дать малышу послушать звучание барабана на слух: «Что там? Слушай! …Да. Барабан (та-тата)».

 

Подбрасываем игрушку

Цель: привлечь внимание ребенка к действиям взрослого с помощью предмета. Научить действовать вместе со взрослым (другим ребенком).

Примерный словарь: имя ребенка, зайка, упал, прыгает, вверх, вниз.

Оборудование: простынка (пеленка), резиновый зайчик (медведь, собачка).

Ход занятия: Взрослый берет небольшую пеленку, на середину пеленки кладет игрушку – зайчика. Затем взрослый предлагает взять малышу пеленку за два угла, а сам держит другие два угла пеленки. Далее нужно встряхнуть простынку за углы, чтобы зайчик, лежащий посредине, подлетал вверх: «Зайка прыгает. Вверх… Вниз….» - сопровождает действия речью взрослый.

На следующем занятии вместо зайчика можно взять мишку, собачку.

 

Покатай куклу

Цель игры: научить детей пользоваться тесемкой (веревкой) для прокатывания игрушки в разных направлениях.

Оборудование: машина (коляска), тесемка, кукла, другие сюжетные игрушки.

Ход игры: Взрослый сажает ребенка за длинный стол или сажает его на ковре, показывает коляску или машину, дает их ребенку. Некоторое время малыш играет, возит машину или коляску. Затем взрослый показывает малышу тесемочку и привязывает ее к машине (коляске). В машину взрослый сажает куклу (зайку) и катает машину за тесемку по столу (по полу), говорит при этом: «ляля едет (би-би)». Затем малышу предлагается катать игрушки по полу или во дворе во время прогулки.

 

Лови шарик

Цель: познакомить ребенка с простейшими приспособлениями (тесемкой, веревочкой), которые удерживают шар, учить целенаправленным действиям, стимулировать общение ребенка со взрослыми.

Примерный словарь: имя ребенка, шар, лови, еще, молодец, хорошо

Оборудование: 2-3 воздушных разноцветных шарика с длинными разноцветными веревочками или ленточками.

Ход игры: взрослый подбрасывает заранее надутые воздушные шарики с ленточками: «Шар, еще шар…», и показывает малышу, как нужно ловить их за ленточку. Снова подбрасывает шары и предлагает ребенку ловить их за ленточки: «Ваня, лови шар. Молодец… Ваня, еще шар, лови. Хорошо…». Потом взрослый и малыш встают напротив друг друга: один – подбрасывает шарик, другой – ловит за ленточку.

Игра со скользящей тесемкой

Цель игры: учить притягивать к себе игрушку за оба конца скользящей тесемки.

Оборудование: невысокая пластмассовая чашка, тесемка, шарик (маленькая матрешка).

Ход игры: Взрослый сквозь ручку пластмассовой невысокой чашки продергивает тесемку, направляя ее свободные концы к ребенку. В чашку помещается какая-либо игрушка (например, яркий шарик, матрешка), и ребенку с помощью естественного жеста предлагается придвинуть к себе игрушку: «Ваня, дай лялю». Если малыш затрудняется, нужно ему показать, как подтянуть за оба конца тесемки игрушку.

 

Игра с каталкой

Цель игры: научить ребенка пользоваться рукоятками для прокатывания игрушек на каталке.

Примерный словарь: имя ребенка, кати, у___, петух (ко-ко-ко), молодец.

Оборудование: детская игрушка – каталка с длинной ручкой.

Ход игры: Взрослый дает малышу, научившемуся хорошо ходить, каталку с длинной ручкой и показывает, как можно ее катать впереди себя. Обычно на такого рода каталках укреплены игрушки. Взрослый говорит малышу: «Ваня, кати! У____. Молодец». Ребенок с удовольствием катает петушка (ко-ко-ко), бабочку, наблюдая их в движении.

 

Достань колечко

Цель игры: учить с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы.

Примерный словарь: имя ребенка, кольцо, нельзя, нет, вот, еще, палка, дай, молодец.

Оборудование: разноцветные кольца (диаметр 5-8 см), палочка.

Ход игры: Взрослый составляет вместе два стола, или усаживает ребенка на ковровом покрытии. На середину стола или на ковер взрослый высыпает цветные кольца большого размера (диаметром 5—8 см), так, чтобы ребенку было трудно дотянуться до них рукой. Взрослый с помощью естественных жестов и речи объясняет малышу, что рукой достать кольца нельзя. Затем взрослый берет палочку и придвигает палочкой к ребенку по кольцу: «Вот кольцо. Еще кольцо...». После того как малыш рассмотрит кольца, и подержат их в руках, нужно взять у него эти кольца, давая взамен палочку, и положить вновь кольца в центр стола. Теперь взрослый предлагает малышу самостоятельно достать колечки: «Катя, дай колечки!» - говорит взрослый, сопровождая слова естественным жестом. Если малыш будет тянуться к кольцам рукой, ему нужно напомнить, что кольца можно достать палочкой. На одном занятии можно несколько раз передвигать кольца в центр стола и предлагать доставать их палочкой.

Это занятие можно впоследствии повторить 2—3 раза, уже не показывая способ действия, а только помогая, если ребенок затрудняется достать кольцо сам.

Показывая детям, как придвигать кольцо палочкой, взрослый заводит конец палочки внутрь кольца. Если ребенок придвигают кольцо иным приемом, это не считается ошибкой и поправлять его не нужно.

На повторных занятиях можно варьировать условия игры, заменяя крупные кольца мелкими, одноцветные — разноцветными, предлагая, например, ребенку достать красное (желтое) кольцо, большое (маленькое) кольцо.

Вместо колец можно доставать игрушки (собачку, петушка, лягушку и т.д.). При этом важно, чтобы ребенок не мог дотянуться до игрушки рукой.