Игры-упражнения по сенсорному развитию с детьми от 1 года 6 месяцев до 2-х лет

 

Играем с бочонками, цилиндрическими коробками

Цель: учить ребенка вкладывать друг в друга полые предметы – меньший в большой.

Оборудование: коробка (бочонок), состоящая из большой коробки (бочонка) и меньшей цельной.

Примерный словарь: большой – маленький; открой – закрой. Где большая коробка? Где маленькая коробка? Собери. Молодец.

Ход игры: взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, чтобы извлечь звук и заинтересовать содержимым, раскрывает и показывает маленькую коробочку: «В большом бочонке спрятался маленький!» Затем предлагает ребенку открывать коробки, вынимать маленькие, вкладывать обратно и закрывать, а также показывать, где маленькая и большая коробки. При этом взрослый активно использует естественные жесты. В случае необходимости он помогает малышу.

Эту игру следует проводить до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно собирать коробки, без помощи взрослого.

Затем игра усложняется – ребенку предлагается собрать трехместную коробку, бочонок. Эта игра значительно сложнее, чем собирание двухместной коробки. Важно на первом занятии разобрать всю игрушку и, закрыв каждую коробочку отдельно, выставить их в ряд. Затем последовательно вложить маленькую в среднюю и среднюю в большую. Сначала взрослый помогает малышу собрать коробку, а затем предоставляет возможность действовать самостоятельно.

 

Складывание матрешки с двумя вкладышами

Цель: учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы.

Оборудование: трехместная матрешка.

Примерный словарь: Кто это? Это ляля. Что там? Большая – поменьше – маленькая. Собери лялю. Разбери лялю. Открой - закрой, спрячь, такая - не такая. Молодец.

Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, слегка встряхивая ее. В ней что-то гремит – это заинтересовывает ребенка. Взрослый открывает матрешку, достает из нее вторую, ставит их рядом. При встряхивании последней оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, взрослый выстраивает все три матрешки в ряд, обращая внимание на их величину, используя слова и естественные жесты: «Эта матрешка большая, эта поменьше, а эта маленькая».

Малыш рассматривает игрушки, затем с помощью взрослого маленькую матрешку вкладывают в среднюю, а потом среднюю прячут в большую.

Затем взрослый дает ребенку матрешку для самостоятельной деятельности. Большую матрешку лучше открыть вместе. Если у ребенка не получается разобрать и собрать матрешку самостоятельно, взрослый помогает. А затем вновь предлагает малышу действовать самостоятельно.

Показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, спрячь, большая, поменьше, маленькая, такая, не такая.

Игра повторяется два – три раза.

 

Группирование кубиков и шариков на две группы.

Цель: учить группировать однородные предметы по форме.

Оборудование: 5 красных кубиков и 5 красных шариков одинакового размера; 2 тарелки белого цвета.

Примерный словарь: будем играть. Что там? Кубики, шарики. Круглый – квадратный. Катится – не катится. Такой – не такой. Верно – неверно. Молодец!

Ход игры: взрослый достает и показывает ребенку коробку, в которой лежат кубики и шарики, произвольно перемешанные. Показывая, поясняет, что они разные: круглые и квадратные. Шарики – катятся, а кубики – нет. При этом он использует естественные жесты. Затем в одну тарелку кладет шарики (тут такие), в другую – кубики (а здесь такие). Первые две пары взрослый группирует вместе с ребенком. Затем дает ребенку то шарик, то кубик в разной последовательности, предлагая действовать самостоятельно. Если ребенок неправильно группирует предметы, взрослый помогает, обращая внимание на форму. Затем вновь предлагает действовать самостоятельно. Игра проводится два – три раза.

Эту игру следует проводить до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно группировать предметы одного цвета при выборе из 2-х, без помощи взрослого.

Затем игра усложняется – ребенку предлагается группировать предметы разного цвета, при выборе из 3-4.

 

Группирование предметов по форме при выборе из 2-х.

Цель: учить группировать однородные предметы по форме.

Оборудование: 2 пирамидки: одна – с круглыми кольцами, другая – с квадратными.

Примерный словарь: будем играть, пирамида. Круглое колечко, квадратное колечко. Такой – не такой. Надень колечко. Разбери пирамиду, сними колечко. Верно – неверно. Молодец.

Ход игры: взрослый показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое колечко, он обводит пальчиком ребенка по кругу, обращая его внимание, что кольцо круглое. Разбирает всю пирамидку, раскладывая кольца в ряд, рядом со стержнем. Подчеркивает, что колец много и все они круглые, используя при этом слова и естественные жесты.

Затем достает пирамидку, состоящую из квадратных деталей, обводит пальчиком ребенка по квадрату, обращая внимания ребенка на его форму. Разбирает всю пирамиду, раскладывая квадраты рядом со стержнем. Затем сам надевает на один стержень колечко, а на другой стержень квадрат: «Тут такие - круглые, а тут такие – квадратные». Затем дает ребенку то колечко, то квадрат в разной последовательности, предлагая надеть на стержни. Если ребенок неправильно группирует предметы, взрослый помогает, обращая внимание на форму. Затем вновь предлагает действовать самостоятельно.

Когда пирамиды будут собраны, взрослый еще раз обращает внимание малыша на то, что они разные. Игра проводится два – три раза.

Более взрослым детям можно предложить самостоятельно разобрать пирамиды, а потом, произвольно перемешав кольца и квадраты, предложить сгруппировать их по форме и надеть на стержни.

 

Круг, квадрат

Цель: учить ребенка группировать предметы по форме.

Оборудование: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета, круглая и квадратная коробки.

Примерный словарь: будем играть, круг – квадрат. Такой – не такой; верно – неверно. Молодец.

Ход игры: взрослый показывает ребенку геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем берет круг и говорит: «Это круг». Обводит пальчиком ребенка, отмечая, что он круглый.  Далее кладет круг в круглую коробочку. То же самое проделывает с квадратом и кладет его в квадратную коробочку. Затем, предлагая ребенку то круг, то квадрат, просит его разложить фигуры по свои местам.

Обязательно нужно хвалить малыша за правильно выполненное действие и не ругать его, если он действует неправильно, по-своему. Взрослый должен побуждать ребенка сопровождать свои действия соответствующими словами: «Это круг. Тут. Это квадрат. Тут и т.д.»

Игру можно повторять, раскладывая в коробки, тарелочки другие геометрические фигуры (овал – треугольник, а позже круг – овал, квадрат – прямоугольник).

 

Группирование предметов по величине при выборе из 2-х.

Цель: учить группировать однородные предметы по величине (большой – маленький).

Оборудование: 5 шариков больших и 5 маленьких одного цвета, 2 тарелки – большая и маленькая.

Примерный словарь: что там? Шарики. Большой, маленький. Такой – не такой. Где большой шарик? Где маленький шарик? Верно – неверно. Молодец!

Ход игры: взрослый достает мешок, в котором лежат большие и маленькие шарики, произвольно перемешанные. Показывает ребенку, привлекая его внимание. Большой шарик кладет на большую тарелку, обращая внимание малыша на величину предмета, используя при этом слова и естественные жесты. А маленький шарик кладет на маленькую тарелку.

Затем достает из мешка то большой, то маленький шарики в разной последовательности, предлагая малышу группировать их по величине. Если ребенок неправильно группирует предметы, взрослый помогает, обращая внимание на величину шариков. Затем вновь предлагает действовать самостоятельно.

В следующий раз в игре могут быть использованы другие предметы: кубики, колечки, пуговицы и др. Важно, чтобы ребенок научился группировать предметы по величине. Когда ребенок научится группировать из двух предметов, ему предлагается группировать предметы из трех (большой – поменьше – маленький).

 

Вставь матрешек

Цель: учить вкладывать игрушки в прорези, пользоваться методом проб, развивать зрительную ориентировку на величину предметов.

Примерный словарь: что это? Это ляля. Много ляль. Дай лялю. Большая, маленькая. Где такая? Где большая ляля? Где маленькая? Верно – неверно. Молодец!

Оборудование: деревянная доска-трафарет с вкладышами – матрешками разного размера.

Ход игры: взрослый показывает ребенку доску с вкладышами матрешек разного размера, привлекая его внимание. Достает одну матрешку самостоятельно, а затем предлагает малышу выложить оставшиеся матрешки на стол, используя при этом слова и естественные жесты: «Дай лялю!» Если ребенок не начинает действовать самостоятельно, взрослый помогает.

Далее взрослый вкладывает  одну матрешку в доску – трафарет самостоятельно, а затем просит ребенка найти свой домик оставшимся на столе матрешкам. Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: «Тут не подходит, матрешка маленькая, а домик большой, где большой домик, посмотри». Игра проводится 2-3 раза.

В игре можно использовать и другие доски-трафареты: яблоки, утята, собачки, геометрические фигуры и др.

 

Группирование колечек по цвету при выборе из 2-х. 2

Цель: учить группировать однородные предметы по цвету (красный – синий), понимать слова такой, не такой.

Оборудование: 5 колечек синего цвета и 5 колечек красного цвета одного размера, 2 тарелки – красная и синяя.

Примерный словарь: будем играть. Что там? Это колечки. Такой – не такой. Верно – неверно? Где такой? Положи.

Ход игры: взрослый достает и ставит на стол 2 тарелки – одну синюю, другую красную. Показывает ребенку коробочку, в которой лежат колечки красного и синего цвета, привлекая его внимание. Достает синее колечко и кладет его в синюю тарелку: «Тут такой»; затем красное колечко кладет в красную тарелку: «А тут такой».

Затем достает из коробочки то синее колечко, то красное в разной последовательности, предлагая малышу группировать их по цвету. Если ребенок неправильно группирует предметы, взрослый помогает, обращая внимание на цвет колечек. Затем вновь предлагает действовать самостоятельно. Эта игра проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без помощи взрослого, группировать предметы по цвету.

Аналогично следует проводить работу и с другими игрушками: кубиками, шариками, счетными палочками и др. Группировать надо следующие пары предметов: красные - синие, желтые – зеленые, зеленые – желтые. А позже, когда ребенок научиться группировать эти пары предметов, ему предлагается группировать игрушки более близкие по цвету: красные – оранжевые, синие – фиолетовые.

Собери пирамиду из 3-х колец

Цель: учить собирать трехсоставную пирамидку.

Оборудование: пирамидка, состоящая из 3-х колец, убывающих по величине.

Примерный словарь: будем играть. Пирамида. Разбери пирамиду, сними колечко. Собери пирамиду. Большое колечко, маленькое колечко. Где большое колечко? Где маленькое? Верно – неверно. Молодец. Красивая пирамида.

Ход игры: взрослый показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом взрослый рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину, используя при этом слова и естественные жесты.  Затем взрослый предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко (естественный жест) и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее взрослый предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.   Если ребенок неправильно собирает пирамиду, взрослый помогает, обращая внимание на величину колечек. Игра проводится несколько раз.

Можно собирать различные пирамидки: из кубиков, шариков разного размера и цвета; из предметов, возрастающих по величине и т.д.

 

Волшебный мешочек

Цель: учить находить предметы на ощупь по образцу.

Оборудование: мешочек, 2 машины, 2 мячика.

Примерный словарь: машина (би-би), мяч. Что там? Дай – дай - дай. Такой – не такой. Верно – неверно. Молодец.

Ход игры: взрослый достает машину и мячик, называет их, дает ребенку рассмотреть и ощупать. Затем на глазах у ребенка складывает их в мешочек: «Там би-би (машина) и мяч». Потом достает другую машину, называет ее и предлагает малышу ее ощупать. Ставит ее перед малышом, показывает на мешок и просит: «Там би-би. Дай, дай». Вкладывает обе руки ребенка в мешок, его руками ощупывает лежащие там игрушки, все время, показывая на стоящую перед ним машину. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему вынуть машину из мешка и радуется, что игрушки одинаковые. Затем одну машину убирает, а другую снова прячет в мешок. Далее проводится аналогичная работа с мячиком. Взрослый вновь помогает ребенку, но уже старается, чтобы малыш сам вытащил игрушку, пусть и неправильно. Зрительное сопоставление с образцом укажет на его ошибку. Игра повторяется 2- 3 раза.

Аналогично следует проводить игры и с другими парами игрушек: кубик-шарик, кукла – мячик, зайчик – дом и др. Как только ребенок научится находить предметы на ощупь из 2-х игрушек, нужно увеличить выбор до 3-х.

 

Подбери картинку к игрушке

Цель: учить ребенка соотносить картинку с предметом.

Оборудование: мешочек, машина, кукла, мяч, картинки: мяч, кукла, машина.

Примерный словарь: мяч, ляля (кукла), би-би (машина), на, возьми, дай, такой – не такой, верно – неверно.  Где мяч? Где ляля? Где би-би?

Ход игры: взрослый показывает ребенку мешочек, в котором спрятаны игрушки (би-би, ляля, мяч). Достает из мешка мяч, называет его и обязательно обыгрывает (катают его друг другу). Дает ребенку поиграть с ним. Аналогичная работа проводится с остальными игрушками. Поиграв со всеми игрушками, взрослый расставляет их на столе перед ребенком. Затем достает картинки, которые располагает в руке веером, повернув все картинки изображением к себе. Предлагает ребенку взять одну картинку. Чтобы ребенок понял, что от него хотят, первую картинку взрослый вытягивает его рукой. Вытянув картинку, малыш рассматривает ее, называет, если может. Далее взрослый спрашивает, указывая на игрушки: «Где такая? Где мяч? Найди». Ребенок зрительно находит нужную игрушку и подкладывает к ней картинку.

Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему: «Тут такая. Это мяч и это мяч». Радуется вместе с ребенком. Следующую картинку малыш пробует найти самостоятельно.

В следующий раз в игре могут быть использованы другие игрушки: юла, утка, лошадь, собака, паровоз, зайчик, самолет, пирамиду и др. Важно, чтобы ребенок научился соотносить картинку с игрушкой при выборе из 2-3-х.

 

Сложи разрезную картинку из 2-х частей.

Цель: учить ребенка складывать разрезную картинку из 2-х частей, т.е. восстанавливать целостное изображение предмета.

Оборудование: разрезные картинки из 2-х частей (картинка, разрезана вертикально на 2 равные по размеру части) мяч и юла. Игрушки: мяч и юла. Картинки, которые используются в игре, должны быть яркими, с четким изображением одного предмета, знакомого ребенку.

Примерный словарь: будем играть. Мяч, юла. Что это? Сложи картинку. Поверни. Верно – неверно. Ура! Молодец.

Ход игры: взрослый достает мячик (игрушку) и дает ребенку возможность поиграть с ним. Затем кладет перед ребенком две половинки разрезной картинки с изображением мяча, причем обе части недалеко друг от друга. Побуждает малыша собрать картинку с помощью слов и естественных жестов: «Сложи картинку». Если ребенок не начинает действовать самостоятельно, взрослый его руками соединяет обе части картинки, затем подносит целую картинку к мячику и радуется: «Это мяч и это мяч. Ура!»

Далее вновь раздвигает две половинки и предлагает ребенку сложить картинку самому, а потом соотнести ее с игрушкой и назвать (как может) и то и другое.

Вместо игрушки-мяча можно использовать целую картинку с изображением мяча (не разрезную). Аналогичная работа проводится с другой разрезной картинкой (юла).

Важно, чтобы ребенок научился, без помощи взрослого восстанавливать целостное изображение предмета.

В игре надо использовать картинки, разрезанные не только вертикально, но и горизонтально.

Когда ребенок научится складывать разрезную картинку из 2-х частей, игру надо усложнить – увеличить количество частей в разрезной картинке до 3-х.