Игры-упражнения по сенсорному развитию с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев

 

Разноцветные кубики

Цель: научить ребенка вынимать и вкладывать кубики в ведерко.

Оборудование: пластмассовое детское ведро, разноцветные кубики (5-6 шт.) одного размера.

Примерный словарь: что там? Дай кубик. Башня. Башня высокая. Поезд, поезд едет ту-ту-ту. Убери кубики. Всё. Все кубики собрали. Молодец.

Ход игры: взрослый достает ведро, в котором сложены разноцветные кубики, привлекая внимание ребенка, и говорит: «Что там? Давай посмотрим». Затем просит малыша достать кубики из ведра, используя при этом естественные жесты: «Дай кубик, дай, дай». Когда все кубики достали из ведерка, можно построить из них башню или поезд вместе с ребенком.

Затем взрослый показывает ребенку, как надо сложить кубики обратно и говорит: «Убери кубики». Вначале помогает ребенку, затем добивается, чтобы он выполнял эти действия самостоятельно. Обязательно хвалите малыша за правильно выполненное действие.

Игру можно повторять, вынимая и вкладывая в коробку или ведерко другие игрушки (разноцветные шарики, колечки от пирамидки, резиновые овощи или фрукты и др.).  Важно, чтобы ребенок научился перекладывать предметы по одному в коробку или ведерко и не раскидывал их куда попало.

 

 

Нанизывание на стержень колец одинакового размера

Цель: учить ребенка нанизывать разноцветные колечки одинакового размера на стержень.

Оборудование: пирамидка, состоящая из стержня и колец разного цвета, нанизанных на этот стержень.

Примерный словарь: будем играть, пирамида, сними колечко, надень колечко, молодец, все колечки надели, пирамида красивая.

Ход игры: взрослый показывает малышу пирамиду с нанизанными на нее кольцами разного цвета: «Что это? Это пирамида. Вот какая красивая!» При этом дает ребенку возможность потрогать пирамидку, рассмотреть ее. Затем снимает кольца с пирамидки, предлагая малышу помочь снять то одно, то другое кольцо. Если ребенок самостоятельно не начинает действовать, тогда взрослый помогает ребенку снять колечко со стержня. Когда все кольца будут сняты со стержня, взрослый предлагает ребенку надеть их, помогая в случае затруднения: «Надень колечко. Молодец, надела колечко. Надень еще колечко и т.д.» При этом взрослый активно использует естественные жесты.

Если ребенок не устал, то можно еще раз собрать и разобрать пирамидку. Или дать другую пирамидку для самостоятельного выполнения задания.

 

Нанизывание колец на конус

Цель: учить ребенка нанизывать кольца на конус разного размера

Оборудование: пирамидка на конической основе из колец, убывающих по величине.

Примерный словарь: будем играть, пирамида. Сними колечко. Собери пирамиду, надень колечко. Верно – неверно. Молодец. Вот какая красивая пирамида.

Ход игры: взрослый показывает ребенку пирамидку конической формы из пяти колец, постепенно снимает колечки и складывает их в один ряд. Затем предлагает ребенку снять следующее колечко и положить его рядом с другими кольцами. Когда вся пирамидка разобрана, взрослый просит малыша собрать ее, используя при этом естественные жесты: «Собери пирамидку. Надень колечко». Процесс нанизывания колец на стержень начинается с большого кольца. Малыш поочередно надевает на стержень кольца, разложенные в ряд. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок нанизывал их последовательно, не переворачивал нижней стороной вверх. Если малыш неправильно собирает пирамидку, то взрослый показывает ему, что он сделал неверно (рукой ребенка проводит сверху вниз по поверхности пирамидки). В случае затруднения, помогает или надевает колечко вместе с ребенком. Пирамидка разбирается и собирается 2-3 раза.

 

Желобок

Цель: учить ребенка скатывать шарики по желобку.

Оборудование: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), разноцветные шарики одного размера (5 шт.).

Примерный словарь: будем играть, шарик. Лови шарик. Молодец, поймал шарик. Кати шарик. Дай-дай-дай, шарик. Ура!

Ход игры: взрослый ставит желобок перед ребенком, берет шарик и показывает ребенку, как он скатывается вниз по горке. При этом длительно произносит: «А____(пока шарик катится). Лови», используя естественные жесты. «А теперь ты кати шарик», - взрослый предлагает малышу взять шарик и прокатить по желобку.

Если ребенок не справляется самостоятельно с заданием, тогда взрослый выполняет задание его руками. А затем вновь предлагает прокатить шарик самостоятельно.

Каждый раз, при прокатывании шарика по желобку, взрослый произносит длительно звук А___, побуждая ребенка повторить его.

Игра проводится до тех пор, пока малыш не научится брать шарики и скатывать их с горки-желобка.

 

Втулочки

Цель: научить детей вставлять в отверстия и вынимать из отверстий втулочки (грибочки, елочки, матрешки); учить понимать слова надень и сними.

Оборудование: прямоугольная доска, втулочки – грибочки.

Примерный словарь: что это? Это грибочки. Сними грибочек. Молодец. Надень грибочек. Молодец. Всё! Все грибочки собрали.

Ход игры: взрослый ставит на стол перед ребенком доску с втулочками – грибочками, привлекая его внимание. Сначала показывает сам, а затем предлагает малышу вставлять и вынимать втулочки, используя при этом естественные жесты: «Сними грибочек. Надень грибочек».

Если у ребенка не получается самостоятельно снять или надеть грибочек, то взрослый помогает ему, а затем вновь предлагает действовать самостоятельно.

Игру можно повторять, вынимая и вставляя в доску (квадратную, прямоугольную или круглую) другие игрушки (елочки или матрешки). Обязательно нужно хвалить малыша за правильно выполненное действие и не ругать его, если он действует неправильно, по-своему.

 

Башня из кубиков различной величины

Цель: учить ребенка строить башню, учитывая при этом размер кубиков; понимать слова большой, маленький.

Оборудование: кубики разные по величине, но одного цвета.

Примерный словарь: это кубики. Построй башню. Это большой кубик, это маленький кубик. Дай большой кубик. Дай маленький кубик. Поставь маленький кубик на большой. Молодец.

Ход игры: ребенку до 1 г. 6 мес. предлагается построить башню из двух кубиков резко контрастных размеров. Взрослый на глазах у ребенка сам ставит меньший кубик на больший, называет размеры кубиков, используя при этом естественные жесты. Затем предлагает ребенку дать ему то большой, то маленький кубик, поставить маленький кубик на большой. Само построение башни не представляет трудности для малыша, важно, чтобы он усвоил названия (большой – маленький).

Для ребенка старше полутора лет задача усложняется, ему предлагается построить башню из трех кубиков (большой – поменьше – маленький) одного цвета. Взрослый сам строит башню на глазах у ребенка: «На большой кубик поставлю маленький и еще совсем маленький». Затем предлагает малышу построить башню самостоятельно, помогая в случае затруднения. Игра проводится несколько раз.

 

Цветные колпачки

Цель: познакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) – «колпачками».

Оборудование: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой.

Примерный словарь: будем играть. Сними колпачок. Дай, дай, дай. Это большой колпачок, а это маленький. Всё! Молодец.

Ход игры: взрослый ставит перед малышом игрушку - колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Затем придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, используя при этом естественные жесты, затем следующий за ним. Взрослый последовательно (в ряд) выстраивает один за другим колпачки.

Далее взрослый на глазах ребенка убирает все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.

На последующих занятиях взрослый показывает, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок больший.

 

Складывание матрешки с одним вкладышем

Цель: учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы.

Оборудование: большая и маленькая матрешки (двухместная).

Примерный словарь: это ляля, ляля красивая. Что там? Давай посмотрим. Это большая ляля, а это маленькая. Где большая ляля? Где маленькая ляля? Закрой. Открой. Дай маленькую матрешку. Собери матрешку. Всё! Молодец.

Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку и говорит: «Это ляля. Ляля красивая». Встряхивает – внутри что-то гремит. Снимает верхнюю часть и показывает вторую матрешку, маленькую. Малыш радостно реагирует.

Закрыв большую матрешку, взрослый ставит игрушки рядом. Обращает внимание на их величину, используя слова и естественные жесты: «Эта ляля большая, а эта маленькая». Предлагает ребенку показать, где маленькая матрешка, а где большая. Если ребенок самостоятельно не находит нужную игрушку, взрослый помогает ему, называя еще раз.

Затем взрослый открывает большую матрешку, прячет в ней маленькую и предлагает малышу закрыть большую матрешку. После того как матрешка собрана, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Т.е. открыть большую матрешку и достать маленькую. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает.  Затем малыш собирает матрешек. Игра может повторяться 3-4 раза, пока есть у ребенка интерес.

 

Волшебная коробочка

Цель: учить ребенка проталкивать геометрические фигуры в соответствующие отверстия.

Оборудование: коробка с круглой и квадратной прорезью; одного цвета шарики (4-5 шт.) и кубики (4-5 шт.) соответствующие им по размеру.

Примерный словарь: шарик, кубик, протолкни, такой – не такой, верно – неверно. Бах! Упал! Нет шарика, нет кубика. Молодец. Всё!

Ход игры: взрослый показывает ребенку коробку с двумя прорезями, затем обводит пальчиком ребенка круглое отверстие, отмечая, что оно круглое и вместе с малышом проталкивает шарик в него. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что у него есть уголки и проталкивает в него кубик вместе с малышом. Далее, предлагая то кубик, то шарик, предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно, используя естественные жесты.

Если ребенок самостоятельно не может найти нужное отверстие или действует силой, тогда взрослый предлагает ему опустить кубик или шарик в другое окошко.

А если ребенку трудно протолкнуть кубик, тогда взрослый берет своей рукой руку малыша и придает ей нужное положение, и вместе с ребенком проталкивает кубик в квадратное отверстие.

При каждом проталкивании, взрослый восклицает: «Ой, нет шарика! Бах! Упал. Ой, нет кубика! Бах! Упал», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разложены все кубики и шарики.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

 

Подбери крышки к коробкам

Цель: учить закрывать коробочки разной величины и формы.

Оборудование: 2 круглые коробочки с крышками – большая и маленькая.

Примерный словарь: закрой – открой, маленькая – большая, такая – не такая, верно – неверно. Бах! Упала.

Ход игры: взрослый достает и ставит на стол перед ребенком 2 коробки – большую и маленькую. На глазах у малыша снимает с них крышки и кладет рядом. Потом берет маленькую крышку, показывает ее ребенку, вопросительно смотрит на коробочки и спрашивает: «Какую закрыть? Эту или эту?» при этом использует естественные жесты. Затем рукой ребенка прикладывает маленькую крышку к большой коробке – крышка проваливается: «Бах! Упала. Неверно». Подносите рукой ребенка крышку к маленькой коробочке и закрываете. Радуетесь вместе с малышом: «Ура! Тут такая».

Далее просит ребенка закрыть большую коробочку самостоятельно. Если ребенок не справляется, взрослый помогает. Игра повторяется несколько раз.

Когда ребенок научится самостоятельно, без помощи взрослого, закрывать круглые коробочки, ему предлагается две другие коробочки – круглую и квадратную. На последующих занятиях можно предложить не 2 коробочки, а 3 или 4 разной формы и величины.