Приложение 5. Положение «О службе психолого-педагогического и социального сопровождения»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность Службы психолого-педагогического и социального сопровождения (далее - СППиСС) образовательной организации (далее - ОО), по обеспечению социального и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

1.2. Служба психолого-педагогического и социального сопровождения в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения и другими действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, а также настоящим положением.

1.3. Служба психолого-педагогического и социального сопровождения включает специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, тьюторов. Общее руководство СППиСС возлагается на уполномоченное руководителем ОО должностное лицо.

1.4. СППиСС является объединением специалистов образовательной организации, обеспечивающим комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ. Деятельность СППиСС предусматривает профилактическую, просветительскую и консультативную работу со всеми участниками образовательных отношений, проведение коррекционно-развивающих занятий, мониторинг образовательных достижений обучающихся по программам коррекционно-развивающих курсов специалистов и организацию комплексного сопровождения образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка.

1.5. СППиСС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическим советом, Советом по профилактике образовательной организации и другими школьными системами, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями служб и учреждений окружного и городского уровня, уполномоченными на оказание психолого-педагогической помощи детям и семьям, педагогическим коллективом и администрацией ОО.

 

  1. Цель и задачи

2.1. Целью деятельности СППиСС является психолого-педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса в ОО, создание  специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью с учетом их особых образовательных потребностей,  оптимальных условий для личностного развития,  успешной социализации и социальной адаптации в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, оказание комплексной помощи и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

2.2.      Задачами деятельности СППиСС являются:

  • Психолого-педагогическое и социальное сопровождение всех участников образовательных отношений.
  • Создание психолого-педагогических условий, способствующих разностороннему развитию личности, успешной социальной адаптации и дальнейшей социализации обучающихся.
  • Создание психолого-педагогических условий для обеспечения дифференциации, индивидуализации обучения, достижения обучающимися планируемых результатов образования с учётом их возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей, развития способностей и творческого потенциала каждого обучающегося.
  • Психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ, проектирования и экспертизы образовательной среды, определение факторов, способствующих и препятствующих повышению качества образования.
  • Получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, о динамике процесса развития, необходимой для оказания психолого-педагогической помощи детям, их родителям (законным представителям), педагогам.
  • Создание психолого-педагогических условий для обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся с ОВЗ.
  • Создание психолого-педагогических и социально-педагогических условий, обеспечивающих успешную социальную адаптацию обучающихся, формирование социальной компетенции и потребности в здоровом образе жизни, реализацию и защиту прав обучающихся в процессе образования, поддержку в трудной жизненной ситуации.
  • Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при переходе на следующий уровень образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся с ОВЗ.
  • Повышение психолого-педагогическойкомпетентности всех участников образовательных отношений посредством оказания консультативной и методической поддержки вопросам возрастных и индивидуальных особенностей психологического развития ребенка, воспитания, разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, а также социальным, правовым и иным вопросам.

 

  1. Содержание деятельности СППиСС

Комплексная коррекционно-педагогическая, психолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь и поддержка обучающихся обеспечивается работой специалистов СППиСС, осуществляющей свою деятельность по направлениям:

3.1. Диагностическая работаобеспечивает проведение мониторинговых исследований, позволяет своевременно выявлять обучающихся с трудностями социальной адаптации, трудностями освоения адаптированных основных образовательных программ и включает:

  • плановые/внеплановые диагностические обследования по направлениям: эмоционально-личностное развитие ребенка, познавательное развитие ребенка, определение готовности к школьному обучению, определение уровня речевого развития и др.;
  • комплексный сбор сведений об обучающихся с ОВЗ на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося с ОВЗ;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ОВЗ;
  • системный разносторонний индивидуальный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося с ОВЗ;
  • анализ эффективности коррекционно-развивающей работы.

3.2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и (или) психологическом развитии обучающегося в условиях образовательной организации; предупреждает трудности освоения адаптированных основных образовательных программ, формирования личностных и метапредметных результатов и включает:

  • выбор оптимальных специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося;
  • проведение специалистами индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления или ослабления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональной, регулятивной и личностной сферы обучающегося и психокоррекцию его поведения.

3.3. Консультативная работа обеспечивает информирование участников образовательных отношений по вопросам развития, обучения, социализации, поведения и др.; непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социальной адаптации и включает:

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей (законных представителей) по интересующим их вопросам;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций педагогов по конкретным педагогическим ситуациям;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций старших школьников по запросу последних;
  • выработку педагогами и специалистами совместных обоснованных рекомендаций по оптимальным направлениям работы с каждым обучающимся;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ и инвалидностью.

3.4. Информационно-просветительская работа направлена на повышение психологической компетентности участников образовательных отношений, формирование толерантности, на разъяснительную работу по вопросам психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и включает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на предоставление общей информации об организации образовательного процесса, возрастных особенностях обучающихся; вопросов, связанных с личностным развитием обучающихся, социальной компетентностью;
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений (обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам) вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся.

3.5. Профилактическая работа направлена на профилактику негативных проявлений, на предупреждение отклонений в поведении обучающихся, на предупреждение эмоциональных перегрузок, предупреждение эмоциональных срывов во время промежуточной и итоговой аттестации, предупреждение трудностей адаптации и социализации детей с ОВЗ, возникновения вторичных нарушений в развитии и включает:

  • проведение профилактических занятий;
  • обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, уровень образования, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности обучающихся в процессе непрерывной социализации;
  • своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психологического здоровья обучающихся;
  • формирование здоровьеориентированной позиции личности;
  • социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах, в трудной жизненной ситуации.

 

  1. Обязанности и ответственность специалистов СППиСС
    • Специалисты СППиСС имеют право:
  • вносить свои предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов у обучающихся, организации комфортного психоэмоционального режима, созданию здоровьесберегающей образовательной среды;
  • вносить свои предложения по совершенствованию деятельности СППиСС;
  • рекомендовать выбор образовательного маршрута обучающегося;
  • выбирать и использовать коррекционные приемы и методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.

4.2.  Специалисты СППиСС обязаны:

  • в своей деятельности руководствоваться нормативными документами, постановлениями и распоряжениями вышестоящих органов власти и организаций, Уставом ОО, планом работы Службы сопровождения на учебный год, настоящим Положением;
  • участвовать в совещаниях СППиСС, а также в проводимых конференциях и семинарах в соответствии с планом работы ОО;
  • постоянно повышать уровень своей профессиональной квалификации и компетентности;
  • руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;
  • сохранять конфиденциальность сведений;
  • защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей);
  • работать в тесном контакте с администрацией, всем педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся, а также организациями, уполномоченными на решение вопросов оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям и семьям;
  • своевременно оформлять текущую документацию, проводить запрашиваемый сбор статистических данных по запросу администрации.

 

  1. Права и обязанности родителей

5.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право:

  • получать своевременную информацию о содержании, форме проведения, режиме занятий с обучающимися;
  • получать консультации специалистов СППиСС по результатам плановых обследований обучающихся специалистами;
  • получать консультации специалистов СППиСС по вопросам сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности СППиСС.

5.2. Родители (законные представители) обязаны:

  • обеспечить присутствие ребенка на занятии, в случае необходимости приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, не допускать пропуски занятий обучающимися без уважительной причины;
  • контролировать выполнение ребенком упражнений для закрепления, рекомендованных специалистом для выполнения дома.