Приложение 4. Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану (далее - ИУП) в образовательной организации» (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.

1.2. ИУП – учебный план, обеспечивающий освоение адаптированной общеобразовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

1.3. Обучение по ИУП может быть организовано для обучающихся:

  • с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях детского коллектива;
  • с высокой степенью успешности освоения общеобразовательных программ;
  • не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования;
  • обучающихся по очно-заочной форме, включая обучение на дому;
  • и других случаях.
    • Порядок осуществления обучения по ИУП определяется образовательной организацией самостоятельно, реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
    • Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

  1. Особенности разработки и реализации индивидуального учебного плана
  • ИУП разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. При формировании ИУП может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.
  • ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметных областей, а также распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам.
  • ИУП может быть составлен на срок один учебный год или менее одного учебного года. В случае реализации ИУП обучающихся в очно-заочной форме на дому, срок завершения реализации ИУП соответствует сроку, указанному в медицинской справке об обучении на дому.
  • ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (четвертям, триместрам) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающегося.
  • ИУП состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет перечень учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, и учебное время, отводимое на их изучение, выраженное в учебных часах. Обязательная часть ИУП отражает содержание образования, которое обеспечивает выполнение требований ФГОС. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность.
  • Для обучающихся с особыми образовательными потребностями наряду с обязательными предметными областями и учебными предметами ИУП может содержать дополнительные учебные предметы, модули и курсы, целью которых является компенсация и коррекция нарушений. ИУП включает курсы коррекционно-развивающей области в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и его индивидуальными особенностями.
  • При реализации адаптированных общеобразовательных программ в соответствии с ИУП могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
  • Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.
  • Перевод на обучение по ИУП обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.
  • В заявлении указываются срок, в течение которого реализуется ИУП, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения общеобразовательных программ). Пожелания обучающегося, его родителей (законных представителей) соотносятся со спецификой и возможностями образовательной организации.
  • Заявления об обучении по ИУП принимаются в течение учебного года, в сроки, установленные календарно-учебным графиком. С момента приема заявления и на основании приказа директора организуется обучение по ИУП.
  • Разработка ИУП находится в компетенции заместителя директора.
  • Лицу, обучающемуся по ИУП, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, учебную, научно-популярную и художественную литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных/ практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе.
  • На основе ИУП образовательная организация составляет индивидуальное расписание учебных занятий, с учетом психофизических возможностей обучающегося, цели реализации ИУП и информирует родителей (законных представителей) обучающегося о расписание учебных занятий не позднее дня начала реализации ИУП.
  • Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные расписанием учебные занятия.
  • Промежуточная, итоговая и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», локальными актами образовательной организации.

 

  1. Организация обучения по ИУП
    • Организация обучения по ИУП осуществляется образовательной организацией, в которой обучается обучающийся и оформляется приказом руководителя образовательной организации.
    • Обеспечение индивидуализации содержания ИУП предусматривает:
  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов в очной и/или заочной форме;
  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ;
  • иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации);
  • учебные курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ, их индивидуальные потребности;
  • дополнительное образование (другую внеурочную деятельность).

3.2.   Образовательная организация самостоятельна в определении образовательной деятельности и выборе ее видов (проектно-исследовательская деятельность, практические занятия, опытная деятельность, наблюдения, экскурсии и т.д.) для каждого из предметов при реализации ИУП. Чередование учебной и внеурочной деятельности также определяется самой организацией. При этом часы внеурочной деятельности могут быть включены в расписание занятий, проводимых в первой половине дня.

3.3.   Для обучающихся, имеющих академическую задолженность, ИУП может предусматривать индивидуальные сроки освоения учебной программы по предмету, по которому задолженность не была ликвидирована и меры компенсирующего воздействия (дополнительные часы по учебному предмету или курсу, внеурочную деятельность по преодолению неуспешности). В этом случае разрабатывается Рабочая программа по предмету, курсу, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат.

3.4. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается «Коррекционно-развивающая область». Данная часть является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ. «Коррекционно-развивающая область» содержит соответствующие особым образовательным потребностям ребенка коррекционно-развивающие курсы.

3.5. Организации обучения по ИУП осуществляется при наличии следующих документов:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по ИУП;
  • оригинал медицинского заключения с рекомендацией об организации обучения на дому (при наличии и по состоянию здоровья);
  • копия заключения психолого-педагогической комиссии;
  • приказ руководителя образовательной организации об организации обучения по ИУП;
  • расписание учебных занятий, консультаций, утвержденное руководителем образовательной организации.

 

  1. Контроль за реализацией индивидуального учебного плана

4.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением адаптированных общеобразовательных программ обучающимися по ИУП.

4.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, по ИУП, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.

4.3. На обучающихся по ИУП в полном объеме распространяется правила о прохождении промежуточной, Государственной итоговой аттестации, наложении академической задолженности.

 

  1. Порядок управления реализацией индивидуального учебного плана

5.1. Образовательная организация разрабатывает Положение об индивидуальном учебном плане самостоятельно, вносит своевременно необходимые изменения, размещает Положение на официальном сайте.

5.2. Администрация ОО несет ответственность за учебно-методическое сопровождение реализации ИУП, за своевременное информирование родителей (законных представителей) о формах и методах организации образовательного процесса, об изменении условий реализации ИУП.

5.3. Администрация обеспечивает реализацию ИУП своевременным подбором педагогических работников.

5.4. Администрация включает во внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО) контроль за своевременностью проведения учебных занятий, консультаций, посещением учебных занятий обучающимися, ведения необходимой документации, фиксирование в электронном журнале (не реже 1 раза в четверть).