Приложение 6. Положение «О деятельности психолого-педагогического консилиума»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее - ОО), по обеспечению психолого-педагогического и социального сопровождении, созданию и реализации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в том числе детей с инвалидностью.

1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) создается в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации".

1.3. Психолого-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения и другими действующими законодательными актами  в сфере образования, защиты прав детей, а также настоящим положением.

1.4. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательной организации.

1.5. ППк является формой взаимодействия руководящих и педагогических работников образовательной организации, объединяющихся с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Деятельность ППк направлена на решение задач обеспечения специальных образовательных условий и организации им квалифицированной психолого-педагогической, индивидуально ориентированной помощи специалистов разного профиля, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка, особых образовательных потребностей.

 

  1. Цель и задачи

2.1. Целью ППк является обеспечение диагностико-консультативного, психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психологического здоровья обучающихся. Консилиум обеспечивает комплексное сопровождение детей с ОВЗ, в том числе детей с инвалидностью, находящихся в образовательной организации: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и  (или) психологическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; разработка и реализация для них индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение специальных образовательных условий (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), специальных коррекционных мероприятий, обеспечивающих компенсацию нарушения, интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими адаптированной основной образовательной программы.

2.2. Задачами деятельности консилиума являются:

  • Консолидация усилий специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи обучающимся и консультационной поддержки родителям и педагогам образовательной организации.
  • Организация и проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического, дефектологического и педагогического обследования с целью определения индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуализации содержания специальных образовательных условий.
  • Разработка рекомендаций по оптимизации образовательного процесса и рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении, индивидуализации специальных образовательных условий.
  • Разработка рекомендаций по организации комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся.
  • Выбор дифференцированных педагогических условий при организации коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной компенсации нарушения и адаптации обучающихся с ОВЗ, создание и реализация рекомендованных ПМПК специальных образовательных условий для получения образования.
  • Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ, как компонента адаптированной образовательной программы, в соответствии с рекомендациями ПМПК.
  • Отслеживание динамики в психологическом и психофизическом развитии обучающихся и оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
  • Выявление обучающихся с трудностями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы; нуждающихся в уточнении индивидуального образовательного маршрута и специальных образовательных условий, с последующими рекомендациями об изменении/уточнении специальных условий обучения и воспитания в ПМПК.
  • Подготовка пакета документов и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) для проведения процедуры обследования на ПМПК.
  • Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных образовательных условий.
  • Организация профессионального взаимодействия специалистов в образовательной организации.
  • Контроль за выполнением рекомендаций ППк.

 

  1. Организация деятельности ППк

3.1.  ППк создается на базе Организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации.

Для организации деятельности ППк в Организации оформляются:

приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;

положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.

3.2. ППк возглавляет председатель, назначаемый приказом директора образовательной организации.

В состав ППк входят: председатель консилиума, заместитель председателя из числа административно-управленческого персонала образовательной организации, педагогические работники необходимой квалификации (учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги), ответственный секретарь, выбираемый из числа членов ППк.

В дополнительный состав консилиума могут включаться специалисты,  педагоги, не включенные в основной состав и ведущие коррекционную работу и обучение тех обучающихся, которым редоставляется психолого-педагогическое сопровождение.

  • Функции ППк включают:
  • проведение комплексного обследования обучающегося;
  • комплексный анализ образовательной ситуации обучающегося;
  • мониторинг психофизических особенностей обучающихся с целью определения результативности коррекционной работы и психолого-педагогического и социального сопровождения;
  • обеспечение специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ;
  • проведение плановых и внеплановых заседаний ППк;
  • подготовка рекомендаций на обучающихся;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам образовательного учреждения;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающегося с ОВЗ.

3.4. В ППк ведется документация согласно приложению 1.

3.5. Ответственность за организацию и результаты деятельности консилиума возлагается на уполномоченное лицо.

 

  1. Формирование коллегиального заключения.

4.1. На заседании ППк обсуждаются результаты, полученные в ходе обследования, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляются коллегиальные рекомендации. Коллегиальные рекомендации содержат информацию об уровне психофизического, личностного и социального развития ребенка, характеризуют успешность усвоения программного материала и намечают основные направления специализированной помощи, обобщают частные рекомендации специалистов. Протокол и коллегиальные рекомендации ППк подписываются председателем и членами ППк (Приложение 2,3).

Коллегиальное заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося

4.2. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.

4.3. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с данным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.

4.4. Родители (законные представители) информируются о выводах ППк, проводится консультирование по вопросам создания специальных условий обучения, воспитания, а при необходимости в уточнении/ изменении индивидуального образовательного маршрута и/или специальных образовательных условий с рекомендациями о необходимости обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимости прохождения обследования на ПМПК, родители выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

4.5. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

  • разработку индивидуального образовательного маршрута;
  • разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
  • адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
  • предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую помощь, в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.
  • индивидуализацию содержания специальных образовательных условий в рамках компетенции образовательной организации;
  • установление дополнительного выходного дня на основании медицинского заключения;
  • снижение объема задаваемой на дом работы.

 

  1. Режим деятельности ППк

5.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.

5.2. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.

5.3 Плановые заседания проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

5.9. Председателем ППк утверждается график проведения консилиумов, который составляется на учебный год.

5.10. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.

Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно.

 

  1. Проведение обследования

6.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.

6.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей) (Приложение 4).

6.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк.

6.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).

6.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.

6.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.

 

  1. Обязанности и права членов ППк

7.1.  Специалисты ППк имеют право:

  • вносить предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у обучающихся, организации комфортного психоэмоционального режима, созданию здоровьесберегающей образовательной среды;
  • вносить предложения по совершенствованию деятельности консилиума;
  • рекомендовать выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка;
  • рекомендовать индивидуализацию специальных образовательных условий;
  • выбирать и использовать коррекционные приемы и методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.

7.2. Специалисты ППк обязаны:

  • принимать участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • предоставлять сведения о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
  • руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;
  • сохранять конфиденциальность сведений;
  • выступать в защиту прав и интересов детей и их родителей (законных представителей).

 

  1. Права и обязанности родителей (законных представителей)

8.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право:

  • присутствовать на диагностических заседаниях ППк при обследовании ребенка специалистами;
  • принимать участие, высказывать свое мнение при обсуждении результатов обследования ребенка;
  • участвовать в обсуждении специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью (в соответствии с ИПР/ИПРА и рекомендациями ПМПК);
  • получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования, сопровождения, обучения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности консилиума.
    • Родители (законные представители) обязаны:
  • следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его решением);
  • обеспечить присутствие ребенка на занятиях специалистов, в случае необходимости приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, не пропускать занятия без уважительной причины.

 

Приложение 6.1

Документация ППк

  1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
  2. Положение о ППк;
  3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
  4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
N Дата Тематика заседания* Вид консилиума (плановый/внеплановый)
       
     
  1. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме:
N
п/п
ФИО обучающегося, класс/группа Дата рождения Инициатор обращения Повод обращения в ППк Коллегиальное заключение Результат обращения
             
             
  1. Протоколы заседания ППк;
  2. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
  3. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
N
п/п
ФИО обучающегося, класс/группа Дата рождения Цель направления Причина направления Отметка о получении направления родителями
          Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям)
          Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а).     "__" ________ 20___ г.     Подпись: Расшифровка: _________

 

 

Приложение 6.2

Шапка/официальный бланк ОО

 

Протокол заседания психолого-педагогического консилиума

наименование ОО

N ____                                    от "____" ____________ 20___ г.

Присутствовали: И.О. Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося).

Повестка дня:

  1. ...
  2. ...

Ход заседания ППк:

  1. ...
  2. ...

Решение ППк:

  1. ...
  2. ...

Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы):

  1. ...
  2. ...

Председатель ППк _______________________________ И.О. Фамилия

Члены ППк:

И.О. Фамилия

И.О. Фамилия

Другие присутствующие на заседании:

И.О. Фамилия

И.О. Фамилия

 

Приложение 6.3

Шапка/официальный бланк ОО

Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
(наименование образовательной организации)

Дата "____" ____________ 20___ года

Общие сведения

ФИО обучающегося:    
Дата рождения обучающегося: Класс/группа:
Образовательная программа:  
Причина направления на ППк:  

Коллегиальное заключение ППк

(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам
 
Рекомендации родителям
 

Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы):

Председатель ППк ______________________________ И.О. Фамилия

Члены ППк:

И.О. Фамилия

И.О. Фамилия

С решением ознакомлен(а) _________________/_______________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен(на) _________________/________________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: __________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________/________________________________________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

 

 

Приложение 6.4

Согласие
родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк

Я, ______________________________________________________________________

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)

являясь родителем (законным представителем) _____________________________

(нужное подчеркнуть)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,

дата (дд.мм.гг.) рождения)

Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.

"__" ___________ 20___ г. /________________/_____________________________

(подпись)        (расшифровка подписи)