Приложение 3. Положение «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

  1. Общие положения

1.1.  Настоящее Положение определяет цель, структуру, порядок разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося, а также основные права и обязанности участников реализации специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР).

1.2. Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.

1.3. СИПР самостоятельно разрабатывается образовательной организации (далее – ОО) разрабатывается на основании требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

1.4. Цель СИПР является – установление равного доступа к качественному образованию обучающихся с разными стартовыми возможностями в соответствии с их способностями, возможностями, индивидуальными образовательными потребностями в условиях обучения в образовательной организации; обеспечение специальных условий  для реализации соответствующего варианта АООП, учитывающих индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ посредством выбора оптимального для конкретного ребенка набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения. (далее – ОО).

1.5. СИПР составляется на ограниченный период времени (до одного года).

1.6. Управление реализацией СИПР предполагает регулирование и корректировку содержания на основе промежуточного мониторинга. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в СИПР являются результаты промежуточного мониторинга ее реализации.

 

  1. Порядок разработки специальной индивидуальной программы развития

2.1. СИПР разрабатывается с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и/или в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида и утверждается ОО самостоятельно.

2.2. Разработка специальной индивидуальной программы развития включает:

  • определение индивидуальных образовательных потребностей через проведение психолого-педагогического обследования и оценки состояния развития ребенка специалистами ППк;
  • обсуждение и подготовку проекта СИПР;
  • составление индивидуального учебного плана и учебного расписания с учетом норматива объемов учебной нагрузки и ресурсных возможностей;
  • определение содержания рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) курсов, предполагаемых результатов достижений;
  • информирование родителей (законных представителей) о содержании, предполагаемых результатах достижений, рекомендованном режиме реализации и другой документации СИПР.

2.4. К разработке СИПР привлекаются сотрудники, имеющие необходимую квалификацию.

2.5. СИПР утверждается руководителем ОО  при согласовании с родителями (законными представителями).

2.6. Оформление документации при реализации СИПР электронного журнала, журналов посещаемости коррекционно-развивающих курсов и т. п.) осуществляется в установленном порядке.

 

  1. Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития

3.1. Требования к структуре и содержанию разделов СИПР определены федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3.2. СИПР включает в себя следующие разделы:

3.2.1. Титульный лист.

3.2.2. Общие сведения.

3.2.3. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

3.2.4. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), который отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

3.2.5. Содержание и планируемые результаты освоения СИПР: по учебным предметам, коррекционным курссам.

3.2.6. Содержание других программ образования обучающегося:

3.2.6.1. Программа формирования базовых учебных действий;

3.2.6.2. Программа нравственного воспитания;

3.2.6.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

3.2.6.4. Программа внеурочной деятельности обучающегося, которая представляет собой план мероприятий, в которых он принимает участие. При организации внеурочной деятельности обучающихся возможно использование возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта);

3.2.6.5 Программа сотрудничества с семьей.

3.2.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

3.2.8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

3.2.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 

  1. Особенности реализации специальной индивидуальной программы развития

4.1. Реализация СИПР может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и посредством индивидуального обучения.

4.2. Реализация СИПР осуществляется сотрудниками ОО, имеющими необходимую квалификацию. В реализации СИПР принимают участие родители (законные представители) ребенка.

4.4. В соответствии с индивидуальным учебным планом на каждого обучающегося специалистами составляется индивидуальное расписание, планируется внеурочная деятельность.

4.5. Методы, приемы обучения выбираются каждым специалистом самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.

4.6. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой диагностики образовательных достижений и динамики развития ребенка. В конце первого полугодия по итогам мониторинга результатов реализации СИПР в случае необходимости в ее содержание специалистами могут быть внесены изменения.

4.7. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

 

  1. Основные права и обязанности участников реализации специальной индивидуальной программы развития

5.1.  Администрация ОО:

  • организует процедуру разработки, обсуждения и утверждения СИПР;
  • осуществляет контроль выполнения СИПР, производит оценку образовательных достижений освоения программы;
  • обеспечивает кадровые, материально-технические, финансовые условия для реализации СИПР.

5.2. Педагогические работники:

  • разрабатывают содержание и реализуют СИПР
  • разрабатывают оценочные средства мониторинга, контрольно-измерительные материалы;
  • обеспечивают сотрудничество с семьей, консультировании родителей (законных представителей) по эффективной реализации СИПР;
  • отслеживают динамику образовательных достижений и уровень психофизического развития.

5.3. Родители (законные представители обучающихся):

  • формируют образовательный запрос по изменению или расширению специальных образовательных условий;
  • оценивают совместно с педагогами и специалистами личностные достижения освоения СИПР;
  • обеспечивают посещаемость занятиий в соответствии с индивидуальным расписанием.