Рекомендации по контролю качества обучения детей с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости)
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу обучающихся. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью [15, 48, 52].
При отсутствии анатомо-физиологических нарушений со стороны сенсорных систем, дети испытывают трудности в переработке сенсорной информации: отмечаются выраженные сложности в восприятии и различении зрительных стимулов, низкая дифференцированность. При восприятии сюжета детям сложно осмыслить происходящее, они могут не понять сути события, его целостности. Детям с особенностями ментального развития требуется гораздо больше времени для восприятия предлагаемого учебного материала. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают трудности в понимании задач, которые они воспринимают не полностью, а фрагментарно [3, 22, 23, 31, 40].
Мышление у детей с умственной отсталостью выражено отстает в развитии, характеризуется поверхностью, конкретностью, инертностью мыслительных процессов. При выполнении задания дети часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Это связано не только с особенностями восприятия и слабой регулирующей ролью мышления, но и с отсутствием возможности длительной концентрации внимания, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты. Сведения, предъявляемые в большом объёме, детьми плохо усваиваются. Фрагментарность восприятия и сложности концентрации внимания являются причиной ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два и более действий. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет связать части объекта в единое целое, установить между ними связи и зависимости.
Фрагментарное восприятие, плохое понимание воспринимаемого материала приводит к затруднению запоминания. Дети демонстрируют низкий объем памяти, равный 3–4 объектам. В учебной деятельности слабость произвольной памяти, низкая точность воспроизведения выражается в неспособности умственно отсталого ребенка выучить короткое стихотворение, запомнить правило и пользоваться им, выучить таблицу умножения. Произвольное запоминание требует многократных повторений. Особые трудности возникают при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов [15, 48].
Своеобразием отличается и речевая деятельность обучающегося с интеллектуальными нарушениями: активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию; пассивный словарь преобладает над активным. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка. Несовершенство слухового восприятия является причиной слабого различения на слух слов, близких по звучанию [22, 23, 31].
Данные особенности необходимо учитывать при проведении процедур оценки качества образовательных результатов по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью [61]. При этом важно помнить, что обучающиеся особенностями ментального развития демонстрируют разные возможности усвоения знаний в зависимости от тяжести и степени нарушения интеллекта и требуют дифференцированного, индивидуального подхода.
Дифференцированный подбор контрольно-измерительных материалов позволит оценить динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии конкретного ребенка [40]. Результаты анализа контрольных работ, выполненных обучающимися, помогут учителю, спланировать индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Следует предусматривать адаптацию инструкции, заключающуюся в:
- четком артикулировании при предъявлении инструкции;
- акцентировании на главных моментах содержания задания, применение интонации;
- выделении большего времени для понимания каждого этапа инструкции –дополнительные паузы и повторы при предъявлении;
- дублирование словесной инструкции визуальной поддержкой;
- замене слов в инструкции на доступные для понимания аналоги или дополнительное включение иллюстрации.
Адаптация предлагаемого материала может включать:
- визуализацию слов в текстах заданий, вызывающих семантические трудности;
- добавление опорной схемы, чертежа к задаче;
- уменьшение объема заданий без потери содержания;
- адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся: более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, картинный план и т.п.
- замену заданий по форме предъявления (диктанта орфографическим списыванием, прочитывание текста для изложения, изменение грамматического задания).
Проверочные работы необходимо дифференцировать по уровню сложности, что будет отражаться в предъявляемых заданиях, включенных в работу:
- первый вариант ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную программу. Ученики хорошо понимают фронтальную инструкцию, не испытывают больших затруднений при выполнении письменных и практических заданий;
- второй вариант контрольных заданий составлен для учеников, испытывающих незначительные трудности при овладении знаниями, умениями и навыками по учебным предметам. Школьники в основном понимают фронтальное объяснение учителя, частично запоминают новый материал. Однако их отличает меньшая степень самостоятельности в выполнении всех видов работ. При воспроизведении материала они нуждаются в опоре на иллюстративный материал, словарные таблички, план ответа или ключевые слова;
- третий вариант заданий предложен для учащихся, не способных усвоить образовательную программу в полном объёме. У данных школьников нарушены и целевая, и исполнительная стороны учебной деятельности; отмечаются нарушения мелкой моторики, затрудняющие записи. Им необходима помощь учителя, сокращение объема заданий, дополнительные объяснения, постоянный контроль, побуждения к действиям.
Ниже приведены примеры контрольно-измерительных материалов, используемых при оценке качества обучения по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 – 6 класс. Учебный предмет – Русский язык
1 вариант
- Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены предложения.
- Колючий, храбро, ерш, в, плавает, озере.
_____________________________________________________________
- Черный, по, грач, дороге, важно, бродит.
_____________________________________________________________
- Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.
_____________________________________________________________
- Вставь в слова пропущенные Ъ и Ь знаки.
В…юга руч…и ш…ют
Под…езд сем…я об…ём
Л…ётся об…явление плат…е
- Образуй новое слово, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Запиши слова и выдели суффикс.
Дом - _____________________ звезда -________________________
Лес -______________________ зверь - _________________________
Кот -_____________________ колос - _________________________
Торт - ____________________ голова - ________________________
- Вставь пропущенные буквы. Из слов правого и левого столбиков соедини стрелочками подходящие по смыслу словосочетания. Выдели приставки.
По…клеить комнату
З…точить корову
З…крыть свёклу
Подмести дневник
Пр…полоть учебник
По…жарить карандаш
…ткрыть картофель
П…доить портфель
2 вариант
- Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены предложения.
- Колючий, храбро, ерш, в, плавает, озере.
______В озере храбро …...________________
- Черный, по, грач, дороге, важно, бродит.
_______По дороге важно ….._____________
- Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.
_________Рыжая белочка ….______________
- Вставь в слова пропущенные Ъ и Ь знаки.
Вьюга руч…и ш…ют
Под…езд сем…я об…ём
- Образуй новое слово, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы. Запиши слова и выдели
Дом - _домик ______________ звезда -________________________
Лес -______________________ зверь - _________________________
Кот -_____________________ колос - _________________________
- Вставь пропущенные буквы. Из слов правого и левого столбиков соедини стрелочками подходящие по смыслу словосочетания. Выдели приставки
По…клеить комнату
З…точить корову
З…крыть свёклу
Подмести дневник
Пр…полоть учебник
П…жарить карандаш
…ткрыть картофель
П…доить портфель
3 вариант
- Закончи предложение подходящей по смыслу картинкой, соедини стрелочкой и вставь пропущенное слово.
- Образуй новое слово, используя суффикс (-ИК). Запиши слова.
ДОМ - __ДОМИК ______ ТОРТ - __________________
КОТ -__________________ СЛОН - ___________________
- Из слов правого и левого столбиков соедини стрелочками подходящие по смыслу словосочетания.
Подклеить комнату
Заточить картофель
Подмести портфель
Пожарить учебник