Варианты адаптация контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения слабовидящих обучающихся

 

Особенности младших школьников с нарушением зрения довольно различны и не ограничиваются только снижением остроты зрения. Ослабление зрительной функции может проявляться в виде выпадения периферического или центрального полей зрения, сложностей с адаптаций глаза в условиях пониженного освещения, затрудненного восприятия цвета. Специфика зрительного восприятия приводит к своеобразию высших психических процессов у такого ребенка и, как следствие, влияет на восприятие учебного материала [13, 17, 26].

Из-за снижения скорости и точности восприятия дети с нарушением зрения воспринимают иллюстративный материал в учебнике или на доске фрагментами, искаженно, им сложно опознать предметы, определить цвет, форму, размер и положение в пространстве, понять, как предметы связаны друг с другом. Это требует от учителя проведения дополнительной работы с учеником, если при проведении оценивания требуется описать картину (например, написание сочинения по картине), или же картинка является единственной иллюстрацией задачи. Педагогу следует помнить, что неправильно решенная задача, может быть решена неверно ни из-за того, что ученик не верно использовал математические термины и знаки, а просто не верно рассмотрел иллюстрацию. Следует дублировать такие задания текстом или устным сообщением [13, 17, 57].

Задержка при формировании образного мышления приводит к трудностям понимание предметного значения слов и грамматических категорий, что также сказывается при изучении всех предметов учебного плана. Слабовидящий ученик зачастую не может обозначить признаки предмета, описать свои впечатления, так как в зрительной памяти нет четкого образа. Обязательным становится проведение словарной работы перед написанием диктантов, иных видов работ, в которых используются малочастотные слова и термины. Таким ученикам следует разрешить пользоваться словарями в качестве ассистивного средства при проведении оценочных работ на уроках.

Имеющиеся недостатки зрительного восприятия негативно влияют на развитие базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые лежат в основе образовательного процесса. Если учитель замечает данные сложности у ученика, то обязательно следует проконсультироваться с педагогом-психологом и/или учителем-дефектологом и использовать подходы адаптации контрольно-измерительных материалов, которые предложены для учеников с задержкой психического развития.

Затруднение освоения навыков письма и чтения связано с низким уровнем развития зрительно-моторной координации. У школьников с нарушением зрения длительное время присутствуют трудности запоминания и различения похожих по графическому образу букв и цифр. Чтобы облегчить такому ученику процесс выполнения контрольного мероприятия (теста, диктанта, контрольной работы), нужно предусмотреть наличие у него на парте памяток, образцов, таблиц и иных иллюстративных материалов, которые помогут сориентироваться в правильном написании букв и цифр [25].

Основными приемами адаптации контрольно-измерительных материалов для ученика с нарушением зрения является масштабирование материала, введение дополнительных маркировок, облегчающих ориентировку в выполнении задания, дублирование материала с доски на индивидуальных карточках, которые располагаются в комфортном для ребенка зрительном поле.

 

Программа: АООП НОО вариант 4.2, 2 класс. Учебный предмет – Математика.

 

  1. I. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).

Начерти прямоугольник с одной стороной 2 сантиметра, а второй – на 2 сантиметра больше. Найди его периметр.

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

Начерти прямоугольник:

одна сторона – 2 сантиметра,

другая сторона – на 2 сантиметра больше.

Найди периметр прямоугольника:

 

Для подбора подходящего шрифта, покажите ученику тексты/ предложения/ слова, напечатанные шрифтом Arial и Verdana от 14 до 20 пунктов на листе А4. Обратите внимание на то, как близко к глазам ребенок подносит текст, на скорость чтения и количество ошибок. Наиболее комфортный шрифт используйте при адаптации материалов урока или контрольно-измерительных процедур.