Внутренняя система оценки качества образования в инклюзивном образовательном процессе

 

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в инклюзивном образовательном процессе – это единая система контроля образовательного процесса в школе, обеспечивающая всестороннюю оценку факторов, влияющих на качество образования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ [46].

ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, регламентов, диагностических и оценочных процедур, построенных на единой концептуально-методологической основе и направленных на оценку качества образовательного процесса, а именно соответствие содержания реализуемых образовательных программ и уровня образовательных достижений обучающихся требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом запросов и потребностей всех участников образовательного процесса [55, 56, 63].

Основой для разработки системы оценки качества образования в инклюзивной образовательной организации являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, содержащие требования к организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) указывают на необходимость разработки локальной нормативной базы образовательной организации в части регулирования внутренней системы оценки качества образования [49, 50]. Основными параметрами, заложенными в основу такой оценки, могут являться:

  • оценка системы условий реализации адаптированных основных образовательных программ;
  • оценка образовательных достижений обучающихся;
  • оценка системы управления образовательной организацией;
  • оценка организации образовательного процесса;
  • оценка удовлетворенности родителей.

В качестве источников данных для оценки качества образования в инклюзивной школе используются:

  • результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ;
  • внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1–11 классов;
  • результаты участия учеников во Всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах регионального и Всероссийского уровней;
  • мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО;
  • данные промежуточной и рубежной аттестации (четвертная, полугодовая), внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся 1–11 классов;
  • данные по итогам посещения уроков, элективных курсов и курсов по выбору, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования;
  • результаты интегративных показателей освоения программы коррекционной работы;
  • анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк);
  • социологические опросы.

Существенным отличием ВСОКО в инклюзивном образовательном процессе является то, что образовательный результат ребенка с ОВЗ не может оцениваться вне совокупности создаваемых для него специальных условий получения образования. Следует помнить, что образовательный результат может быть достигнут в максимальном своем выражении только при условии полного обеспечения образовательной организацией всех требований стандарта, соответствия созданных условий, которые своевременно корригируются и дополняются, особым образовательным потребностям ребенка.

При проектировании направлений ВСОКО в инклюзивной школе, основное внимание уделяется:

  • оценке качества разработанных адаптированных программ;
  • оценке качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
  • оценке образовательных результатов обучающихся с ОВЗ;
  • оценке кадровых условий реализации АООП.

По каждому направлению ВСОКО определяется группа оценочных параметров, совокупность которых позволяет сделать выводы об актуальном состоянии образовательного процесса, внести при необходимости изменения и корректировки.

Приведем пример оценочных параметров, которые может использовать образовательная организации при проектировании мониторинговых и иных процедур.

 

Направление ВСОКО Контролируемые параметры
Оценка качества разработанных адаптированных программ - соответствие структуры и наполнения АООП требованиям ФГОС;

- представленность в АООП необходимых структурных элементов;

- целесообразность и своевременность внесения изменений в АООП;

- соответствие материально-технических условий, описанных в АООП, возможностям образовательной организации и пр.

Оценка качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ - корректность составления учебного плана в соответствии с требованиями стандартов;

- представленность в учебных планах всех необходимых предметных областей и коррекционно-развивающей области;

- оптимальное распределение часов урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ;

- правильность оформления адаптированных рабочих программ по предметам и коррекционно-развивающим курсам и пр.

Оценка образовательных результатов обучающихся с ОВЗ - представленность в адаптированных программах как самих результатов (предметных, метапредметных, личностных) так и системы их оценки;

- наличие индивидуализации образовательного процесса, через систему проектирования индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ;

- наличие разработанных образовательной организацией дифференцированных критериев оценки письменных и устных работ обучающихся с ОВЗ;

- наличие механизмов использования педагогами комплексной оценки достижений учащихся и пр.

Оценка кадровых условий реализации АООП - укомплектованность необходимыми кадрами;

-  соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям профессиональных стандартов;

- наличие эффективной системы непрерывного педагогического роста педагогов в области инклюзивного образования, через реализацию программ дополнительного профессионального образования, внутреннюю систему наставничества и пр.

 

 

В течение учебного года проводятся процедуры текущего и тематического контроля, включающего анализ документации, содержания программ, оценку результативности Программы коррекционной работы, анализ оценки достижений образовательного результата обучающимися с ОВЗ, анализ экспертной оценки личностных и метапредметных результатов, анализ результатов мониторинга психофизического и когнитивного развития, оценку внутришкольной среды, архитектурной доступности, соблюдения санитарных норм в учебном процессе, контроль деятельности специалистов и работы психолого-педагогического консилиума.

Анализ данных, полученных в ходе мониторинга, определяет необходимость изменений, которые корректируют специальные образовательные условия для обеспечения оптимального результата образовательных достижений обучающихся с ОВЗ.

Описание подходов к адаптации системы оценки достижений образовательных результатов приведено в Приложении.

Остановимся более подробно на вариантах адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения различных категорий обучающихся с ОВЗ.