Приложение 4. Упражнения для релаксации и расслабления

 

Игровые упражнения. Очень часто во время проведения тренингов требуется введение игр, снимающих у детей напряжение или позволяющее преодолеть истощение, выражающиеся у многих детей с РАС как двигательная расторможенность, снижение возможности речевой регуляции и др.

 

Упражнение «Сбор яблок».

Участники группы сначала ходят по комнате, чтобы размяться. Потом ведущий просит представить очень высокую яблоню и «снять яблоки»: подняться на носки, вытянуть руки вверх. Если детям сложно представить такую ситуацию, то можно ввести предметы, дополняющие игровую ситуацию (корзинки, нарисованное дерево и др.)

Можно менять условия игры и «ловить бабочек», «рубить дрова» и др.

 

Упражнение «Трусливые зайцы». Это (и аналогичные) упражнения позволяет ребятам снять напряжение и успокоится за счет ритмичного изменения двигательной активности.

Ведущий предлагает участникам группы «стать зайцами на лужайке» и попрыгать. Через некоторое время появляется волк и все зайцы должны замереть. Когда волк уходит, зайцы продолжают «играть на полянке». Если для подростков такое упражнение кажется слишком детским, то можно просто ввести музыкальное сопровождение с быстрым ритмом, под которое можно двигаться, и предлагать участникам группы останавливаться, когда заканчивается музыка.

 

Изометрические упражнения. Изометрические упражнения основаны на методике мышечной релаксации Д. Джекобсона. Упражнения включают в себя последовательное напряжение и расслабление разных групп мышц. Изометрические упражнения можно проводить как в игровой форме, так и в форме физических упражнений.

При выполнении упражнений рекомендуется все упражнения с напряжением выполнять на вдохе, а все упражнения на расслабление на выдохе. Фаза напряжения длится приблизительно 7 секунд, а фаза расслабления – 20-30 секунд.

Выполняя изометрические упражнения можно:

  • оскалить зубы и напрячь челюсти (как собака);
  • широко улыбнуться;
  • свести и развести лопатки (как птичка, которая собирается полететь);
  • поднять плечи вверх и опустить их (черепаха прячется в панцирь);
  • сжать и расслабить (опустить вниз) кулаки;
  • сильно прижать ладони друг к другу;
  • сидя на стуле, вытянуть ноги вперед и опустить их;
  • сидя на стуле, свести вместе колени;

 

Если аутичному ребенку сложно выполнять двигательные программы, то упражнение лучше проводить в виде игры с предметами (сенсорными игрушками, небольшими мячами, веревочками и др.).

 

Глубокое давление. Как и изометрические упражнения, глубокое давление помогает избавиться от напряжения в мышцах. Некоторым детям с РАС нужно время для того, чтобы перестать боятся новых для них ощущений и предметов и почувствовать расслабляющий эффект. Для таких детей важно вводить упражнения на глубокое давление очень аккуратно и постепенно.

Для создания эффекта глубокого давления можно использовать:

  • утяжеленные покрывала, утяжелители в виде жилета или браслетов, различные по тяжести подушки на колени;
  • некоторые дети могут разрешить себя крепко обнять;
  • можно завернуть ребенка в бумажные полотенца, пищевую пленку, одеяло или простыню.

 

Глубокое дыхание. Глубокое дыхание является очень эффективным способом снятия напряжения и стресса, поэтому важно научить аутичного ребенка пользоваться этим способом в сложных для него ситуациях. Для того, чтобы ребенок научился приему глубокого дыхания и мог его использовать произвольно и самостоятельно, нужно научить его такому дыханию в игровой ситуации.

Упражнения на «выдувание»

Участникам групп предлагается представить, что они надувают разные предметы: воздушный шар, мыльные пузыри. Нужно медленно надуть щеки и набрать побольше воздуха. Можно помогать себе руками: показывать объём воздушного шара, выдувать пузыри через круг из пальцев.

 

Использование массажа. Массаж является эффективным и простым способом снять напряжение и преодолеть усталость. В ходе занятий можно предложить различные массажные движения, которые участники группы могут выполнять и сидя, и стоя.

Ребенку можно предложить:

  • массаж лица: обеими руками массируется лицо (сначала легкие пощипывания щек, скул, подбородка). Затем поглаживания бровей: глаза закрыты, большими пальцами мягко поглаживаются веки под бровями;
  • массаж лба: кончиками пальцев выполняются слегка надавливающие круговые движения. Затем можно продолжить эти движения по всей поверхности головы ото лба к затылку;
  • массаж ушей.

Можно использовать вибрирующие массажные подушки и небольшие ручные массажеры.