Приложение 5[1] Особенности преподавания основных предметов

 

Особенности преподавания предмета «Русский язык» для обучающихся с РАС в основной школе.

Русский язык является основой для развития словесно-логического и абстрактного мышления и одним из основных средств обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Трудности в этой области сказываются на всем процессе обучения школьника с РАС.

У большинства учащихся с РАС отмечаются выраженные трудности при освоении программного материала по русскому языку. Эти трудности связаны с особенностями импрессивной и экспрессивной форм речи и неравномерностью развития у учащихся данной группы высших психических функций, различным уровнем сформированности базовых умений и навыков. В программе изучения русского языка в основной школе заложено, что при типичном развитии опирается на сформированную речь как высшую психическую функцию. При расстройствах аутистического спектра в силу особенностей речевого развития учащихся во многих случаях у школьников остаются выраженные трудности освоения речевой деятельности и недостаточная сформированность коммуникативной функции речи.

Поэтому, важно учитывать, что некоторые компетенции, умения и навыки, формируемые в ходе изучения предметной области могут быть сформированы значительно позже, чем у типично развивающихся сверстников.

Также важно учитывать склонность учащихся с РАС к формализации полученных навыков и умений, при которой даже сформированные навыки могут не использоваться аутичным школьником вне учебной ситуации. Так, даже при хорошем усвоении теоретического материала по предмету и правильном выполнении учебных заданий и упражнений, некоторые умения и навыки усваиваются формально и не используются школьником с РАС в собственной спонтанной речи или используются не осознанно, что ведет к дальнейшим затруднениям при изучении программного материала.

В этой ситуации часть программных тем может быть усвоена обучающимися с РАС на формальном уровне, что может привести к специфическим трудностям при дальнейшем изучении программного материала.

Большие затруднения у учащихся с РАС возникают при функциональном и смысловом анализе текстов и предложений. Им бывает довольно трудно определить стиль текста, цель высказывания, главную, второстепенную и избыточную информацию. Особые трудности вызывает контекстуальное понимание прочитанного. В силу особенностей спонтанной речи, школьникам с РАС трудно писать изложения и сочинения.

У школьников с РАС возникают специфические трудности в освоении тем и разделов, связанных с литературными и лингвистическими нормами языка в силу сложности понимания ими социального контекста и понимания и усвоения социальных норм и правил.

У большинства учащихся с РАС наблюдается неравномерность в освоении некоторых тем из раздела «Морфемика». Например, если у обучающихся с РАС есть речевые трудности в освоении согласования частей речи по родам, числам и падежам, в освоение личных окончаний глаголов (что является типичными трудностями при РАС), то те же самые трудности наблюдаются и при освоении соответствующих учебных тем.

Типичными трудностями при изучении тем из раздела «Фразеология», являются специфические трудности, связанные с овладением переноса лексического значения слова. Школьникам с РАС трудно понимать переносный смысл слов и словосочетаний, различные виды образного сравнения, метафоры, иронию.

Сильной стороной обучающихся с РАС часто является хорошая зрительная память, что проявляется в виде феномена «врожденной грамотности» и позволяет успешно осваивать программный материал разделов, связанных с орфографическими нормами и правилами.  Учитывая неравномерность освоения различных областей русского языка, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием, необходимо стремиться в создании для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

Для достижения планируемых результатов реализации программы, необходимо:

- адаптировать методы представления нового материала, способы текущего контроля и репрезентации   полученных знаний (например, выполнение части заданий с использованием ИКТ);

- задействовать возможности визуальной поддержки устной и письменной речи, использовать максимум наглядных средств обучения (карточки с образцом выполнения задания, карточки с пошаговым выполнением инструкций педагога, дополнительные иллюстрации для изучения некоторых лексических и грамматических тем и т.п.);

- при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу следует исключить из речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, длинные грамматические конструкции (обычно приемлемый размер предложения при вербальной коммуникации педагога с обучающимся – 5-6 слов);

- при изучении сложных грамматических конструкций использовать визуальное сопровождение (цветовое отображение частей речи, опорные схемы и таблицы, конструкторы фраз на карточках и т.п.);

При недостаточной сформированности графомоторных навыков могут использоваться различные способы адаптации учебных материалов и заданий, в том числе сокращение объема письменных заданий при сохранении уровня сложности, возможность выполнения заданий на компьютере и т.д.

При составлении заданий целесообразно опираться на область стойких интересов обучающегося с РАС. Такими интересами могут быть как распространенные в среде подростков с РАС темы, связанные с метро, транспортом, космосом, солнечной системой, животными, так и более специфические - определенный фильм, рассказ или телепрограмма. Обучение с опорой на особо значимые для учащегося с РАС объекты и персонажи проходит гораздо эффективнее.

Особое значение на каждом году обучения по предмету «Русский язык» следует придавать формированию читательских компетенций, навыкам работы с текстом, формированию функциональной грамотности, жизненных компетенций учащегося с РАС.

 

Особенности преподавания предмета «Литература» для обучающихся с РАС в основной школе.

При планировании организации коррекционных занятий для поддержки обучения литературе детей с РАС необходимо учитывать выраженные особенности импрессивной и экспрессивной форм речи, а также неравномерность и асинхронию развития психических функций.

Многие учащиеся с РАС испытывают значительные трудности при анализе или пересказе текста своими словами, так как не могут отделить главное от второстепенного. Зачастую вместо пересказа учебного текста аутичный школьник прибегает к дословному цитированию.

Типичные трудности, возникающие при изучении предметной области у школьников с РАС связаны с недостаточным социальным опытом и особенностями личностного развития, поэтому мотивы поступков героев произведений и социальный контекст происходящих событий могут оставаться не ясными.

Эмоциональная составляющая поэзии, метафора, переносный смысл, сарказм, гротеск, риторический вопрос и другие фигуры речи, изучаемые в курсе «Литература» часто являются непонятными для аутичных школьников. Поэтому возможны затруднения при изучении некоторых произведений, включенных в программу, таких, например, как стихи о природе, передающие настроение, но не содержащие описания конкретных событий, чтение и изучение басен, пословиц.

Изучение этих произведений на уроке может осуществляться на ознакомительном уровне, а более углубленное изучение этих произведений может быть перенесено на индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия программы коррекционной работы.

Важно учитывать, что некоторые компетенции, умения и навыки, формируемые в ходе изучения предметной области могут быть сформированы значительно позже, чем у типично развивающихся сверстников.

Также важно учитывать склонность учащихся с РАС к формализации полученных навыков и умений, при которой даже сформированные навыки могут не использоваться аутичным школьником вне учебной ситуации. Так, даже хорошо успевающие выпускники часто не используют иронию или переносный смысл слов в своей повседневной жизни.

Особые трудности возникают у аутичных школьников при написании сочинений на литературную тему.

В этой ситуации часть программных тем может быть усвоена обучающимися с РАС на формальном уровне, что может привести к специфическим трудностям при дальнейшем изучении программного материала.

Нередко изучаемое литературное произведение попадает в зону специфических интересов учащегося с РАС: он постоянно цитирует это произведение, делает большое количество тематических иллюстраций, на основе этого сюжета придумывает множество своих собственных, задает вопросы, стремится обсуждать это произведение с учителем и одноклассниками. Вместе с тем необходимо учитывать, что иногда эти специфические интересы могут быть крайне ограничены, а высказывания учащегося на темы, связанные с данным литературным произведением, иметь резонерский характер. Для учителя в этой ситуации важно правильно реагировать и не вступать в непродуктивную полемику на уроке или занятии, одновременно пытаясь переключить учащегося на другие темы изучаемого предмета.

Сильной стороной обучающихся с РАС при изучении предмета «Литература» является хорошая память, которая позволяет им очень подробно воспроизводить последовательность событий в литературном произведении, главные и второстепенные сюжетные линии, действия героев, мелкие подробности, рассказывать большие по объему стихотворные произведения и др.

Для достижения планируемых результатов по предмету «Литература» учащимися с РАС необходимо:

  • адаптировать методы представления нового материала, способы текущего контроля и репрезентации полученных знаний, в том числе замена устных сообщений, ответов на вопросы, на письменные ответы, компьютерное тестирование и т.д.
  • при недостаточной сформированности графо-моторных навыков предусмотреть возможность выполнения значительных по объему письменных заданий, в том числе сочинений и изложений, на компьютере, существенное снижать объем работы;
  • при необходимости использовать тестирование, в том числе и компьютерное, для проверки знания литературного произведения вместо написания сочинения или изложения;
  • придерживаться особенно четкой и упорядоченной визуальной пространственно-временной структуры содержания произведения, сюжета или отношений персонажей между собой, что поможет школьнику с РАС понять мотивы и переживания героев;
  • проводить дополнительную работу по разъяснению содержания текста (сюжет, композиция, позиция автора, жанр, стиль), используемых в нем фигур речи и других средств выразительности.
  • использовать четкую и понятную ребенку систему визуальной поддержки плана ответа и хода выполнения заданий учителя (в том числе карточки с образцом выполнения задания, карточки с пошаговым выполнением инструкций, цветовое выделение учебного материала, опорные схемы и таблицы, конструкторы фраз на карточках);
  • при организации диалога учитывать своеобразие нарушений в развитии коммуникативных навыков обучающихся;
  • использовать в качестве отчетных работ участие обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах; представление тематических презентаций, коллажей, инсталляций;
  • использовать видеофрагменты фильмов, спектаклей по изучаемым произведениям;
  • опираться на реальные чувства и опыт обучающегося с РАС;
  • при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу минимизировать в своей речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, сложные грамматические конструкции;
  • в урочной и внеурочной форме при обучении учащихся с РАС необходимо использовать различные методы и педагогические приемы, основанные на использовании дополнительной визуализации. Это могут быть как методы и приемы, инициированные учителем (например, презентации по изучаемой теме, просмотр фильма или спектакля по изучаемому произведению), так и самостоятельная работа учащихся (составление схем, таблиц, логических цепочек, работа, направленная на структурирование текста).

 

Эффективным способом поддержки освоения изучения предмета «Литература» является использование театрализованных приемов работы: разыгрывание сюжетов и сцен литературных произведений, участие в школьных театральных постановках.

Учитывая неравномерность освоения учащимся с РАС различных тематических областей по данному предмету, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием курса «Литература», необходимо стремиться к созданию для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

 

Особенности преподавания предмета «История» для обучающихся с РАС в основной школе

При изучении предмета «История» необходимо учитывать неравномерность развития и индивидуальные особенности учащихся с РАС, требующих адаптации и модификации учебного материала, подбора наиболее эффективных форм работы в урочной и внеурочной деятельности. Например, у учащихся с РАС могут возникать сложности при определении в тексте значимой и второстепенной информации. Поэтому при пересказе учебного текста, школьник с РАС часто старается выучить текст наизусть и отвечать только на фактологические вопросы. Школьникам с РАС сложно выстраивать взаимодействие с одноклассниками в таких формах как участие в общей беседе, дискуссии, участие в групповом проекте и др.

Вместе с тем, некоторые разделы данного предмета могут находиться в зоне специфических интересов подростка с РАС, в изучении их учащийся с РАС может значительно опережать темп изучения данных разделов другими учащимися класса. Следует максимально это учитывать при организации проектной деятельности по предмету, включая учащегося с РАС в проектные команды, а также, поручать выполнение индивидуальных проектов по тематике его специфических интересов, создавая условия повышения его социального статуса в глазах сверстников.

Сильными сторонами обучающихся с РАС является хорошая память и склонность к усвоению хорошо структурированной информации, включая запоминание больших объемов упорядоченного фактического материала: исторических событий, дат, имен исторических персонажей и т.д

При этом, необходимо учитывать, что некоторые темы курса могут быть сверхзначимыми для подростка с РАС, вызывать у него желание спорить, вовлекать окружающих в непродуктивную дискуссию. Рекомендуется при изучении этих тем организовывать различные виды проектной работы, смещая, тем самым, фокус внимания подростка с РАС на овладение продуктивными видами деятельности.

Для успешной реализации программы по предмету «История» и достижения учащимися с РАС планируемых результатов, необходимо:

  • максимально использовать различные системы тестирования, в том числе, электронные системы, IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, интерактивные карты, схемы, и другие средства визуализации при обучении и оценке достижений учащегося с РАС в данной области;
  • при недостаточной сформированности графо-моторных навыков, можно предусмотреть возможность выполнения значительных по объему письменных заданий на компьютере, существенное снижение уровня сложности работы с контурной картой;
  • опираться на реальные чувства и опыт обучающегося с РАС;
  • при непосредственном общении с учащимся с РАС, педагогу необходимо минимизировать в своей речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, сложные грамматические конструкции;
  • разработать и придерживаться четкой и понятной ребенку системы визуальной поддержки плана ответа и хода выполнения заданий учителя.

Учитывая неравномерность освоения учащимся с РАС различных тематических областей по данному предмету, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием курса «История», необходимо стремиться в создании для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

 

Особенности преподавания предмета «Обществознание» для обучающихся с РАС в основной школе.

В силу особенностей психолого-педагогического развития учащихся с РАС развитие гибких социальных компетенций представляет для них особые трудности. С учетом специфических особенностей обучающихся с РАС, изучение окружающего ребенка социума может активно начинаться уже в пятом классе на коррекционно-развивающих занятиях, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании. Многие темы учащимися с РАС шестого и седьмого классов по этому предмету могут быть усвоены значительно позже, чем это предполагается в соответствии со стандартной учебной программой. В последующие годы эти темы могут изучаться на более глубоком уровне как на уроках в классе, так и в рамках коррекционно-развивающих занятий.

Поэтому программа обучения по предметной области «Обществознание» должна согласовываться с программой коррекционной и воспитательной работы, и при необходимости включать темы, задания и формы работы, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, учитывать интересы окружающих и др.

В ходе изучения предмета «Обществознание» важно обеспечить работу по сознательному овладению учащимися с РАС социальными нормами, пониманию аутичным школьником происхождения и обязательности соблюдения социальных норм и правил. Тем не менее, необходимо учитывать, что из-за особенностей личностного и социального развития аутичных школьников, часть учебных тем без направленной коррекционно-развивающей работы, учащимися усваиваются формально.

Для достижения планируемых результатов реализации программы преподавания предмета «Обществознание» рекомендуется:

  • использовать в урочной и внеурочной деятельности метод «социальных историй»;
  • максимально использовать различные системы тестирования, IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, схемы, и другие средства визуализации при обучении и оценке достижений учащегося с РАС в данной области;
  • при недостаточной сформированности графо-моторных навыков предусмотреть возможность выполнения значительных по объему письменных заданий на компьютере;
  • опираться на реальные чувства и опыт обучающегося с РАС;
  • при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу минимизировать в своей речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, сложные грамматические конструкции;
  • предоставить четкую и понятную ребенку систему визуальной поддержки плана ответа и хода выполнения заданий учителя.

Учитывая неравномерность освоения учащимся с РАС различных тематических областей по данному предмету, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием курса «Обществознание», необходимо стремиться к созданию для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

Некоторые учебные темы по предмету «Обществознание» для учащихся с РАС, имеющие для них сверхценные интересы,  могут  быть причиной возникновения в ходе урока непродуктивных обсуждений и дискуссий. В таких случаях рекомендуется замещение подобной активности выполнением содержательных проектных работ по интересующей подростка с РАС теме.

 

Особенности преподавания предмета «Математика» для обучающихся с РАС в основной школе.

Для учащихся с РАС математическое образование имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, влияет на развитие словесно-логического и абстрактного мышления, развивает критичность мышления. Важной стороной математического образования является развитие жизненных компетенций у учащихся, так как знания и умения, получаемые при изучении предмета «математика», позволяют активно использовать их в повседневной жизни и таким образом расширять индивидуальный опыт учащегося. На развитие жизненной компетенции у учащихся с РАС также направлено использование в ходе изучения предмета «Математика» практических методов и расчетов. Важным элементом курса для формирования жизненных компетенций, способствующим формированию у учащихся с РАС необходимого социального опыта, является решение задач из раздела «Реальная математика».

Многие учащиеся с РАС обладают хорошими вычислительными навыками. Они могут считать верно, в быстром темпе, в том числе, устно, успешны в выполнении заданий, требующих применения усвоенных ранее алгоритмов и формул, однако могут испытывать затруднения на этапе выбора нужного алгоритма или формулы.

У учащихся с РАС наибольшие затруднения возникают при решении текстовых задач из-за недостатков лексико-грамматического строя речи, нарушения понимания причинно-следственных связей и дефицитарности воображения. Они затрудняются выделить значимую для решения задачи информацию. С трудом осуществляют перенос при решении однотипных задач в случае незначительного изменения формулировки, еще труднее им дается применение полученных академических навыков в реальной жизни. Из-за «буквального» понимания прочитанного они могут не замечать косвенных формулировок. Часто решают задачи, просто манипулируя числами без понимания логики решения.

Даже те из учащихся, которые в состоянии правильно решать задачи, существенно затрудняются в схематизации решения, составлении верной и информативной краткой записи, составлении плана решения задачи и чертежа. Им трудно понять, а тем более объяснить, последовательность этапов решения и суть того или иного математического действия. Еще труднее интерпретировать результаты в задаче и исследовать полученное решение.

При выполнении заданий на распознавание логически некорректных высказываний, решение логических задач, требующих рассуждения и объяснения хода своего решения, будут возникать существенные трудности.

Учащимся с РАС трудно осуществлять перенос полученных знаний из одной области в другую, прогнозировать предварительные результаты. Например, они хуже, чем их одноклассники справляются с прикидкой результатов, т.к. им легче просто высчитать этот результат.

Учащимся с РАС достаточно сложно дается подбор вариантов решения, выбор алгоритма из набора уже освоенных.

Некоторые школьники с РАС склонны к макрографии. В таком случае им трудно вписать цифру в клетку, сложно соблюдать аккуратность при выполнении письменных вычислений, например, при вычислении в столбик, при записи дробей, степеней числа, записи преобразования длинных выражений. И это неизбежно приводит к ошибкам в вычислениях.

Из-за плохо развитой моторики и недостаточной согласованности работы рук при пользовании линейкой или циркулем, ученики испытывают затруднения при выполнении чертежей, изображении фигур, что существенно осложняет успешное прохождение курса геометрии.

Нарушения пространственных представлений, встречающиеся у некоторых учащихся с РАС, могут негативно сказываться на решении геометрических задач и на решении задач из цикла теории множеств.

Для преодоления возникающих затруднений и достижения планируемых результатов необходимо:

  • разрешать учащимся с РАС иметь в качестве справочного материала визуальные схемы и алгоритмы, опорные конспекты, пошаговые инструкции, помогающие в решении математических задач (в том числе, и во время проверочных работ);
  • сокращать объем письменных заданий при сохранении уровня сложности
  • в том случае, если школьник с РАС испытывает стойкие трудности в том, чтобы схематизировать решение, сделать правильный чертеж, составить верную и информативную краткую запись, составить план решения задачи, объяснить последовательность этапов решения и суть того или иного действия, интерпретировать результаты в задаче или исследовать полученное решение, рекомендуется не предъявлять весь объем требований на первоначальном этапе, например, ограничиться простым решением задачи, продолжая работу по поэтапному преодолению этих трудностей и выработке алгоритма решения задач этого типа;
  • при недостаточно развитой моторике или склонности к макрографии, разрешить ученику пользоваться тетрадью в крупную клетку;
  • при необходимости использовать различные тесты, IT-технологии для выполнения больших по объему заданий, замену устных заданий на письменные;
  • при стойких затруднениях при построении чертежей в курсе геометрии возможно дополнительное использование цифровых образовательных ресурсов, визуализирующих геометрические представления;
  • при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу необходимо минимизировать в своей речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, сложные грамматические конструкции;
  • для переноса полученных знаний в реальную жизнь рекомендуется создавать условия для отработки полученных навыков во внеурочной и внешкольной деятельности и повседневной жизни с участием и помощью родителей учащегося с РАС.

Учитывая неравномерность освоения учащимся с РАС различных тематических областей по данному предмету, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием курса «Математика», необходимо стремиться в создании для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

 

Особенности преподавания предмета «Информатика» для обучающихся с РАС в основной школе

Для учащихся с РАС информатика часто оказывается областью специальных интересов, поэтому может быть областью наибольшей школьной успешности.

Однако при обучении подростков с РАС работе в информационном пространстве, при освоении ими информационно-коммуникационных технологий, необходимо учитывать их особую социальную наивность. В область коррекционных занятий, возможно, придется вынести обсуждение проблем безопасности в сети Интернет, формирование критического отношения к получаемой информации, а также обсуждение правовых аспектов поведения в сети, недопустимости взлома чужих программ, обязательности соблюдения в сети этических норм.

[1] Благодарим специалистов различных образовательных организаций города Москвы за помощь в подготовке материалов этого раздела