Глава 2. Развитие познавательной деятельности обучающихся с РАС

 

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» реализуется в рамках программы коррекционной работы Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Необходимость введения данного курса обусловлена прогнозируемыми трудностями процессов адаптации школьника с РАС к новым усложняющимся учебным задачам на уровне основного общего образования, особенностями достижения школьниками с РАС предметных, метапредметных результатов и особенности формирования универсальных учебных действий у данной группы учащихся. Основой формирования содержания данного курса являются данные о результатах овладения школьником с РАС адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (личностные, предметные и метапредметные результаты), результаты комплексной итоговой диагностики, проведенной образовательной организацией, в том числе, независимой итоговой диагностики (всероссийские проверочные работы), и результаты стартовой психолого-педагогической диагностики на начало обучения на уровне основного общего образования.

Особенности познавательной деятельности обучающегося с РАС в период обучения в основной школе.

С особенностями развития познавательной деятельности школьника с РАС наибольшим образом соотносится понимание неравномерности развития когнитивной сферы, так называемый, особый «когнитивный профиль» людей с РАС, их «непредвиденное когнитивное разнообразие» [10].

Неравномерность развития когнитивной сферы, значимая для учебной ситуации, выражается в следующих параметрах:

- особенности активного внимания в учебной ситуации: способность удерживать внимание, уделять внимание значимой для учебной ситуации информации, способность переключать внимание и запоминать то, чему уделяется внимание [12]. У школьников с РАС могут отмечаться значительные трудности с этим компонентом учебной деятельности, и в то же время, если учебное задание связано с зоной специальных интересов школьника с РАС (например, классификации древних пресмыкающихся, строение галактических систем, созвездия, монеты древнего мира и др.), уровень внимания может быть существенно выше нормы;

- особенности исполнительного контроля действия (исполнительных функций) [3]. У школьников с РАС, несмотря на достаточный объем проводимой в дошкольном возрасте и в начальной школе коррекционно-развивающей работы, может сохраняться или усиливаться (в связи с увеличением трудностей учебных и социальных задач основной школы) асинхрония формирования и развития процессов, связанных с общим управлением целенаправленной деятельностью, в том числе, учебной и познавательной деятельностью. Это выражается в особенностях планирования и регуляции собственной деятельности, понимания сложных, комплексных и абстрактных конструкций, в особенностях управления временем и расстановки приоритетов, рабочей памяти (возможность удержания и оперирования текущей информацией в буфере кратковременной памяти) и торможения (тормозного контроля) собственного импульсивного поведения [12]. Особую трудность для развития познавательной деятельности, связанную с исполнительными функциями школьников с РАС, также будет играть настойчивое стремление следовать только собственному плану действий, ригидность в поиске альтернативных способов решения проблем или учебных задач, избегание ошибок, что может резко ухудшить результаты выполнения проверочных работ или тестов, связанных с ограничением по времени выполнения. [1],[3],[11];

- неравномерность развития когнитивных функций, связанных с речью. При общем формально высоком уровне развития речи, значительном периоде и объеме оказанной коррекционной помощи со стороны специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог), у подростка с РАС могут сохраняться трудности понимания обращенной речи, вербальной инструкции, символизации, метафоризации, оперирования абстрактными понятиями, без чего невозможно предметное обучение в основной школе [1]. Для подростка с РАС может быть свойственно ограниченное понимание речи в силу особенностей личного опыта и узости собственных интересов;

- особенности формирования «модели психического» [2]. У школьника с РАС сохраняются трудности, связанные с пониманием скрытых намерений, мыслей и чувств других людей (литературных героев, автора произведения).

Также затруднено понимание, особенно неявного, контекста и подтекста; понимание переносного смысла в тексте, юмора, сарказма; трудности формирования собственной эмоциональной оценки поступков реальных лиц, исторических персонажей и литературных героев. С дефицитом «модели психического» у школьников с РАС связаны особенности формирования «социального мышления» [1], [2], при котором возникают трудности понимания социальных отношений и общественного устройства.

Цель реализации коррекционного курса

Основной целью реализации курса является поддержка достижения образовательных результатов обучающимися с расстройствами аутистического спектра (РАС) в различных предметных и метапредметных областях, в соответствие с требованиями ФГОС ООО и с учетом их особых образовательных потребностей.

Задачами реализации коррекционного курса являются:

- содействие достижению необходимых образовательных результатов в различных предметных областях, наиболее дефицитарных для обучающегося с РАС;

- создание учебных ситуаций в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на преодоление указанных дефицитов,

- расширение у обучающихся с РАС возможностей формирования навыков активной переработки учебной информации и учебного материала различных предметных областей;

- развитие познавательной активности обучающихся с РАС;

 

Принципы и подходы к формированию программы коррекционного курса

Основным принципом формирования программы данного коррекционного курса является учет индивидуальных дефицитов обучающегося с РАС при освоении разделов адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с РАС.

Установление дефицитов основывается на данных углубленной психолого-педагогической диагностики, которая проводится специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации, а также на данных итоговой диагностики реализации АООП НОО обучающихся с РАС.

 

Планируемые результаты реализации коррекционного курса

Результаты реализации коррекционного курса позволят сформировать и развить у обучающихся с РАС необходимые умения смыслового чтения и работы с информацией, которые соотносятся с достижением необходимого уровня метапредметных результатов освоения АООП ООО с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Одним из наиболее важных метапредметных результатов, достижение которого и является, в большей мере, планируемым результатом реализации коррекционного курса, является развитие читательской грамотности обучающегося с РАС. Под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [11]. Необходимо учесть, что развитие читательской грамотности предполагает освоение, прежде всего, текстов научно-учебного характера, а не только литературных текстов. Это связано с содержанием образования в основной школе, которое реализуется в широком круге предметных областей учебного плана. Безусловно, в оценке достижения данного результата необходимо учитывать особые образовательные потребности и особенности  познавательной  деятельности школьников этой группы.

Содержание коррекционного курса

В содержание коррекционного курса входят научно-учебные, художественные тексты предметов следующих предметных областей: «русский язык и литература», «естественно-научные предметы», «общественные предметы», текстовые задачи предметов предметной области «математика и информатика».

Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в соответствие с выделенными дефицитами обучающегося с РАС). В работе также необходимо опираться на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС. (В приложении 5 приводятся основные дефициты и сильные стороны обучающихся с РАС, структурированные в соответствие с предметными областями).

Основой тематического планирования коррекционного курса являются рабочие программы педагогов по учебным предметам указанных выше образовательных областей. Необходимо выделить, на основе проведенной диагностики, темы, представляющие наибольшую сложность в усвоении. При составлении индивидуальной/подгрупповой программы курса рекомендуется обратить особое внимание на такие предметы как русский язык, литература, обществознание, история, поскольку при изучении этих предметов специфическая дефицитарность обучающегося с РАС, их особый когнитивный профиль познавательной деятельности может проявиться в максимальной степени.

Формирование читательской грамотности обучающегося с РАС.

В соответствие с Примерной основной образовательной программой основного общего образования [7], для достижения метапредметного результата, содержание работы по смысловому чтению и работе с информацией (читательская грамотность) представлено тремя блоками формирования и развития умений в следующих областях:

1.Поиск информации и понимание прочитанного;

  1. Преобразование и интерпретация информации;
  2. Оценка информации.

Это такие умения как:

  • развитие владения различными видами чтения;
  • развитие умения письменно выделять/формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно;
  • развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;
  • развитие умения передавать устно, а также в письменной форме, содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности, с опорой на визуальный план;
  • развитие умения создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт;
  • развитие умения представлять содержание учебного текста, текста задачи в виде таблицы, схемы;
  • развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • развитие умения редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
  • развитие умения передавать содержание текста, в том числе, с изменением лица рассказчика;
  • развитие умения давать эмоциональную оценку событиям, поступкам героев художественных произведений;
  • развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. П.) с целью формирования и развития жизненных компетенций.
  • развивать умение анализировать информацию о ценностях и нормах, определяющих поведение человека, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и личным социальным опытом, делать выводы;
  • развивать умение устанавливать взаимосвязи информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников.

Для школьников с РАС, имеющих особенности познавательной деятельности, содержание коррекционной работы по формированию читательской грамотности, будет иметь как общие направления с работой в основной школе, так и свою специфику.

Работа по формированию и развитию основ читательской компетентности в основной школе осуществляется с учетом принципа преемственности и направлена на развитие способности обучающегося к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Чтение и работа с текстом в основной школе осуществляется на всех урочных и внеурочных мероприятиях и является частью работы по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Для достижения планируемых результатов по развитию читательской компетентности у учащихся с РАС важна такая организация обучения, которая предусматривает связь обучения с личным жизненным опытом самого ребенка и развитие его жизненных компетенций для преодоления формализации полученных умений и знаний.

Также многие исследователи отмечают, что сформированность техники чтения (декодирования текста) у детей с РАС значительно выше, чем возможности понимания прочитанного [1]. Поэтому для обучающихся с РАС необходима работа в рамках коррекционной программы для преодоления специфических трудностей, связанных с развитием осмысления прочитанного, с ограниченностью и особенностями развития пассивного словаря, с проблемами понимания социальных взаимодействий, заложенных в сюжетной линии, понимания метафор и переносного смысла и т.д.

В ходе обучения обучающиеся должны овладеть различными видами (ознакомительное чтение; изучающее чтение; поисковое (просмотровое) чтение; выразительное) и типами (коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное) чтения.

Обучающийся с РАС должен научиться:

- Читать и понимать различные тексты, включая и учебные (смысловое чтение):

– ориентироваться в содержании текста и понимать его основной смысл;

– структурировать текст;

– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

– делать прямые выводы и заключения на основе фактов;

– понимать и различать назначение разных видов текстов;

– сопоставлять визуальные изображения (диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики) с информацией текста;

– объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте;

– сопоставить основные части графика или таблицы;

– объяснить назначение карты, рисунка.

Работать с информацией, представленной в различной форме:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Обучающийся с РАС должен получить возможность научиться основам рефлексивного чтения:

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

– формировать систему аргументов;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

– понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

– выражать информацию текста в виде кратких записей;

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

– анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления;

– понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать им/

Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в соответствие с выделенными дефицитами). В работе также необходимо опираться на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС.

Особенности формирования читательской грамотности при изучении художественного текста.

Подростки с РАС, испытывая трудности восприятия художественного текста, связанные со стереотипностью восприятия, когнитивными и эмоциональными трудностями, нуждаются в специальной продуктивной проработке художественного текста совместно со специалистом, осуществляющим коррекционную работу. Методика работы с художественным текстом c подростками и взрослыми людьми с РАС [4], которая разработана в Институте коррекционной педагогики РАО на основе эмоционально-уровневого подхода [5], позволяет успешно решать многие коррекционно-развивающие задачи, связанные с развитием читательской грамотности школьников с РАС. Основные направления коррекционной работы при изучении художественного текста в соответствие с этим методом следующие:

- замедленный темп изучения художественного текста, большее количество повторений и возвращения к ранее изученному;

-обязательное установление связи происходящего в книге с личным жизненным опытом подростка с РАС, «эмоциональный» анализ (работа с пониманием мотивов поступков героев) более важен, нежели «литературоведческий» анализ художественного текста.

- припоминание похожих, «как в книге», ситуаций из своей жизни или из жизни близких школьника с РАС. Участие и помощь родителей в работе по установлению подобных связей:

-ведение читательского дневника, в котором фиксируется информация о героях, сюжетных линиях, впечатления от прочитанного.

- проработка текста в виде кратких письменных ответов на вопросы по содержанию произведения;

- подготовка иллюстраций к произведению, театрализация (чтение «по ролям»), возможен просмотр фильма до начала или после изучения художественного произведения, в зависимости от уровня сформированности читательского интереса у школьника с РАС [4].

Основой тематического планирования коррекционного курса являются рабочие программы педагогов по учебным предметам образовательных областей. Необходимо выделить, на основе проведенной диагностики, темы, представляющие наибольшую сложность в усвоении. При составлении индивидуальной/подгрупповой программы курса рекомендуется обратить особое внимание на такие предметы как русский язык, литература, обществознание, история, поскольку при изучении этих предметов специфическая дефицитарность обучающегося с РАС, их особый когнитивный профиль познавательной деятельности может проявиться в максимальной степени.

 

Организационные требования к реализации коррекционного курса

Индивидуальные /подгрупповые коррекционно-развивающие занятия планируются и проводятся специалистами школьной службы психолого-педагогического сопровождения на основе принципов междисциплинарного взаимодействия. Важным является привлечение к планированию содержания и реализации данного курса педагогов-предметников. Реализация курса может осуществляться по модульному принципу. В таком случае, распределение часов курса между учителем-дефектологом, учителем-логопедом, учителем-предметником, имеющим соответствующие дополнительные профессиональные компетенции в области специальной педагогики/психологии, рекомендуется проводить на основе обсуждения результатов комплексной диагностики на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Педагогические условия реализации курса.

При реализации содержания данного курса важным является соблюдение основных принципов и приемов структурированного обучения. Для этого необходимо:

  1. Проводить занятия в соответствие с постоянным расписанием, об изменениях места и времени проведения занятия необходимо заранее предупредить школьника с РАС.
  2. Иметь структурированный визуальный план проведения занятия, последовательность этапов занятия должна быть понятна и предсказуема.
  3. В выборе содержания текстов учитывать не только программные материалы, но и собственные интересы школьника с РАС.
  4. Создавать на каждом занятии ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации к занятиям.

Структурированный подход, учитывающий особенности познавательной деятельности школьников с РАС, предполагает также проведение необходимых адаптаций учебных заданий, в зависимости от «когнитивного стиля» школьника с РАС [8], [9].

Это такие приемы как:

  • упрощение инструкции к заданию (разбивка сложной инструкции на несколько простых, переформулирование инструкции, использование визуальных подсказок и пиктограмм);
  • индивидуализация стимульных материалов (опора на интересы ребенка, использование значимых для ребенка тем и персонажей);
  • дополнительная визуализация (цветовое выделение ключевых слов в текстовой задаче; использование заданий, снабженных визуальной инструкцией; чтение текстов с подробными иллюстрациями, применение графических органайзеров для работы с текстами);
  • минимизация двойных требований и правило «одной трудности» (не требовать от ребенка одновременной переработки разнородной информации: например, соблюдения нескольких не до конца усвоенных правил при написании упражнения по русскому языку);
  • сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности (уменьшение количества заданий; предъявление одного задания на листе; задания с возможностью продуктивного ответа);
  • упрощение содержания заданий (адаптация текстов: сокращение, упрощение диалогов, выделение вопросов; адаптация вопросов в тестах и т.п.).

 

Заключение

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности обучающихся с РАС», является важным разделом для реализации Программы коррекционной работы, который позволяет учитывать в максимальной степени индивидуальные особые образовательные потребности школьника с РАС для достижения образовательного результата как в предметных, так и в метапредметных областях, связанных с развитием читательской грамотности, и коррекцией дефицитов познавательной сферы школьников этой группы.

В Приложении 5 приводятся особенности преподавания основных предметов детям с РАС и рекомендации для достижения результатов в этих областях. Эти рекомендации будут полезны при составлении индивидуальных Программ коррекционной работы.