Лаборатория образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, организованная в структуре ФГБНУ «ИКП РАО» в 2020 г. – правопреемник двух структурных подразделений Института: лаборатории педагогической коррекции нарушенной слуховой функции и лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха (1992-2013 гг.) . В 2013 г. эти две лаборатории Института были объединены в одну: «Содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи», деятельность которой продолжалась до 2017 года.
Многие годы в этих лабораториях проводили свои исследования ученые, имена которых хорошо известны в нашей стране: Слезина Н.Ф., Зыкова Т.С., Зикеев А.Г., Коровин К.Г., Тигранова Л.И., Кузьмичева Е.П., Багрова И.Г., Миронова Э.В., Гилевич И.М., Яхнина Е.З., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. и др. С профессиональной деятельностью и биографией многих из них можно познакомиться на сайте Института в разделе «Музей ИКП». На основании результатов многолетних исследований сотрудников лабораторий были определены научно-методические основы формирования речевой деятельности у глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционного обучения, создана система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих школьников. Много внимания уделялось разработке дидактических проблем школы для глухих и слабослышащих детей, методическому обеспечению процесса обучения языку, формирования произносительной стороны речи у обучающихся с нарушением слуха, проблемам совместного с нормально слышащими детьми обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников. Усилиями специалистов лабораторий начал внедряться в широкую практику дифференцированный подход к содержанию школьного образования, отраженный в Проекте специального федерального государственного образовательного стандарта для глухих и слабослышащих учащихся (2013 г.). В области дошкольной сурдопедагогики были разработаны педагогические методы оценки состояния слуховой функции у детей первых лет жизни, создана система ранней (с первых месяцев жизни) педагогической коррекции нарушенной слуховой функции у глухих и слабослышащих детей младенческого и раннего возраста, предложены эффективные организационные формы помощи детям с нарушенным слухом дошкольного возраста. Большое внимание уделялось совершенствованию методики обучения устной речи детей дошкольного возраста с нарушенным слухом, поиску и апробации эффективных моделей интегрированного (совместного со слышащими) обучения дошкольников с нарушениями слуха. Разрабатывались подходы к содержанию и методики постоперационной педагогической реабилитации имплантированных детей.
В настоящее время научно-исследовательская и научно-практическая деятельность лаборатории связана с организацией и проведением исследований, направленных на совершенствование и научно-методическое обеспечение системы образования детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха различных возрастных групп в современных образовательных средах.
• создание и апробация современного психолого-педагогического диагностического инструментария оценки достижений в развитии детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха;
• выявление типологических вариантов современной популяции детей с нарушениями слуха, а также данных, характеризующих условия и факторы, влияющие на достижения в развитии и обучении детей с недостатками слуха;
• изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся с нарушенным слухом;
• разработка современных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха при реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного, начального и основного общего образования;
• разработка и внедрение современных дидактических подходов в проектировании содержания образования обучающихся с нарушениями слуха на уровне начального общего образования;
• изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения семьи детей с нарушениями слуха, ее ресурсов и потребностей в сурдопедагогической помощи;
• исследование проблем социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с нарушениями слуха, разработка подходов к оценке результатов формирования жизненных компетенций детей и подростков с недостатками слуха;
• разработка и апробация программно-методических и учебно-дидактических материалов для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха на уровне НОО и ООО;
• разработка цифровых инструментов формирования профессиональных компетенций сурдопедагогов (виртуальные профессиональные практики, виртуальные симуляторы профессиональной деятельности);
• разработка и реализация образовательных программ дополнительного образования (профессиональная переподготовка, магистратура), а также курсов повышения квалификации для сурдопедагогов.
В лаборатории, как и в других структурных подразделениях ИКП, осуществляется практическое консультирование семей с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушение слуха. Специалисты лаборатории проводят диагностические и коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушенным слухом разного возраста.
• в диссертационном исследовании А.И. Сатаевой разработана, экспериментально проверена и описана система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации на запускающем этапе реабилитации; определены цель, задачи, содержание, этапы работы, показатели завершения запускающего этапа реабилитации ребенка после операции кохлеарная имплантация;
• в докторской диссертации Т.В. Николаевой предложен подход к проектированию виртуальных практик для студентов-сурдопедагогов на примере проектирования виртуальной практики по освоению методики педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом с целью определения вариантов их развития, определены принципы проектирования в соответствии с функциями и местом данной практики в учебном процессе высшей школы;
В рамках научных проектов ИКП 2020-2023 гг.:
• создан и апробирован комплект методик для всестороннего психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, выделены и описаны типологические варианты развития детей старшего дошкольного возраста с недостатками слуха, позволяющие более полно реализовывать индивидуальный подход к педагогической коррекции отклонений в развитии детей этой категории (Т.В. Николаева);
• разработан набор методик для психолого-педагогического обследования социально-коммуникативного, речевого физического, познавательного и художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, проведено экспериментальное сравнительное исследование детей младшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным слухом с использованием созданного диагностического инструментария; выявлены возрастные и индивидуальные возможности детей с нарушениями слуха в изучаемых областях развития (Т.В. Николаева);
• создан и апробирован диагностический контрольно-измерительный инструментарий для оценки предметных результатов, достигаемых обучающимися с нарушениями слуха по русскому языку на уровне основного общего образования (Т.Ю. Четверикова);
• разработана методика образовательно-коррекционной работы по развитию речи обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования (Т.Ю. Четверикова);
• создан и апробирован комплект методик, дополняющий диагностический инструментарий оценивания достижений обучающихся с нарушениями слуха в овладении восприятием и воспроизведением устной речи на уровне основного общего образования и позволяющий зафиксировать индивидуальную динамику развития слухозрительного восприятия (с использованием индивидуальных средств слухопротезирования) устной речи разговорного, учебно-научного и учебно-делового стилей; выявлены типичные трудности у разных категорий обучающихся; разработаны научно-методические походы к проектированию и реализации коррекционной работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, способствующие достижению обучающимися готовности к устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности (Е.З. Яхнина).
Важным достижением научно-методической деятельности лаборатории является разработка концептуальных основ федеральных адаптированных образовательных программ (ФАОП) дошкольного, ФАООП начального и основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха и механизмов их реализации в образовательном пространстве.
• разработаны и апробированы организационные и методические компоненты включения в образовательно-коррекционный процесс временного дистанционного обучения при реализации федеральных адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха (Т.Ю. Четверикова, Е.З. Яхнина);
• разработаны и апробированы организационные условия и программно-методическое обеспечение образовательно-коррекционной работы по развитию речи и обучению русскому языку, развитию восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушениями слуха при реализации федеральных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования (Т.Ю. Четверикова, Е.З. Яхнина).