Rectangle 16

Лаборатория образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха

Nikolaeva-Tatyana-Vyacheslavna-300x300

Николаева

Татьяна Вячеславна

Заведующий лабораторией

Доктор педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=748697

AUTHOR ID В ELIBRARY 748697

ORCID ID 0000-0003-3269-8119

Сфера научных интересов

Сурдопедагогика, образование и комплексная абилитация и реабилитация детей с нарушениями слуха; глухие, слабослышащие дети, дети с кохлеарными имплантами; воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, вопросы совершенствования комплексной аудиолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом и семьям их воспитывающих; психолого-педагогическая диагностика развития ребенка с нарушением слуха; психолого-педагогический диагностический инструментарий для оценки достижений в развитии детей раннего и дошкольного с нарушением слуха и вариантов их развития; определение вариантов развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха как основы для постановки задач обучения информационные технологии в обучении сурдопедагогов, переподготовка и повышение квалификации сурдопедагогических кадров.

Научная деятельность

Научные практико-ориентированные исследования по вопросам раннего выявления и коррекции нарушений в развитии у глухих и слабослышащих детей. Разработка подхода к комплексной психолого-педагогической диагностике развития и коррекции его отклонений у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом. Создание специальных диагностических методик оценки общего и слухоречевого развития детей раннего и дошкольного возраста Изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Выявление вариантов развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, позволяющих более полно реализовывать индивидуальный подход к педагогической коррекции отклонений в их развитии. Проектирование процесса обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха с разными вариантами развития. Разработка подхода к проектированию виртуальной практики в области психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста с нарушенным слухом. Создание первой виртуальной практики для студентов-сурдопедагогов.

Научно-организационная деятельность

  • член диссертационного совета Института коррекционной педагогики;
  • член рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха при Совете Министерства Просвещения РФ;
  • член редакционной коллегии журнала «Дефектология»;
  • рецензент научных статей по проблемам сурдопедагогики, поступающих в журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;
  • член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».
  • сопредседатель Национальной ассоциации сурдологов и специалистов по реабилитации нарушений слуха (с 2024 г.).

Докторская диссертация

«Информационные технологии в обучении сурдопедагогов»

Год защиты: 2016 г. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

Подготовлено

  • 3 монографии (в том числе 1 в соавторстве), 5 пособий (в том числе 4 в соавторстве), всего более 60 публикаций различного типа.
  • В журналах из списка ВАК – 33 статьи, общий список публикаций в РИНЦ – 55. Индекс Хирша по данным РИНЦ – 8.

Основные публикации

  1. Николаева, Т.В. О комплексном психолого-педагогическом обследовании детей с нарушенным слухом / Т.В. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. – С. 38-49.
  2. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: методическое пособие / Т.В. Николаева. — М. : Экзамен, 2006. — 112 с.
  3. Николаева, Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: метод. пособие / Т.В. Николаева – М. : Экзамен, 2006. – 48 с.
  4. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка пятого года жизни со сложной структурой нарушения развития / Т.В. Николаева // Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». - М. : УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2006. – С. 7-23.
  5. Николаева, Т.В. Педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции у детей раннего возраста / Т.В. Николаева, Н.Д. Шматко // Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция; под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М. : Школьная Пресса, 2012. – С. 8 - 37.
  6. Николаева, Т.В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом / Т.В. Николаева // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 23-30.
  7. Николаева, Т.В. Применение информационных технологий в процессе обучения сурдопедагогов: постановка проблемы исследования / Т.В. Николаева // Дефектология. – 2012. - № 5. – С. 42-49.
  8. Николаева, Т.В. Виртуальная профессиональная практика для студентов-сурдопедагогов: логика построения и функциональные возможности / Т.В. Николаева // Дефектология. — 2013. — № 4. — С. 50-64.
  9. Николаева, Т.В. Информационные технологии в обучении сурдопедагогов: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Николаева Татьяна Вячеславна. – М., 2015. – 46 с.
  10. Николаева, Т.В. Виртуальная практика для сурдопедагогов: принципы и этапы проектирования / Т.В. Николаева // Дефектология. – 2016. - № 4. – С. 67-76.
  11. Николаева, Т.В. Педагогическое обследование детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами / Т.В. Николаева // Вестник оториноларингологии. – 2016. – том 81. - № 6. – С. 51-53.
  12. Николаева, Т.В. Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки сурдопедагогов : монография / Т.В. Николаева. – М. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», 2017. – 189 с. : ил. ISBN 978-5-9909542-3-6
  13. Николаева Т.В. Виртуальная профессиональная практика для сурдопедагогов «Диагностика вариантов развития детей раннего возраста с нарушенным слухом» // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. № 9. C. 608.
  14. Николаева Т.В., Польская О.В. Педагогическая диагностика развития ребенка второго года жизни с нарушением слуха / Т.В. Николаева, О.В. Польская // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 32-41.
  15. Николаева Т.В. Методика оценки достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования / Т.В. Николаева // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 36-47.
  16. Николаева Т.В., Шматко Н.Д., Разенкова Ю.А., Маркович М.М. Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом работы / Т.В. Николаева, Н.Д. Шматко, Ю.А. Разенкова, М.М. Маркович // Дефектология. – 2022. ‒ № 4. – С. 69-78.
  17. Николаева Т.В. Оценка достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования: результаты экспериментального исследования / Т.В. Николаева // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 49-59.
  18. Соловьева Т.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г. и др. Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения // Современное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 56–63. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63
  19. Николаева Т.В., Маркович М.М. Потребности и ресурсы семьи, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: анализ материалов всероссийского опроса / Т.В. Николаева, М.М. Маркович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ‒ 2023. ‒ № 8. ‒ С. 40-50.
  20. Николаева, Т. В. Виртуальная профессиональная практика для студентов-дефектологов : монография / Т.В. Николаева. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 160 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/2099006. - ISBN 978-5-16-019234-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2099006 (дата обращения: 14.12.2023). – Режим доступа: по подписке. https://znanium.com/catalog/document?pid=2099006
  21. Николаева Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.В. Николаева // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 12-23.
  22. Nikolaeva, T.V. (2024). Cognitive Development of Preschool Children with Hearing Impairments: Results of an Experimental Study. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7_4

Дополнительная информация:

Награждена благодарственным письмом Заместителя председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой за вклад в разработку системы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха (за 2023 г.)