Rectangle 16

Лаборатория образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха

Зыкова Марина Александровна

Зыкова

Марина Александровна

Старший научный сотрудник

Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=328800

AUTHOR ID В ELIBRARY 328800

ORCID ID 0009-0001-1502-8757

Сфера научных интересов

Обучающиеся с нарушениями слуха, глухие и слабослышащие дети, специальное и инклюзивное образование, начальное общее образование, дидактика специального образования, метапредметные умения, межпредметные связи, функциональная грамотность.

Имеет опыт разработки нормативной и программно-методической документации (ФГОС НОО ОВЗ, Примерных АООП и ФАОП, в том числе учебных планов, ПРП и ФРП и др.).

Является автором и соавтором многих специальных учебных изданий (учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов и методических пособий в печатном и электронном виде) по предметам «Русский язык. Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» для обучающихся с нарушением слуха, а также учебников и рабочих тетрадей по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Научная деятельность

Осуществляет научные практико-ориентированные исследования по проблемам содержания образования обучающихся с нарушениями слуха на уровне начального общего образования;

Участвует в разработках рабочих программ для обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, ФАОП НОО;

Участвует в решении вопросов учебно-методического обеспечения специального образования обучающихся с нарушениями слуха на уровне НОО, а также вопросов разработки и апробации программно-методических и учебно-дидактических материалов для реализации адаптированных программ по различным нозологиям.

Научно-организационная деятельность

Председатель Учебно-методического совета по вопросам начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Кандидатская диссертация

Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности

2000 г., МПГУ им. В.И. Ленина

 

Подготовлено

  • 38 печатных учебных пособий (учебники, рабочие тетради, главы в учебниках и учебных пособиях для вузов, методические пособия), 13 статей.
  • В журналах из списка ВАК – 12 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 24. Индекс Хирша по данным РИНЦ – 4.

Основные публикации

  1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031600 – Сурдопедагогика. Москва : Academia, 2002.
  2. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Русский язык. Развитие речи : 1-й дополнительный класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих обучающихся). С электронной формой учебника. Москва : Просвещение, 2024, 8-е изд.
  3. Зыкова Т. С., Кузьмичёва Е. П., Зыкова М.А. Русский язык. Развитие речи : 1-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы : в 2 частях. (для глухих обучающихся). С электронной формой учебника. Москва : Просвещение, 2024, 7-е изд.
  4. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Русский язык. Развитие речи : 3-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы : в 2 частях. (для глухих обучающихся). С электронной формой учебника. Москва : Просвещение, 2024, 6-е изд.
  5. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Развитие речи в школе для глухих детей : метод. Пособие. М. : Просвещение, 2011.
  6. Зыкова М.А., Соловьева Т.А. Русский язык. Развитие речи. Методическое пособие. 1 доп., 1–3 классы. М. : Просвещение, 2024, 2-е изд.
  7. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-й доп. класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 8-е изд.
  8. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 8-е изд.
  9. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 2-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 11-е изд.
  10. Зыкова М.А., Соловьева Т.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный, 1 и 2 классы. Методическое пособие. М. : Просвещение, 2024, 3-е изд.
  11. Зыкова М.А. Окружающий мир : 3-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 4-е изд.
  12. Зыкова М.А. Окружающий мир : 4-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы : в 2 частях (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 2-е изд.
  13. Рау М. Ю., Зыкова М.А., Суринов И. В. Изобразительное искусство : 1-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 6-е изд.
  14. Рау М. Ю., Зыкова М.А., Суринов И. В. Изобразительное искусство : 1-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 3-е изд.
  15. Рау М. Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 1-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 3-е изд.
  16. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 1-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 8-е изд.
  17. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 2-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 7-е изд.
  18. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 3-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 7-е изд.
  19. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 4-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 7-е изд.
  20. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 3-й класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). С электронной формой учебника. М. : Просвещение, 2024, 4-е изд.
  21. Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 1-й класс : рабочая тетрадь : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М. : Просвещение, 2024, 3-е изд.
  22. Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 2-й класс : рабочая тетрадь : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М. : Просвещение, 2024, 3-е изд.
  23. Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 3-й класс : рабочая тетрадь : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М. : Просвещение, 2024, 2-е изд.
  24. Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 4-й класс : рабочая тетрадь : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М. : Просвещение, 2024, 2-е изд.
  25. Зыкова М.А. Изобразительное искусство : 5-й класс : рабочая тетрадь : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М. : Просвещение, 2024, 2-е изд.
  26. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку //Сурдопедагогика : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика». Под ред. Е. Г. Речицкой. Москва : Гуманитар. изд. центр Владос, 2024, 3-е изд.
  27. Зыкова М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности. Дефектология. – 1995. – № 4. С. 38–43
  28. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников. Дефектология. – 2001. – № 3. С. 35–43
  29. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 3. С. 3–9
  30. Сацевич С.В., Зыкова М.А. Научно-практическое наследие Т.С. Зыковой в контексте содержательной модернизации системы специального обучения глухих детей. Сообщение 1. Дефектология. – 2013. – №3. С. 10–26
  31. Сацевич С.В., Зыкова М.А. Научно-практическое наследие Т.С. Зыковой в контексте содержательной модернизации системы специального обучения глухих детей. Сообщение 2. Дефектология. Дефектология. – 2013. – №4. С. 3–18.
  32. Рау М.Ю., Сацевич С.В., Зыкова М.А. Традиционные подходы и современные тенденции обучения в новой линии учебных пособий по изобразительному искусству для детей с нарушением интеллектуального развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №4. С. 29–36.
  33. Зыкова М.А. Проектирование образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха на уроках по предмету «Изобразительное искусство» в начальных классах // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – №6. С. 20–29.
  34. Зыкова М.А. Формирование функциональной грамотности у обучающихся с нарушением слуха на уроках «Окружающий мир» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. – № 3. С. 4–12
  35. Жеребятьева Е.А., Зыкова М.А., Соловьева И.Л. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (Часть 1) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021 – № 4. С. 30–51.
  36. Жеребятьева Е.А., Зыкова М.А., Соловьева И.Л. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (Часть 2) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021 – № 6. С. 52–58.
  37. Зыкова М.А. Реализация интегрированного подхода в проектировании содержания уроков по предметам обязательной части учебного плана начального общего образования обучающихся с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023 – № 5. С. 12-25.
  38. Зыкова М.А., Жеребятьева Е.А. Соловьева И.Л. Проектирование адаптированных программ по математике для обеспечения качественного начального образования обучающихся с нарушением слуха. Часть 1. Научно-методические основы разработки рабочих программ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024 – № 3. С. 63–69.
  39. Зыкова М.А., Жеребятьева Е.А. Соловьева И.Л. Проектирование адаптированных программ по математике для обеспечения качественного начального образования обучающихся с нарушением слуха. Часть 2. Особенности тематического планирования для пролонгированных сроков обучения и использование специальных учебников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024 – № 4. С. 23–35.

Дополнительная информация

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2015 г.

Ветеран труда (удостоверение от 6 марта 2017 г.)

Почетный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» Минпросвещения РФ, 2019 г.