Глава 3. Принципы, структура и содержание педагогической работы по формированию у близких взрослых коммуникативных умений, обеспечивающих условия для развития речи и общения у ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями

 

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с риском развития речевого нарушения и семьи, в которой он воспитывается, разрабатывается образовательной организации или службы ранней помощи, в которую обратилась семья данного ребенка. Право разовой консультации в службе имеет любая семья, для зачисления ребенка и семьи для сопровождения специалистами службы необходимо зафиксировать риск развития речевого нарушения (или другого, которое с высокой степенью вероятности повлечет за собой речевое нарушение), либо наличие такого нарушения у ребенка.  Сопровождение в службе ранней помощи в обязательном порядке предполагает работу с семьей и обучение членов семьи эффективному общению с ребенком. Программа сопровождения составляется в соответствии со спецификой речевого развития ребенка, может быть пересмотрена в течение срока ее реализации при изменении состояния ребенка или условий существования семьи.

 

Принципы организации психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста

Объектом сопровождения является семья ребенка, неотъемлемым членом которой он является. Поскольку развитие речи тесно связано с развитием всех сторон психики, а также с развитием общения в принципе, работа с ближайшим окружением ребенка, составляющим его коммуникативную среду, является основой успешной психолого-педагогической работы.

Построение психолого-педагогического сопровождения с учетом этапов развития ребенка, а также опору на привычные для ребенка компоненты окружающей действительности. Так, при осуществлении психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с риском развития речевого нарушения нормализация последовательности и темпа речевого развития происходит в соответствии с онтогенезом, за исключением тех случаев, когда первичные нарушения развития у ребенка объективно препятствуют формированию полноценной устной речи. В таком случае целью психолого-педагогического сопровождения является нормализация и развитие коммуникации ребенка в семейной среде и среде доступного ребенку социального мира – дальних родственников, соседей, игровых площадок, детского сада, в том числе, с использованием средств альтернативной или ассистивной коммуникации.

Поставленные в ходе разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения цели согласуются с индивидуальным темпом развития ребенка и целями семьи и пересматриваются в случае изменений индивидуального темпа развития или изменения запроса семьи.

Структура педагогической работы по формированию у близких взрослых коммуникативных умений, обеспечивающих условия для развития речи и общения у ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями представлена 2 направлениями.

Первое направление связано с формированием и развитием мотивации общения в ситуациях речевого и неречевого диалога с близкими взрослыми.  В рамках данного направления обсуждаются условия для перехода к речевому диалогу взрослого и ребенка, такие как:

  • взаиморасположение и позы участников (располагающие к общению / не располагающие к общению; способствующие общению и возможности максимальной активности ребенка, направленной на взрослого); дистанция общения; продолжительность общения;
  • согласованность коммуникативных действий взрослого и ребенка: очередность в общении; темп общения взрослого; временные характеристики отклика взрослого и ребенка на коммуникативное действие другого (безотлагательный, отсроченный, совмещенный);
  • содержание (предмет) общения: предмет общения (игра / рассказывание ребенку сказки, стихотворения, потешки / совместная продуктивная деятельность / выполнение режимных моментов и пр.); характер игры; соответствие предмета общения возможностям и ограничениям ребенка; форма общения.
  • вовлечение ребенка в общение;
  • поддержка активности ребенка в общении.

В рамках второго направления описываются игровые приемы семантизации лепетных единиц и введения новых лексем в лексикон ребенка, приемы формирования сочетаний слов и их перевода в простую аграмматичную фразу.