Глава 3. Стабильность окружающего мира. Как режим влияет на поведение маленького ребенка?

 

Любому ребенку в возрасте до трех лет необходим ритм смены активности и отдыха. Нервная система маленького ребенка быстро истощается и наступает переутомление. Внешне это проявляется не в повышенной сонливости и упадке сил, как у взрослого, а наоборот: ребёнок ведёт себя более шумно и подвижно, его труднее успокоить, он мало реагирует на речевые указания взрослого. Перевозбуждённого ребенка сложно усадить за тихое занятие – чтение, рисование, а уложить спать иногда вообще невозможно. Утомление влияет на настроение ребенка: родителям знакомо, как раздражителен и капризен их ребенок, если не выспался, или устал.

Избежать таких проблем поможет правильно организованный распорядок дня.  Замечено, что дети второго – третьего года жизни (раннего возраста), родители которых соблюдают в обиходе дня стабильный режим, имеют значительно меньше проблем с поведением, они более внимательны, более стрессоустойчивы. Кроме того, стабильный уклад дня делает чередование событий дня предсказуемым для ребенка, рутина даёт ему ощущение спокойствия и безопасности. Все эти моменты благоприятны для эмоциональной сферы

Родителям также очень нужен четкий режим дня малыша. Справляться с трудностями в поведении – с капризами, агрессией, протестами ребенка, взрослый сможет, только если сам чувствует в себе бодрость и имеет запас оптимизма. Поэтому мама, на которую чаще всего ложится эта нагрузка, также должна иметь возможность отдохнуть в течение дня. Поэтому полноценный ночной и дневной сон ребенка, предсказуемость его активностей поможет ей распределить силы так, чтобы их хватило с утра и до вечера.

Итак, стабильный режим семьи поможет решить сразу несколько проблем:

- режим дня укрепляет центральную нервную систему ребенка и позволяет нормализовать эмоциональный фон его настроения;

- режим вносит стабильность, предсказуемость и планирование в жизнь всей семьи;

- режим дает возможность и ребенку, и взрослому полноценно отдыхать и распределять свои силы в течение дня.

Вот признаки нарушения режима:

- поздний утренний подъем (позже 8:00);

- позднее вечернее засыпание (позже 21:00);

-долгое укладывание на сон (более 40 мин);

- бодрствование ночью;

- вялость утром и повышенная активность вечером.

Если родитель наблюдет хотя бы один пункт из перечисленного, то режим надо стабилизировать.

Для этого нужно опираться на такие рекомендации:

1.       Составьте письменный распорядок дня ребенка, придерживайтесь его сами и попросите ваших родных, если они остаются с ребенком, также следовать заведенному расписанию.

Из чего состоит распорядок дня?  Кормление, гигиена, укладывание на дневной и ночной сон, занятия и игры – вот события,  составляющие привычный уклад ребенка. При этом соблюдать последовательность событий важнее, чем выдерживать их временные границы.

Распорядок дня, составленный письменно, становится сводом правил, по которым живет и сам ребенок, и другие члены семьи. При этом важно, чтобы этот план учитывал интересы и потребности не только ребенка, но также и детей и взрослых, проживающих вместе.

2.       Организуйте полноценное бодрствование ребенка.

Казалось бы, что тут можно изменить: ребенок бодрствует, как может, помощь родителя ему не нужна. Однако в бодрствовании есть два состояния: активное бодрствование и спокойное бодрствование. Они оказывают разное влияние на качество сна ребенка: активное бодрствование важно для крепкого сна, а спокойное бодрствование необходимо для более легкого засыпания.

Разделите время между снами на две примерно равные части. Первая часть должна быть посвящена активным и динамичным занятиям, а вторая половина – спокойным видам деятельности. Когда ребенок проснулся, предложите ему разные игры и упражнения на развитие физической и умственной активности. Во второй половине бодрствования необходимо дать ребенку успокоиться, после чего переходите к укладыванию на дневной или ночной сон.

Занятия для активного бодрствования:

- пешая прогулка на улице, игры в песочнице, на детской площадке;

- знакомство с новым – новая игрушка или книжка, новое занятие;

- веселые шумные игры со взрослыми или детьми – догонялки, прятки;

- гимнастика и активный массаж;

- участие в домашних делах.

Занятия для спокойного бодрствования:

- чтение знакомых книжек, знакомые игры и игрушки;

- игры с водой, песком;

- игры с крупами, с мисками, на кухне около мамы.

3. Вводите в режим дня правила самостоятельности ребенка. Помыть руки, почистить зубы, одеться, поесть, раздеться и т.д.  – ребенок раннего возраста постепенно осваивает эти навыки, и если он научился этому делу, то надо вводить его в режим дня, что поможет им стать полезными привычками ребенка. Постепенно увеличивайте долю участия ребенка в самообслуживании, однако помните, что вменять малышу в обязанность его дела ещё рано (то есть подразумевать, что ребенок «должен сделать это сам»). Слово «надо» будет побуждать ребенка только в предшкольном возрасте. До этого времени создайте условия для его посильной и самостоятельной деятельности, помогаете ему в случаях затруднений.  Это и будет залогом его успехов в развитии осознания себя и своей жизни, и в постепенном овладении возможностью управлять собой с помощью правил.

Как вводить правила? Большинство родителей традиционно дают прямую речевую инструкцию: «Помой руки», «Ты должен есть сам». В раннем возрасте (в возрасте 2 – 3 лет) малыш еще недостаточно ориентируется на речевые сообщения, и будет сопротивляться и им, и директивной интонации взрослого. Родителю нужна не строгость, а последовательность и обязательность выполнения. Правило в раннем возрасте – это правило не только для ребенка, а для пары «ребенок –  взрослый». Взрослый в этом тандеме ведущий: именно он напоминает и создает мотивацию у ребенка на выполнение того или иного действия, эмоционально вовлекает его. Для многих детей с определенного возраста становится эффективным использование игровых приемов: если любимый плюшевый заяц «собирается завтракать» и «зовет Петю», то и малыш с удовольствием присоединится к нему. Также помогают знакомые стишки и песенки из любимых мультфильмов: возвращаться домой с площадки куда приятнее, если мама напевает ритмичную песенку Винни Пуха: «Куда идем мы с Пятачком?» (Б. Заходер).

2.       Используйте ритуалы перехода. Часто бывает, что ребенок с трудом переключается с одного дела на другое: например, ему трудно «оторваться» от игры и собраться на прогулку, а потом такой малыш не хочет уходить домой с площадки. Это возрастная особенность: процессы центральной нервной системы маленького ребенка инертны, трудно переключаются с одной активности на другую. В этой ситуации  малыш может протестовать, капризничать, проявлять агрессию. Это – не плохое поведение или огрехи воспитания ребенка, это совершенно объективные трудности перехода ребенка из одного состояния в другое. Их можно избежать или уменьшить, если использовать в такой ситуации ритуал перехода, который позволит ребенку подготовиться к перемене заранее.    Ритуал – это четкая и неизменяемая последовательность событий, которая  начинается в одной активности и переходит в другую.

Обычно про ритуал вспоминают в связи с укладыванием на сон. Но можно также организовать любой другой трудный ребенку переход. Например, составить ритуал, помогающий ребенку собраться на прогулку: сначала подошли к окну, посмотрели, что происходит во дворе; обсудили погоду; прочитали в книжке стишок про прогулку (или посмотрели фото, где малыш гуляет); собрали все вещи для прогулки – лопатку, формочки, грузовичок; достали крошки, чтобы покормить голубей и т.п. Не так важно, какие события выбираются в качестве ритуала, важно, чтобы они изо дня в день были одинаковые и выполнялись в неизменной последовательности.

После того, как режим восстановлен, ребёнок будет иметь запас сил на полноценное развитие, и можно приступать к развитию волевой составляющей – навыкам эмоционального контроля.