Оценка повседневных социально-бытовых навыков обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Проблемы при формировании повседневных социально-бытовых навыков отмечаются у половины дошкольников и младших школьников с двигательными нарушениями. Типичные трудности детей с НОДА в этой области связаны со спецификой их жизнедеятельности (ограничение самостоятельного передвижения, недостаток предметно-практической деятельности, недостаточная самостоятельность в быту) [1].
Общепринятый диагностический инструментарий для оценки повседневных социально-бытовых навыков детей и подростков с НОДА отсутствуют. Наиболее интересные разработки в этом направлении были сделаны И.Ю. Левченко (Шкала навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации) и О.В. Щекочихиной (Анкета исследования социально-бытовых умений и навыков у детей с ОВЗ) [8, 14].
С учетом выше названых разработок, ориентированных на обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, была разработана методика оценки повседневных житейских навыков, которые обеспечивают функциональную независимость ребенка в типичных бытовых ситуациях в домашней обстановке, во время учебы в школе или на улице.
В основе методики лежит метод анкетирования. Разработанная анкета включает 40 социально-бытовых навыков, которые обеспечивают самостоятельность человека в обыденной жизни. Все анализируемые навыки распределены по 7 группам, относящимся к определенным сферам жизнедеятельности ребенка (навыки собственного жизнеобеспечения, хозяйственные навыки, информационная и технологическая грамотность, бытовые финансовые навыки, навыки проведения досуга, навыки передвижения вне дома). Каждая группа соотносится с конкретными личностными результатами образования, которые отражены в ПАООП НОО НОДА. Примерное соотнесение разделов с личностными результатами представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Связь «повседневных житейских навыков» с личностными результатами образования младших школьников с НОДА
Личностный результат
|
Повседневные житейские навыки | |
Группа навыков |
Примеры навыков |
|
представления о насущно необходимом жизнеобеспечении
|
навыки собственного жизнеобеспечения | умение определять время,
навыки ухода за собой, соблюдение основных правила безопасного поведения дома и др. |
овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни | хозяйственные навыки
|
навыки ухода за своими вещами,
приготовление пищи, умение пользоваться бытовыми приборами, накрывать на стол и др.
|
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия | информационная и технологическая грамотность
|
способность обратиться за помощью,
владение современными информационно-коммуникационными технологиями и др. |
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду | бытовые финансовые навыки | понимание значения денег и умение ими пользоваться и др. |
навыки проведения досуга | наличие хобби и увлечений и др. | |
школьные навыки | готовность к урокам, поведение в школе и общественных местах и др. | |
осознание собственных возможностей и ограничений | навыки передвижения вне дома
|
способность самостоятельно передвигаться в своем населённом пункте и др. |
Представленное в таблице распределение является примерным. Некоторые указанные в анкете навыки могут отражать личностные результаты по нескольким направлениям. Например, способность попросить о помощи в случае необходимости можно рассматривать у ребенка с НОДА и как представление о необходимом жизнеобеспечении и как овладение элементарными навыками коммуникации.
Перечень навыков в анкете не является исчерпывающим. Он может быть расширен и дополнен, но это неизбежно приведет к утяжелению использования методики и обработки результатов. Для предлагаемой анкеты выбраны навыки, которые, по мнению автора, в наибольшей степени определяют функциональную независимость ребенка и способствуют успешной социальной адаптации. Также приоритет отдавался тем навыкам, оценка которых не вызывает затруднений при визуальном оценивании и не требует узкоспециализированных знаний.
В основе методики лежит деятельностный подход. Диагностика осуществляется в результате наблюдений за ребенком в процессе практической деятельности.
Методика не имеет ограничений по уровню психофизического развития ребенка с НОДА, она может быть использована вне зависимости от варианта АООП, по которой ребенок обучается.
Методика предполагает количественно-качественную оценку каждого навыка (0-6 баллов). Сформированность навыка определяется на основе качественных характеристик навыка и условий, при которых навык может быть реализован (объем необходимой помощи). Сформированным навык может считаться в том случае, если он демонстрируется спонтанно и устойчиво.
Оценивание осуществляется экспертной группой в составе учителя, специалистов сопровождения с привлечением родителей ребенка (коллегиальная экспертная оценка), в том числе на основе наблюдения за ребенком в рутинных бытовых ситуациях (в школе, на прогулке, во время внешкольных мероприятий и др.). Привлечение родителей обязательно для понимания уровня сформированности хозяйственно-бытовых, финансовых навыков и др. В связи с этим важно отметить, что критерии оценивания должны быть понятными для всех участников экспертной группы.
Регулярная диагностика (1 раз в 6-12 месяцев) позволит фиксировать динамику развития повседневных житейских навыков у обучающихся с двигательными нарушениями. Ее использование позволяет определить те направления коррекционно-образовательной работы, которые могут быть взяты за основу при формировании ЖК в части социальных и бытовых умений и навыков.
Подробное описание методики, цели, возрастной диапазон применения, процедура диагностики, критерии и подход к интерпретации результатов, а также бланк для фиксации результатов представлены в Приложении 4 к данному методическому пособию.