Подходы к оценке жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Российская система специального образования претерпела в последние годы значительные изменения. Сегодня перед педагогами специальных и инклюзивных школ стоит задача не только организовать освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) знаний по основам наук, но и обеспечить их способность успешно функционировать в современном сложном мире, эффективно взаимодействовать с социумом и решать свои жизненные проблемы.
Формирование жизненной компетенции (ЖК) обучающихся с ОВЗ и в частности обучающихся с НОДА стало одним из приоритетных направлений в образовании детей указанной категории.
На современном этапе жизненная компетенция понимается педагогами, учеными и практиками, как сочетание коммуникативных, бытовых и психологических умений и навыков, которые нужны человеку в обычной жизни, здесь и сейчас [2].
Общая стратегия формирования жизненной компетенции была заложена в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанной авторским коллективом под руководством Н.Н. Малофеева. Концепция определяет жизненную компетенцию как неотъемлемую часть образовательной программы и предлагает оценивать достижения ребёнка с ОВЗ в этой сфере по изменениям его поведения в повседневной жизни, отражающим адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам, связанным со своими нуждами; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и др. Согласно Концепции продвижение ребёнка в сфере академических достижений и жизненной компетенции должно рассматриваться как критерий качества и результат образования при реализации основных образовательных программ на цензовом уровне. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями компонент жизненной компетенции становится основным искомым результатом образования [11].
Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина связывают жизненную компетенцию с личностными результатами образования. Они указывают на то, что достижение личностных результатов образования позволяет оценить продвижение ребенка в сфере ЖК, и именно успешность формирования ЖК можно рассматривать как показатель повышения качества специального образования и основу для преодоления школьной дезадаптации обучающихся. Поэтому содержание комплексного сопровождения детей с ОВЗ должно в обязательном порядке включать направления работы, связанные с формированием сферы жизненной компетенции [3; 4].
Необходимость формирования сферы ЖК обучающихся с ОВЗ определяется и действующими нормативными документами, регламентирующих специальное и инклюзивное образование указанной категории обучающихся (ФГОС НОО ОВЗ, ПАООП НОО обучающихся с НОДА и др.).
Нормативно-правовые основания формирования ЖК обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяются следующими положениями, отраженными в указанных документах:
содержание образования включает две взаимосвязанные составляющие: академический компонент и компонент жизненной компетенции [13];
ЖК подразумевает сформированность представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении, о собственных возможностях и ограничениях; овладение повседневными социально-бытовыми умениями и социально приемлемыми навыками коммуникации и взаимодействия с окружающим миром; готовность к вхождению обучающегося в социальную среду [13, 12].
Согласно примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с НОДА оценка достижения результатов сферы жизненной компетенции может осуществляться методом экспертной группы на междисциплинарной основе [12]. Следует отметить, что конкретных критериев оценки данных достижений не определено.
Одной из наиболее важных составляющих сферы жизненной компетенции ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является овладение социально-значимыми бытовыми и коммуникативными умениями и навыками. Формирование указанных навыков у детей с НОДА вызывает значительные трудности из-за характерных для этой категории обучающихся нарушений в двигательной сфере, речевом и познавательном развитии. Эти нарушения определяют проблемы, с которыми сталкиваются дети в быту, при самообслуживании и в процессе социально-коммуникативного взаимодействия с окружающим миром [5].
Определяя содержание работы по формированию сферы жизненной компетенции конкретного ребенка с НОДА, необходимо учитывать как общие направления данной работы, так и актуальные проблемы самого ребенка. Коррекционно-развивающая работа с каждым ребенком должна быть индивидуально-ориентированной и целенаправленной и должна определяться на основе выявления того навыка или умения, отсутствие которого оказывает наиболее выраженное влияние на социальную адаптацию в данный момент времени.
Таким образом, высокую актуальность приобретает проблема диагностики сформированности сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В следующих разделах пособия представлен авторский диагностический инструментарий для оценки сформированности отдельных составляющих сферы жизненной компетенции обучающихся с НОДА.