Пояснительная записка

 

В методическом пособии «Подходы к оценке динамики формирования жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата» представлены материалы, разработанные сотрудниками ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (государственное задание № 073-00017-21-04).

Пособие включает следующие тематические разделы: пояснительная записка, главы основной части и приложения.

В основной части представлены две авторские методики,  направленные на изучение отдельных аспектов, отражающих  достижение личностных результатов образования младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Указанные аспекты касаются оценки динамики развития жизненной компетенции обучающихся в части коммуникативной деятельности (методика оценки сформированности коммуникативной деятельности, автор Крутякова Е.Н.)  и социально значимых бытовых навыков (методика оценки повседневных житейских навыков, автор Абкович А.Я.).

Таким образом, содержательно методическое пособие состоит из двух самостоятельных частей, дополняющих друг друга,  каждая из которых  выстроена в собственной логике.

Методика оценки коммуникативной деятельности предназначена для изучения уровня сформированности коммуникативных действий (умений) и оценки коммуникативной активности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Результаты проведения диагностики позволяют выявить степень соответствия коммуникативной деятельности обучающегося с НОДА специфике и сложности учебных задач, решение которых необходимо для успешного обучения на уровне начального общего образования, и могут служить основой для разработки плана коррекционно-развивающей помощи.

Изложенные в пособии подходы к изучению коммуникативной деятельности обучающегося с НОДА могут быть полезны для предупреждения школьной дезадаптации при поступлении в школу, на начальных этапах школьного обучения и служить ориентиром при выборе форм, методов и приемов организации учебного взаимодействия с ним. Использование предлагаемого диагностического инструментария облегчит оценку достижения личностных результатов образования младших школьников с НОДА и позволит уточнить динамику их формирования.

Методика оценки повседневных житейских навыков предназначена для выявления уровня сформированности прикладных социально-значимых навыков, которые определяют степень самостоятельности ребенка с двигательными нарушениями в повседневной жизни и его бытовую независимость. В основе методики лежит оценка имеющихся у ребенка навыков, реализуемых регулярно в практической деятельности в обычной жизни. Результаты изучения повседневных житейских навыков детей и подростков с НОДА должны лечь в основу коррекционно-образовательной работы по формированию сферы жизненной компетенции обучающихся.

В пособии изложены возможные подходы к изучению отдельных составляющих сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Образовательные  организации могут использовать предлагаемый диагностический инструментарий для оценки личностных результатов образования младших школьников с НОДА или разрабатывать таковой самостоятельно, в рамках  собственных подходов, с учетом особенностей обучающихся в  конкретной образовательной организации.

Предлагаемые  диагностические методики были апробированы в рамках научно-исследовательской работы  ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» на базе 15 специальных (коррекционных) образовательных организаций-партнеров Института, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.