ВВЕДЕНИЕ

В пособии рассматриваются вопросы, связанные с воспитательной деятельностью школы, включающей обучающихся с особыми образовательными потребностями. Предлагаются методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания в соответствии с актуальными нормативными требованиями, указанными в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», который вступил в силу с 1 сентября 2020 года.

В пособии описан алгоритм включения педагогических работников в воспитательную деятельность, в процесс создания воспитательной системы школы, признанную способствовать развитию адаптивной поддерживающей среды; предлагаются этапы конструирования программы, расширенного плана действий всех субъектов образования, описывается сущность модульного подхода к проектированию процесса воспитания; предлагается перечень вариативных модулей, описаны формы участия педагогов в реализации программы воспитания.

В настоящее время вопросы воспитания школьников становятся особенно значимыми. Это связано, в том числе, с тем, что в общеобразовательные организации приходит все большее количество обучающихся, которые требуют «особой заботы», детей в трудной жизненной ситуации. Это обусловлено как социальными причинами (миграция, неблагоприятная обстановка в семье и др.), так и с устойчивыми психофизическими особенностями здоровья ребенка. Традиционно в отечественной педагогике в группе «детей особой заботы» рассматриваются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Сегодня в системе образования существуют разные модели, призванные ответить на особые образовательные потребности таких школьников. Общеобразовательные организации создают инклюзивную среду для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, наряду с ними существуют специальные (коррекционные) школы, имеющие значительный опыт создания специальной (коррекционной) образовательной среды, опирающиеся на традиции психолого-педагогической поддержки обучающихся разных нозологических групп, помощи в социализации, взаимодействия с родителями. Важно сохранить для семьи, воспитывающей ребенка «особой заботы» возможность выбора образовательных программ, среды и подходов в обучении и воспитании. В этой связи воспитательный процесс будет выстраиваться по-разному, в зависимости от ресурсов, региональной специфики, традиций воспитательной работы, принятых в образовательной организации. Материалы предлагаемых методических рекомендаций призваны помочь педагогическим коллективам сохранить специфику воспитательной работы, реализующейся в конкретной школе, проанализировать и оформить педагогические замыслы в соответствии с актуальными нормативными требованиями.

Пособие предназначено представителям администрации образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы на уровне начального общего образования,  основного общего образования, педагогическим работникам (классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, специалистам в области воспитания: социальным педагогам,  педагогам-библиотекарям, тьюторам), специалистам психолого-педагогического профиля (коррекционным педагогам, логопедам, тьюторам, педагогам-психологам) – всем, кто вовлечен в конструирование рабочей программы воспитания школы и практику воспитательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.