Порядок разработки рабочей программы воспитания

 

Рабочая программа воспитания, ориентированная на особые образовательные потребности школьников с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, разрабатывается образовательной организацией в соответствии с:

1) Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).

2) Распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

2) Требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3) Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

4) Примерной программой Воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

5) Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).

6) Планом мероприятий («дорожной карты») реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (на период 2021-2023 годов). Дата публикации: 29.07.2021 г.

В частности, администрации образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы, необходимо учесть следующие изменения:

1) в определении образовательной программы, а именно:

«образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации»;

2) в общих требованиях к организации воспитательной работы, которая должна быть спланирована и реализована на основе самостоятельно разработанной школой программы воспитания и соответствующего календарного плана:

«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно (…)».

Также в законе приведен перечень образовательных программ, которые подчиняются новому требованию: «Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы

В соответствии с приведенными выше пунктами Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основных общеобразовательных программ. Следовательно, должны быть разработаны рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы для каждой образовательной программы на каждом уровне образования, которые реализуются в образовательной организации. Таким образом, согласно актуальным нормативным требованиям, количество рабочих программ воспитания должно соответствовать количеству образовательных программ, которые в настоящий момент реализуются в школе. В то же время воспитательный процесс и воспитательная работа в образовательной организации должны представлять собой единую слаженную систему. Если образовательная организация реализует несколько адаптированных основных образовательных программ, корректно разработать одну программу воспитания, описывающую реальную воспитательную деятельность в школе, специфику образовательной среды, опирающуюся на традиции, способы работы, региональные особенности, ресурсы и др. Затем на основе инвариантной рабочей программы воспитания и единого календарного плана воспитательной работы спроектировать остальные рабочие программы воспитания с учетом требований варианта АООП, особых образовательных потребностей обучающихся. При оформлении программы требуется указать, что рабочие программы воспитания согласованы между собой.

Существующий раздел адаптированных основных образовательных программ, а именно «Программу духовно-нравственного развития, воспитания», необходимо извлечь из общего корпуса документа, проанализировать на предмет актуальности и соответствия требованиям закона. По возможности взять за содержательную основу при разработке рабочей программы воспитания конкретной организации.

Рабочая программа воспитания включается в содержательный раздел   адаптированной основной образовательной программы, а календарный план воспитательной работы – в организационный.

Рабочая программа воспитания является компонентом адаптированной основной образовательной программы, следовательно, разрабатывается и утверждается один раз на весь уровень образования: начальное общее, основное общее, среднее общее. В случае пролонгации адаптированной основной образовательной программы на уровне начального общего или основного общего образования рабочая программа воспитания аналогично пролонгируется, а календарный план воспитательной работы разрабатывается и утверждается на каждый учебный год.

Рекомендуется указать, что рабочая программа воспитания является документом открытого типа, позволяющим вносить изменения на протяжении учебного года, гибко реагировать на изменившиеся обстоятельства в системе образования или запросы участников образовательных отношений (обучающихся, педагогических работников, родителей/законных представителей).

Порядок разработки рабочей программы воспитания в образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы может быть представлен следующим образом:

  1. На первом этапе администрация образовательной организации изучает нормативные и содержательные требования, делает подборку актуальных документов Федерального, ведомственного и регионального уровней, описывающих характеристики внутренней школьной документации в части воспитания, а также готовит выдержки из соответствующих методических пособий или рекомендации.
  2. На втором этапе внутренним приказом образовательной организации формируется рабочая группа, включающая сотрудников образовательной организации, педагогических работников, которые будут нести ответственность за согласование компонентов рабочей программы воспитания, ее содержания, ресурсное обеспечение.

Рекомендуется заранее обсудить участие в рабочей группе представителей психолого-педагогического консилиума школы, совместно с председателем консилиума подготовить предварительный перечень направлений совместной работы (например, взаимодействие с родителями, специфика решения воспитательных задач в условиях коррекционно-развивающих занятий, подходы к фиксации и оцениванию образовательной динамики в части воспитания и др.). Это условие особенно актуально в том случае, если школа не является отдельной (специальной коррекционной) организацией, реализующей адаптированные образовательные программы.

На этом же этапе проводится первое рабочее совещание по вопросу конструирования рабочей программы воспитания, распределяются конкретные виды обязанностей, назначаются ответственные, выбирается куратор (координатор) данного направления. Администрация знакомит представителей рабочей группы с нормативными требованиями, сроками оформления программы, перспективами профессионального развития в этой связи и способами служебного поощрения. В случае, если в школе реализуются разные варианты АООП, выбираются ответственные за формирование рабочей программы воспитания в рамках каждой из АООП.

  1. На третьем этапе рабочая группа организует внутренний семинар по анализу актуального состояния воспитательной деятельности в школе. При подготовке семинара рекомендуется распределить направления анализа, его аспекты между всеми участниками или микрогруппами педагогических работников. Сам семинар рекомендуется организовать на основе активных деятельностных технологий, включенной дискуссии специалистов. Основное внимание уделить следующим блокам вопросов:
  • особым образовательным потребностям обучающихся в части воспитания;
  • направлениям воспитательной работы, уже существующим в школе, и тем, которые целесообразно развивать;
  • выявленным проблемам в организации воспитательной деятельности школы, потенциальным способам решения;
  • необходимому ресурсному обеспечению.

Отдельно рекомендуется принять решение о привлечении к разработке и реализации рабочей программы воспитания сетевых партнеров, представителей родительских сообществ, представителей ученических советов школы (при наличии). В случае нескольких разрабатываемых рабочих программ воспитания, каждая из которых является частью варианта АООП, ответственные за каждую программу обсуждают ее специфику, компоненты, которые согласуются с инвариантной рабочей программой воспитания школы, и компоненты, которые являются специфичными для данной категории обучающихся.

  1. На четвертом этапе рабочая группа организует расширенный педагогический совет, на котором будет представлен результат проведенного анализа, предложены ключевые направления воспитательной деятельности, рассмотрено содержательное наполнение инвариантных модулей, утверждены вариативные модули воспитания, которые будут отражены в рабочей программе воспитания.

В первую очередь, педагогическим работникам будет разъяснена суть требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Здесь же необходимо уточнить, кто из педагогических работников должен внести изменения в собственную рабочую документацию, чьи планы воспитательной работы лягут в основу общего календарного плана воспитательной работы школы и его вариантов, согласно реализуемым АООП. А также обсудить и утвердить расширенный список разработчиков программы воспитания, который может включать представителей сетевых партнеров, советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительных органов обучающихся (при их наличии). Рекомендуется учесть специфику контингента обучающихся, перспективные сотрудничества в системе воспитательной работы с профильными сообществами: семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп; с профессиональными сообществами и общественными объединениями лиц с инвалидностью.

  1. На пятом этапе педагогические работники, включенные в расширенный список разработчиков рабочей программы воспитания, самостоятельно формируют собственные планы воспитательной работы, которые могут быть ориентированы на разные уровни включения детей в воспитательную работу:

1) на всех обучающихся школы,

2) на отдельные группы или классы,

3) направлены индивидуально.

Например, педагог-организатор заранее формирует план общешкольных мероприятий, связанных с ценностно значимыми датами, событиями, традициями, принятыми в среде школы, классный руководитель составляет собственный план воспитательной работы, учитывающий интересы, потребности и склонности обучающихся конкретного класса или учебной группы. Педагог-библиотекарь разрабатывает план поддержки и популяризации детского чтения, который может представлять собой как сочетание общешкольных мероприятий, микрогрупповых, индивидуальных. Учителя-предметники дорабатывают собственные учебные программы с учетом программы воспитания, конкретных направлений и модулей. Педагоги коррекционно-развивающего профиля, логопеды, дефектологи учитывают тематику модулей при планировании собственных коррекционных курсов и занятий, а также социальный педагог, педагог-психолог и другие педагогические работники.

Необходимо продумать реальные подходы, способы, методики и технологии включения в воспитательную деятельность всех категорий обучающихся, с учетом их особых образовательных потребностей в части воспитания и реальных возможностей вовлечения. Например, школьников, обучение которых по объективным причинам организовано «на дому» или на территории медицинского стационара. В таких случаях рекомендуется максимально задействовать ресурс внеурочной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования, использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, взаимодействие с родителями (законными представителями) и отразить специфику реализации этого направления в рабочей программе воспитания. К этой же категории относятся дети, обучение которых организовано в очно-заочной форме или в индивидуальном учебном плане которых сочетаются формы получения образования и формы обучения.

  1. На шестом этапе куратор (координатор) и представители рабочей группы по конструированию рабочей программы воспитания:

1) оформляют рабочую программу воспитания в виде документа,

2) а также собирают планы воспитательной работы у педагогических работников, на их основании формируют общий календарный план воспитательной работы образовательной организации на 1 учебный год.

Как указывается в методических рекомендациях «О разработке рабочей программы воспитания» (Москва, 2020), «рабочая программа воспитания образовательной организации – комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях, основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания».  Рабочая программа воспитания как документ должна включать в себя четыре основных раздела:

Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

Раздел 2. Цель и задачи воспитания.

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности.

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а не общие рассуждения о воспитании. В рамках конструирования рабочей программы воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по АООП, в каждый из утвержденных четырех разделов должна быть внесена дополнительная информация.

Перед основными разделами рабочей программы воспитания, указанными в федеральном законе, целесообразно разместить пояснительную записку. Таким образом, структура рабочей программы воспитания может быть оформлена следующим образом (см. Таблицу 1.):

 

Таблица 1. Структура рабочей программы воспитания

№ п/п СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1 Пояснительная записка (рекомендуемый компонент)  
2 Основные разделы программы  
2.1 Особенности организуемого в школе воспитательного процесса  
2.2 Цель и задачи воспитания  
2.3 Виды, формы и содержание деятельности  
2.4 Основные направления самоанализа воспитательной работы  
2.5. Приложения  
2.5.1. Приложение. Календарный план воспитательной работы (обязательный компонент)  
2.5.2. Приложение. Список согласованных программ воспитания, реализуемых в образовательной организации (при наличии; рекомендуемый компонент)  
2.5.3. Приложение. Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (рекомендуемый компонент)  
2.5.4. Приложение. Описание инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей реализацию содержания воспитательной работы (рекомендуемый компонент)  
2.5.4. Приложение. Описание социокультурного пространства, сетевого взаимодействия с организациями, социальными институтами и субъектами воспитания (при наличии)

 

 

 

Образовательная организация имеет право включить и иные компоненты в раздел «Приложения» с целью официальной фиксации собственных достижений, методических приемов, опыта.

При оформлении рабочей программы воспитания участникам рабочей группы рекомендуется учитывать следующее:

 

  1. Особенности разделов рабочей программы воспитания:

1.1. Особенности пояснительной записки.

Рекомендуется предусмотреть небольшой объем пояснительной записки. Пояснительная записка является аннотацией к рабочей программе воспитания, в ней приводятся необходимые комментарии и пояснения.

В пояснительной записке рекомендуется:

  • уточнить, что рабочая программа воспитания является обязательной частью соответствующей АООП (указать ее реквизиты);
  • указать, что рабочая программа воспитания соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ), утвержденного Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 или федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – ФГОС УО);
  • описать структуру рабочей программы воспитания, утвержденную в конкретной образовательной организации;
  • определить направленность воспитательной деятельности в школе, например, как развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, формирование культуры здоровьесбережения, а также достижение личностных результатов освоения обучающимися соответствующего варианта АООП.

В пояснительной записке рекомендуется указать, что рабочая программа воспитания является открытым документом, то есть предполагается возможность гибкого внесения изменений по внутренним и внешним причинам, связанным с изменениями условий в образовательной среде школы или в системе образования в целом.

 

1.2. Кратко описать особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса. Следует учесть, что рабочая программа воспитания является компонентом АООП, поэтому в разделе не нужно дублировать те сведения, которые уже содержатся в АООП.

В данном разделе необходимо описать специфику воспитательной деятельности образовательной организации, то есть разместить информацию (либо дать ссылку на наличие этой информации в другом компоненте АООП):

  • о специфике образовательной среды школы, включая ее расположение;
  • об особенностях социального окружения образовательной организации;
  • о значимых источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся;
  • об особенностях контингента обучающихся, их особых образовательных потребностях в части воспитания;
  • об оригинальных подходах или авторских методиках воспитательной работы, применяемых в школе;
  • а также значимых для образовательной организации принципах и традициях воспитательной деятельности;
  • сетевых партнерах школы в части воспитательной работы;
  • указать профессиональные и общественные сообщества лиц с инвалидностью, которые взаимодействуют с образовательной организацией в части решения воспитательных задач;
  • перечислить сообщества родителей, включая профильные сообщества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Таким образом, в этом разделе должны быть сформулированы особые образовательные потребности обучающихся определенной нозологической группы, которым должны соответствовать специальные условия в части воспитания, созданные в организации. Инклюзивным школам следует учесть, что особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ или инвалидностью обусловлены необходимостью взаимосвязи коррекционной работы, воспитания и обучения; поддержки социализации обучающихся в образовательной среде, с отдельной работой по здоровьесбережению и профилактике вторичных психофизических осложнений.

При перечислении принципов взаимодействия обучающихся и педагогов в процессе воспитания рекомендуется отразить в программе те из них, которые действительно согласуются с убеждением педагогического коллектива. Некоторые принципы целесообразно выбрать из утвержденной примерной программы воспитания, поскольку дети с ОВЗ и инвалидностью имеют те же права на равный доступ к высокому качеству образования наравне с нормотипичными обучающимися. Ряд других специфичны для детей с ОВЗ или инвалидностью, поскольку ориентированы на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Например:

  • соблюдение законности и прав обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и его семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в школе;
  • создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и педагога, без которой невозможно конструктивное воспитательное взаимодействие;
  • реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
  • целесообразность, системность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности;
  • обеспечение доступности предметно-пространственной и коммуникативной среды;
  • помощь в организации безбарьерного передвижения, свободного контакта между обучающимися и педагогами;
  • доступность и логичность информации как компонента коррекционно-развивающей и воспитывающей среды; соответствие информации коммуникативным и познавательным возможностям обучающихся;
  • сбалансированность и гармоничность визуального оформления среды;
  • целесообразность среды для достижения положительных результатов в различных видах деятельности;
  • применение специальных вспомогательных средств, стимульных дидактических материалов, коррекционных воспитательных ситуаций;
  • единство процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • помощь в овладении максимально доступным для обучающегося уровнем самостоятельности;
  • наличие специальных тренинговых средств для помощи обучающимся в формировании социально-адаптивных знаний, умений, навыков и др.

 

1.3. Особенности раздела «Цель и задачи воспитания»

В этом разделе необходимо привести информацию:

  • про современный национальный воспитательный идеал, сформулированный в «Концепции Развития Воспитания»: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
  • про базовые для нашего общества ценности (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек).

Далее нужно сформулировать цель воспитания, которая ориентирует педагогических работников и других специалистов, принимающих участие в реализации программы воспитания, не на то, чтобы обеспечить соответствие личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития личности каждого ребенка с учетом его особых потребностей в части воспитания.

В этой связи необходимо сочетание благоприятных условий развития, создаваемых педагогическим коллективом, включая всех специалистов и работников образовательной организации, поддержки родителей и других членов семьи, а также активная позиция самого обучающегося.

Сотрудничество, партнерские отношения в достижении цели и задач воспитания являются важнейшим фактором успеха.

Для конкретизации общей цели воспитания применительно к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также к их особым образовательным потребностям, обусловленным ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить в ней приоритеты воспитательной деятельности обучающихся. Согласно утвержденной примерной рабочей программе воспитания, выделение целевого приоритета, связанного с особыми потребностями и возрастом обучающихся, не означает игнорирование других составляющих общей цели воспитания.

Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, другим специалистам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Рабочие программы воспитания, спроектированные в рамках АООП, будут содержать в себе приоритет двойного характера:

  • связанный с ведущей деятельностью согласно возрасту обучающихся;
  • учитывающий особые образовательные потребности детей.

Система воспитательной работы школы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся освоить необходимые социальные навыки, которые помогут ему:

  • увереннее ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений;
  • эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, пользуясь доступными ему средствами, сотрудничать с людьми разного возраста и социального положения;
  • иметь опыт поиска решений и выхода из трудных жизненных ситуаций;
  • иметь опыт принятия и оказания помощи, взаимопомощи в разных бытовых, учебных и жизненных ситуациях и др.

Далее в этом разделе формулируются задачи, которые будут способствовать достижению поставленной цели. Эти задачи описывают то, что необходимо сделать педагогическому коллективу, чтобы создать условия для достижения поставленных целей воспитательной работы. Например:

  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
    • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
    • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
    • использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
    • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
    • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
    • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
    • организовывать профориентационную работу с обучающимися;
    • организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
    • развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
    • организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Предложенный перечень задач воспитания является примерным, каждая образовательная организация вправе уточнять и корректировать их, исходя из особенностей образовательной организации и контингента обучающихся, их особых образовательных потребностях в части воспитания.

Таким образом, цели и задачи воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в целом совпадают с целями и задачами, сформулированными в примерной программе воспитания, поскольку эти школьники имеют равные права с детьми, развивающимися нормотипично. В то же время к описанным в примерной программе воспитания целям и задачам воспитательной деятельности целесообразно добавить задачи:

  • связанные с организацией коррекционной и коррекционно-развивающей работы, способствующей положительной динамике личностного развития обучающихся с ОВЗ;
  • связанные с направленным формированием жизненных компетенций, позитивного социального опыта, которые у данной категории обучающихся не формируются спонтанно.

Необходимо спроектировать рабочую программу воспитания так, чтобы компоненты ее содержания были согласованы между собой: сформулировать конкретные цели и задачи, которые будут достигнуты посредством разных форм воспитательной деятельности, представленной в третьем разделе программы и оценены через основные направления самоанализа в ее четвертом разделе.

 

1.4. Особенности раздела «Виды, формы и содержание деятельности».

Здесь необходимо показать, каким образом будут реализованы поставленные цели и задачи воспитания, с учетом специфики особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и инвалидностью и условий в школе.

Раздел может состоять из набора тематических модулей воспитательной работы, которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из выбранных направлений воспитательной работы.

Инвариантные модули являются обязательными.

Среди вариативных модулей образовательная организация выбирает от одного или разрабатывает свой в случае, когда ни один из вариативных модулей не решает поставленные школой задачи в части воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью.

Инвариантные модули:

«Классное руководство»,

«Школьный урок»,

«Курсы внеурочной деятельности»,

«Работа с родителями»,

«Самоуправление»,

«Профориентация».

Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования.

В утвержденной примерной рабочей программе воспитания заявлены следующие вариативные модули:

«Ключевые общешкольные дела»,

«Детские общественные объединения»,

«Школьные медиа»,

«Экскурсии, экспедиции, походы»,

«Организация предметно-эстетической среды».

В данном пособии примеры вариативных модулей будут рассмотрены в следующей главе.

 

1.5. Особенности раздела «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Этот раздел содержит информацию о направлениях самоанализа воспитательной деятельности в образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы. Важно указать предмет самоанализа, способы проведения, критерии. Конкретные результаты самоанализа описывать не следует, так как эти сведения содержатся в аналитических справках, отчетах и т.д.

Специфика данного раздела может состоять в том, что педагогический коллектив анализирует, в том числе, следующие вопросы:

1) как сочетается воспитательная деятельность с коррекционной направленностью обучения;

2) если школа является общеобразовательной, создающей инклюзивную среду для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, то как согласована реализация воспитательных модулей, календарных планов воспитательной работы в рамках одного уровня образования, как происходит вовлечение детей в совместную творческую деятельность;

3) насколько эффективно происходит коммуникация педагогов и специалистов коррекционного профиля в условиях единой воспитательной среды школы.