Зачем нужны альтернативные средства коммуникации?

До сих пор среди специалистов-практиков не утихают споры о том, а нужно ли вводить специальные и альтернативные средства коммуникации в работу с детьми. Ведь получив более легкий способ общения, ребенок откажется осваивать речь.  Некоторые родители тоже долго сомневаются насчет использования альтернативных средств в надежде, что ребенок рано или поздно сможет пользоваться речью и в других средствах коммуникации не будет необходимости. Правильно ли это? Научные исследования, описанные в книге С. фон Течнера, показали, что альтернативная коммуникация чаще наоборот способствует появлению первых словесных обозначений [11].

Кроме того, иногда задолго до появления первых слов у ребенка есть необходимость и возможность передавать и получать информацию, высказывать свои желания и протесты более или менее приемлемым для окружающих способом, договариваться о чем-то со своими близкими, чувствовать связь и взаимопонимание. Используя альтернативные средства общения, ребенок получает возможность влиять на свою жизнь, сообщая о своих желаниях и чувствах. Это улучшает качество жизни как самого ребенка, так и членов его семьи, поскольку ребенок реже прибегает к плачу и физическому воздействию, чтобы получить желаемое или остановить нежелательные для него события. Возможность применения альтернативных средств коммуникации, таким образом, способствует уменьшению проявлений проблемного поведения.

Но как же альтернативная коммуникация может способствовать развитию речи? Давайте рассмотрим подробнее этот вопрос, так как он волнует большинство родителей и специалистов.

Во-первых, в основе языка лежит способность к символизации. Слово является символом высокого уровня, оно абстрактно и редко отражает характеристики обозначаемого предмета или явления. Хотя в звучании некоторых слов угадываются звуки, производимые обозначаемыми объектами (в качестве примеров можно привести слова «трактор», «бомба»), но таких слов в языке совсем немного. А те слова, которые мы используем в бытовых ситуациях для общения с ребенком, совсем не похожи и никак не помогают узнавать предметы вокруг него: «ложка», «брюки», «туалет».  Но если мы используем символы более низких уровней – предметы, фотографии, рисунки – ребенок легче связывает их с окружающей обстановкой, учится их узнавать, даже если символы не являются точной копией предмета. Таким образом, опыт использования символов способствует формированию мышления, так как ребенок учится понимать и обобщать происходящее вокруг него и, не владея речью, ребенок все же получает возможность развития символической коммуникации.

Во-вторых, используя альтернативные средства общения, родители и педагоги должны стремиться к постепенному повышению уровня символизации. Например, если ребенок научился понимать или использовать некоторые предметные символы, можно некоторые из них (лучше всего самые эмоционально значимые для ребенка) попробовать заменить на фотографии или реалистичные изображения. Совсем не страшно, если не все символы будут одного уровня сложности.

После замены одного-двух символов можно постепенно заменять остальные, переходя к более и более высоким уровням (рис.5).

 

Рисунок 5. Пример повышения уровня символизации для обозначения чашки

В-третьих, использование средств альтернативной коммуникации всегда должно сопровождаться языковыми средствами общения – словесной и/или жестовой речью. И постепенно у ребенка формируется представление о том, что альтернативные символы связаны с языковыми обозначениями, он начинает понимать значения некоторых, пусть немногих, слов и жестов. Иногда часть информации ребенок понимает из услышанного, а оставшуюся часть – из альтернативных символов.

Тем не менее, применяя средства альтернативной коммуникации, следует проявлять определенную осторожность. В некоторых случаях даже совсем не говорящий ребенок не так уж и нуждается именно в альтернативных средствах общения. Например, если ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не говорит самостоятельно, возможно, он сможет освоить письменную речь и пользоваться ею с помощью компьютера или мобильного телефона. Некоторые дети также без использования альтернативных средств могут осваивать жестовую речь, которая также является естественным средством общения.

Следует иметь в виду также степень абстрактности системы альтернативной коммуникации, которую вы планируете применять. Средства альтернативной коммуникации облегчают понимание смыслов за счет своей иконичности, то есть «похожести» на те объекты и явления реальности, которые они обозначают. Но некоторые существующие системы (например, Блисс-коммуникация) не менее абстрактны и не более иконичны, чем письменная или жестовая речь и поэтому в реальности не облегчают восприятие информации [12].

Важно понимать, что иногда наступает момент, когда лучше начинать «уходить» от альтернативных средств общения и возвращаться к естественным (иногда при поддержке специальных) средствам коммуникации в семье. Например, когда ребенок может пользоваться разветвленной системой достаточно абстрактных пиктограмм, составлять из них комбинации типа «фраз», представляется вполне реальным переход к языковым средствам общения. Используя альтернативные средства коммуникации, мы не ставим перед собой цели обозначить с помощью этих средств абсолютно все явления реальности и создать максимально разветвленную и изощренную систему. Как только мы замечаем, что ребенок достаточно уверенно ориентируется в небольшом наборе символов определенного уровня, мы должны стараться переходить к более высоким уровням символизации, помня о том, что освоение естественных языковых средств общения – это вершина всего процесса.

Чтобы правильно пользоваться средствами альтернативной коммуникации и подбирать символы, которые будут эффективны в общении с ребенком, нужно запомнить всего лишь два правила:

  1. Символ должен быть понятным,
  2. Символ должен быть значимым.

«Понятность» определяется уровнем символизации, доступным для ребенка в данный момент. То есть, необходимо определить, понимает ли ребенок значения картинок или реальных предметов, или схематических изображений и соотносит ли их с обозначаемыми ситуациями. Совсем не обязательно проходить с каждым ребенком все уровни символизации, иногда ребенок почти сразу может понимать значения картинок или жестов, и стадия общения через демонстрацию реальных предметов для этого ребенка не обязательна. Родители могут определить доступный уровень символизации самостоятельно или, в случае сомнений, обратиться за помощью к педагогу или психологу [4, 13].

Под «значимостью» символа понимается, прежде всего, эмоциональная значимость для ребенка, но также и фактор присутствия символизируемой части ситуации в жизни ребенка. Пример: ребенок ходит гулять во двор, где есть качели, и он любит качаться на качелях довольно часто. В этом случае можно использовать фотографию качелей в качестве символа прогулки. Другой пример: у ребенка есть слуховые аппараты, которые иногда сваливаются с его ушек, и мама надевает ему шапочку каждый раз, когда они выходят куда-либо, независимо от погоды, чтобы аппараты не разбились и не потерялись. Шапочка (или изображение шапочки) может стать прекрасным символом выхода из дома для этого ребенка.

В случае использования символов адекватного уровня и обладающих значимостью можно выстроить эффективное общение с ребенком в повседневных ситуациях, объяснять ему происходящее или информировать о предстоящем событии.

Необходимо предоставить ребенку доступ к символам, чтобы он мог найти нужный предмет или картинку, чтобы попросить или сообщить о чем-то.