Что нужно знать для организации содержательного общения с ребенком дома?

Итак, мы рассмотрели различные формы и средства общения, а также особенности их становления у детей с множественными нарушениями развития. В последнем же разделе этого методического пособия мы остановимся на основных рекомендациях по организации содержательного общения с ребенком.

Что необходимо помнить постоянно, чтобы наше общение с ребенком было эффективным и осмысленным.

  • Нельзя забывать о том, что общение должно быть комфортным и приятным (тогда не пропадает желание его продолжать и вновь инициировать). И в первую очередь нужно стремиться обеспечить ребенку физический комфорт. Мы не всегда учитываем, что ребенок с множественными нарушениями намного чаще, чем мы сами, испытывает неприятные физические ощущения, в том числе болевые. Поэтому, когда мы играем и взаимодействуем с ребенком, необходимо его правильно позиционировать. Так, чтобы минимизировать чрезмерное мышечное напряжение, обеспечить наиболее свободное движение головы и рук, иногда – обеспечить поддержку головы и плечевых частей рук.

Для обеспечения удобства взаимодействия лучше всего находиться рядом с ребенком на его уровне, чтобы ваша голова не была намного выше его головы. Можно сесть на корточки или на пол перед или рядом с ребенком или даже лечь рядом с ним. Желательно не находиться постоянно за спиной ребенка, так как естественное позитивное общение обычно происходит лицом к лицу. Если вы хотите обеспечить ребенку физическую поддержку ребенку во время игры, сажая его к себе на колени, лучше усадить его боком, а не спиной к себе, поддерживая его спинку своим локтем, а свободную ручку ладонью.

Когда ребенок не может самостоятельно повторять за вами игровые или предметные действия, есть два способа их ему показать с помощью физической подсказки. Первый – «рука в руке». Второй – «рука на руке». Первый способ заключается в том, что мы берем ручки ребенка в свои и как бы выполняем действие его руками. Во втором случае вы кладете руки ребенка на свои и выполняете действия сами, а он следит за этим. Способ «рука в руке» в некоторых ситуациях необходим, иногда дети даже сами просят оказать им помощь в выполнении действия таким образом. Но его минус в том, что руки ребенка не свободны, он не может их быстро убрать в случае неприятных ощущений, а также не может проявлять активность в обследовании предмета и изучении действия с ним. Поэтому желательно, когда это возможно, как можно чаще пользоваться приемом «рука на руке».

  • Во-вторых, все средства общения высокого уровня имеют в своей основе базовую коммуникативную потребность, понимание и ощущение значимости и целесообразности общения. Наблюдая за ребенком, близкие взрослые учатся распознавать его сигналы, угадывать его потребности. Ребенку же необходимо почувствовать, что его сигналы замечают, реагируют на них. Как сделать это еще понятнее для ребенка? Например, когда ребенок смеется, можно пощекотать его по щеке рядом с уголками губ, показывая ему, что вы замечаете его радость, а затем продолжить вызвавшую удовольствие игру. Когда ребенок плачет, можно дотронуться до щеки рядом с уголком глаза, где вы видите слезы, а потом обнять и успокоить. Когда ребенок стучит по полу или столу, постучите тоже рядом, демонстрируя ребенку, что вам понятен его интерес к этому действию, и вы готовы присоединиться к его игре. Если получится подстроиться под ритм, можно попробовать стучать по очереди. Если ребенок раскачивается из стороны в сторону, вы можете сесть или даже лечь рядом с ним, и покачаться в том же ритме. Очень важно в такие моменты замечать и поддерживать сигналы ребенка, служащие призывом к продолжению (повторению) или прекращению действия.
  • В-третьих, коммуникацию нельзя воспринимать как урок или специально организованное занятие, на которое отводится определенное время. Это непрерывный процесс, сопровождающий любую деятельность. Общение должно присутствовать во всех повседневных ситуациях. И, как правило, базой для общения с ребенком с множественными нарушениями развития становится именно повседневная рутина – прием пищи, сборы на прогулку, умывание. Именно на обозначениях бытовых действий построена первичная коммуникация в системе обучения слепоглухих детей И.А. Соколянского [1, 2, 7]. Так что для начала показывайте ребенку (или давайте потрогать) бутылочку, из которой он будет пить, или ложку, которой вы его кормите, называйте предметы, события, имитируйте действия с ними, прежде чем приступить к кормлению или умыванию. И не забывайте первое правило – отвечать на реакции ребенка. Если вы хотите вводить в обиход какие-либо коммуникативные символы (предметы, картинки, жесты), то первые символы всегда должны касаться именно повседневных рутин и занятий.
  • Также нельзя забывать, что наибольшего прогресса в развитии общения ребенок достигает в значимых для него ситуациях. Присоединяйтесь к его любимым действиям, обозначайте их доступными для ребенка символами, предлагайте ему выбирать из двух символов и сразу же начинайте выбранное действие. Но обязательно предложите ребенку символы, обозначающие отказ от нелюбимых действий. Как правило, дети запоминают негативно значимые символы так же легко, как и позитивные. Возможность «цивилизованно» отказаться от неприятного действия или события позволяет не доводить ситуацию до истерики и избегать другого проблемного поведения. Если же неприятная ситуация необходима (например, прием лекарства), можно показывать ребенку два символа: «сначала принимаем лекарство, а потом играем в любимую игру». Таким образом, после многократного предъявления подобных последовательностей, ребенок получает представление о том, что неприятная ситуация имеет скорое окончание, а за ней последует что-то позитивное и интересное. При этом в домашних условиях лучше не использовать визуальное расписание на длительные промежутки времени (к примеру, на целый день, как это эффективно выстраивается в образовательных учреждениях). Дело в том, что использование ежедневного расписания может нарушать естественный ход жизни семьи, когда все члены семьи должны подчиняться графику одного ребенка. Кроме того, в повседневной жизни часто случаются непредвиденные обстоятельства, принимаются спонтанные решения, возникают новые идеи о том, как провести время. Если ребенок будет очень эмоционально привязан к расписанию, то любые изменения будут вызывать у него стресс и, возможно, проявления проблемного поведения.
  • Общение не должно сводиться к форме «вопрос-ответ», не следует постоянно спрашивать ребенка, как называется что-либо, или просить подбирать символы к предметам. Лучшее общение – это обмен информацией, комментирование ситуации. Пристраивайтесь к игре ребенка (первый пункт этого раздела), напоминайте о своем присутствии – говорите, прикасайтесь к ребенку, то есть вербально и невербально комментируйте его действия, повторяйте за ним звуки и движения. Предлагайте обозначения для любимых действий, принимайте и повторяйте обозначения, которые предлагает сам ребенок, даже если они кажутся не самыми уместными (в дальнейшем их можно будет заменить). Больше рассказывайте, показывайте, предлагайте выбор.
  • В общении должно быть место инициативе ребенка. Для того чтобы заметить и поддержать инициативу, партнеру ребенка по общению необходимы три умения – ждать (давать ребенку время осознать и выразить свои желания), наблюдать, предоставлять выбор. Выбор сначала может быть очень простым, например, из двух игрушек, а затем из двух символов. Если ребенок имеет выраженные двигательные нарушения и не может взять игрушку или указать на нее, можно показать ему две игрушки – держать их близко друг к другу прямо перед взором ребенка, а затем медленно начать разводить их в стороны. Можно считать «выбранной» ту игрушку, за которой последует взгляд ребенка, и незамедлительно начать игру с ней. Конечно, сначала такой «выбор» может быть случайным, но если повторять эти действия постоянно, то из раза в раз выбор будет становиться все более и более осознанным. Если ребенок не видит, можно положить две игрушки ему под руки и считать «выбранной» ту игрушку, на которую ребенок переместит вторую руку. Тогда можно помочь ему обследовать руками эту игрушку (вторую убрать) и предложить какие-либо действия с ней. В дальнейшем выборы усложняются – из трех предметов, из символов, выбор последовательности действий (что будем делать сначала, а что потом) и др. Главная задача выбора – формирование у ребенка представления о том, что он может влиять на события своей жизни, проявлять инициативу. Еще некоторые способы поддержания инициативы ребенка – это:

- Паузы, или ситуации «стоп-игра». Например, вы вместе с ребенком хлопаете в ладоши, или катаете машинку, или перебрасываете мячик, или даже просто качаете ребенка на руках. Остановитесь ненадолго и дождитесь, пока ребенок проявит какое-либо действие, демонстрирующее, что он ждет продолжения. И тогда – продолжайте. Бывает, что ребенок сам прерывает игру, но не следует в таких случаях сразу переключаться на что-то другое. Иногда такие паузы нужны ребенку, чтобы обработать полученные ощущения, лучше понять смысл игры. Подождите минуту-другую. Вполне возможно, что ребенок еще подаст вам сигнал к продолжению.

- Очередность. Любые игры с соблюдением очередности являются прекрасным способом предоставления инициативы ребенку и ее поддержки. Вы можете делать по очереди с ребенком что угодно (действия могут быть совершенно разного уровня сложности) – вокализировать, стучать, катать мячик, считать до 100 или рифмовать слова.

- И снова повторение. Повторяйте и «отзеркаливайте» ребенка в разных его проявлениях. Многие дети очень любят эту игру, так как она показывает им нашу включенность и заинтересованность в общении. Но в процессе ребенок так же понимает суть подражания, и через какое-то время вы сможете поменяться ролями, то есть ребенок сможет подражать вам и повторять доступные ему действия за вами.

  • Успешное коммуникативное действие должно подкрепляться не похвалой, а адекватным ответом на него. В ситуации, когда ребенок впервые правильно произносит слово, демонстрирует жест, выбирает коммуникативный символ, не нужно начинать его хвалить или поощрять как-либо, кроме ответа на его коммуникативное действие. То есть, если символ (жест, слово, предмет) обозначает просьбу, желательно незамедлительно ее удовлетворить, а если отказ – прервать нежелательную деятельность (разумеется, кроме крайних случаев, когда это невозможно или опасно для ребенка или окружающих). Только в этом случае у ребенка сформируется представление о целесообразности и эффективности своих попыток общаться.
  • И последнее важное замечание: при достижении успеха в общении с одним партнером необходимо начинать увеличивать круг общения, помогать другим близким научиться контактировать с ребенком. Разумеется, едва ли возможно обучить всех людей, контактирующих с ребенком не постоянно, всем тонкостям взаимодействия с ним. Но, к примеру, если иногда ребенок остается ненадолго с бабушкой и ей нужно его кормить, можно попросить бабушку использовать отдельные коммуникативные символы для ситуации приема пищи, а если в гости к семье приходят знакомые с детьми, можно рассказать другим детям, как любит играть ваш ребенок, показать символы, связанные с играми, объяснить реакции и сигналы ребенка в конкретной игровой ситуации.