Как формируется коммуникация в детском возрасте?

Немного о терминологии

Само слово «коммуникация» происходит от латинского Communicatio, что обозначает связь, передачу, сообщение [9, 14]. В русском языке существует два разных слова – «коммуникация» и «общение», а в большинстве иностранных языков, произошедших от латыни, существует одно слово «communication», которое мы переводим как «общение».

Некоторые российские специалисты выделяют различия в понятиях «коммуникация» и «общение» [9]. Под коммуникацией они понимают исключительно обмен информацией, а под общением – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя и обмен информацией, и выработку единой стратегии взаимодействия, и восприятие и понимание другого человека.

В данном пособии мы будем использовать эти понятия как синонимы, не делая акцента на лингвистических тонкостях.

Мы больше сосредоточимся на аспектах формирования и развития общения у детей с множественными нарушениями развития, у которых крайне затруднено либо отсутствует речевое общение, и, таким образом, одной из основных задач родителей и специалистов становится поиск путей для максимально возможной реализации всех функций общения в жизни ребенка.

При этом всегда необходимо помнить, что навыки общения могут развиваться только во взаимодействии с другими людьми. Это касается любого ребенка, но ребенок с выраженными нарушениями развития в намного большей степени зависит от окружающих взрослых, и от наше коммуникативное поведение является главным фактором формирования его коммуникативных навыков.

Итак, как же развивается коммуникация?

Сначала, давайте договоримся, что потребность в общении есть у любого человека. Даже если кажется, что ребенок не заинтересован в общении, не отвечает на наши попытки привлечь внимание и избегает контакта, скорее всего, речь идет не об отсутствии потребности общаться, а в том, что ребенку не понятны наши коммуникативные сигналы, а мы не понимаем его коммуникативных проявлений.

Далее необходимо отметить важность раннего возраста для закладки базовых коммуникативных умений. Именно в младенческом и раннем возрасте, непосредственно эмоционально общаясь с близкими взрослыми [6], ребенок получает представление, что проявлять инициативу, подавать коммуникативные сигналы, ждать ответа на них, реагировать на сигналы близкого человека имеет смысл, поскольку сигналы ребенка не останутся без ответа, а инициатива взрослых всегда влечет за собой что-то интересное, приятное или необходимое. В дальнейшем ребенок переносит эти представления и на ситуации общения с другими людьми.

Расширение круга общения по мере взросления – это тоже естественная потребность каждого человека. В младенчестве и раннем возрасте ребенок общается, в основном, с членами семьи, далее посещает дошкольное учреждение или общается с другими взрослыми и детьми на прогулке, на развивающих занятиях и др., таким образом, увеличивается круг значимых партнеров для общения. У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития круг общения, как правило, значительно более узкий, чем у здоровых детей, поскольку специфические неречевые средства общения могут быть непонятны многим окружающим, но, тем не менее следует стремиться его расширять по мере возможностей. Можно привлекать родственников, детей на детской площадке (конечно, если они проявляют интерес к ребенку с особенностями), пояснять, какие сигналы, игры и действия понятны ребенку, и как он сам может проявлять свои желания, просить о помощи и т.п. Можно также иногда водить ребенка на инклюзивные мероприятия и, конечно, необходимо посещение детских учреждений – детского сада и школы, если нет противопоказаний по состоянию здоровья.

Сам процесс развития общения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития можно представить в виде следующих стадий. Все эти стадии так или иначе представлены и в развитии здорового ребенка, но в случае выраженных нарушений развития, когда формирование словесной речи крайне затруднено, они имеют свою специфику [8].

  1. Непреднамеренное поведение, несимволическая коммуникация. Имеются в виду непосредственные проявления ребенка – плач, смех, вокализации, движения. Обычно в этот период взрослые участники общения придают определенное значение непосредственному поведению ребенка и отвечают на него. Со временем ребенок начинает улавливать взаимосвязь между своим поведением и реакциями взрослых и переходит на следующую стадию.
  2. Преднамеренное поведение, несимволическая коммуникация: отличается целенаправленностью коммуникативных действий, но не включает символические средства общения. То есть, ребенок обращает свои вокализации, движения, мимику ко взрослому, привлекая его внимание и ожидая от него определенных реакций. Здесь имеется два подуровня:

Средства общения, не являющиеся  общепринятыми: мимика, крик, телодвижения, понятные только близким

Общепринятые звуки, движения и пр.: например, объятия, указательный жест.

  1. Символическая конкретная коммуникация – использование символов для обозначения своих выборов и желаний в конкретной ситуации «здесь и сейчас». К средствам символической конкретной коммуникации относятся звукоподражания и лепетные слова, естественные жесты, предметы-символы, картинки. Использованию картинок и предметов-символов детей с множественными нарушениями развития специально обучают, но подобные средства общения встречаются и у нормативно развивающихся маленьких детей с чуть более поздним развитием экспрессивной речи. Например, ребенок принес маме книжку с изображением белки и указал на свою куртку, висящую на вешалке, сообщив этим, что он хочет идти гулять в парк, где они обычно смотрят на белок.
  2. Символическая абстрактная коммуникация, отдельные абстрактные символы: письменные слова на табличках, жесты, схематичные пиктографические изображения. При этом с помощью этих средств могут обсуждаться уже не только события, происходящие здесь и сейчас, но и прошедшие события, и происходящие где-то далеко.
  3. Символическая коммуникация: язык (имеется в виду фразовая речь или развернутая жестовая речь, подчиняющиеся законам грамматики) [8].