1.4. Можно ли предупредить дислексию и дисграфию?
Заключения “дислексия” и “дисграфия” могут быть поставлены ребенку не ранее окончания так называемого “букварного периода” его обучения в школе, т.е. после изучения “Букваря”. До этого момента специалисты говорят о факторах риска (маркерах, возможных предвестниках) нарушений чтения и письма.
У детей с сохранным слухом и интеллектом такие риски могут быть минимизированы, а иногда и полностью предотвращены.
Это возможно, во-первых, при условии максимально раннего обнаружения особенностей в формировании речи и/или неречевых психических функций ребенка, не соответствующих возрастным нормативам развития. С этой целью, даже если с точки зрения родителей развитие ребенка протекает вполне нормально, необходимо обязательно посещать профилактические осмотры в поликлинике у невролога и детского психиатра. Даже при кажущемся благополучии, рекомендуется контрольный визит к логопеду, когда ребенку исполнится 5 лет, чтобы именно профессионал дал оценку его речевому развитию.
Вторым обязательным условием предотвращения дислексии и дисграфии является максимально раннее начало соответствующей коррекционно-развивающей работы при обнаружении тех или иных особенностей в развитии ребенка (желательно еще до школы). Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет ее результат. При этом важен комплексный подход к предупреждению нарушений чтения и письма: применение педагогических, психологических и, при необходимости, медицинских средств помощи ребенку. Об особенностях организации логопедической помощи первоклассникам, имеющим риск нарушений чтения и письма, будет сказано в подразделе “Об организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями чтения и письма в начальной школе» (стр. 33-42).
Следует отметить, что возможность предотвращения дислексий и дисграфий во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также характера и степени влияния на него тех вредоносных факторов, которые были перечислены в предыдущем подразделе. Так, нарушения чтения и письма, обусловленные органическими повреждениями головного мозга, как правило, труднее поддаются коррекции, чем нарушения, обусловленные функциональными причинами. Чем больше вредоносное влияние тех или иных факторов, тем более стойкий характер будут иметь нарушения чтения и письма, и тем сложнее будет работа по их профилактике и коррекции.
И, наконец, немаловажным условием эффективной работы по профилактике и коррекции рисков нарушения чтения и письма является активное участие в этой работе самих родителей - оказание необходимой помощи ребенку под руководством опытных специалистов.
Ниже мы поместили 2 чек-листа, которые могут быть полезны родителям для обнаружения факторов риска возникновения нарушений чтения и письма у детей 5-7 лет.
Факторы, перечисленные в данных чек-листах, являются для специалистов и родителей как бы "звоночками", на которые нужно обязательно обратить внимание и начать соответствующую коррекционную работу по преодолению выявленных трудностей, а значит, и по предотвращению дислексии и дисграфии.
Чек-лист № 1.
Факторы риска возникновения нарушений чтения и письма у ребенка 5-7 лет
Ребенок не произносит тот или иной звук, либо заменяет один звук другим при произношении (например, “с” заменяет на “ш”,“з”на “ж”, “ц” на “с”, “л” на “р” и т.д.).
Ошибается при повторении за взрослым цепочек слогов типа: па – ба – па, та – да – та, га - ка- ка, са - са - за, жа - ша - жа, па - та - па, га - да - да, ма – мя – мя и др. (каждая цепочка произносится взрослым за “экраном” - губы взрослого не должны быть видны ребенку; в среднем темпе).
Затрудняется назвать первый звук, на который начинается слово, даже при утрированном произнесении взрослым данного звука в слове. Ребенка трудно научить правильно “отхлопывать” слова по слогам (предлагаются слова, состоящие из разного количества слогов, например: кот, лам-па, мо-ло-ко, те-ле-ви-зор).
В целом, речь ребенка недостаточно внятная. Иногда он искажает слова, “проглатывая” или переставляя местами отдельные звуки или слоги (например, ребенку трудно правильно произнести такие слова, как: велосипедист (“висипист”), стоматолог (“сатолог”) и т.п.
В речи ребенка очень часто наблюдаются ошибки в употреблении окончаний слов, ребенок затрудняется в образовании слов по образцу (например: дом - домик, стол - …; волк - волчица, тигр - …; лист клена - кленовый, лист осины - … ; у кошки лапа – кошачья, у собаки - … и т.д.)
Часто ребенку не хватает слов, чтобы правильно оформить мысль, при этом он может заменять близкие по значению слова (ворона - голубь, ползет - идет), весьма ограничен набор глаголов (идет, бежит, ест, спит и т.п.) и имен прилагательных (хороший, плохой, большой, маленький и т.п.), ребенок затрудняется в подборе слов с противоположным значением (умный - глупый, добрый - злой, веселый - грустный и т.д.).
В основном, пользуется простыми нераспространенными или малораспространенными предложениями (“Мама готовит”. “Мама готовит кашу”).
Часто не понимает просьбы, инструкции взрослых (требуется не только повторение, но и пояснение даже самых простых инструкций).
Если Вы отметили галочкой хотя бы один пункт, это серьезный повод обратиться к логопеду.
Чек-лист № 2.
Факторы риска возникновения нарушений чтения и письма у ребенка 5-7 лет
Несмотря на обучение, ребенок плохо ориентируется в схеме собственного тела (в дифференциации левой и правой сторон тела), в окружающем пространстве и на листе бумаги (сверху, снизу, слева, справа). Наблюдаются трудности понимания инструкций с пространственным значением (снизу/сверху, налево/направо), содержащих предлоги, обозначающие пространственные отношения (в, на, над, под, за, из-за, из-под, между, перед)
Ребенку трудно выделить и назвать предметы (в том числе, буквы, цифры) при наложении контуров изображений предметов друг на друга. Наблюдаются трудности запоминания букв, особенно называния и сравнения букв, сходных оптически (например: Г - Т, Х - Ж, Ш - Щ и др.).
Не любит слушать чтение книг взрослыми (сказки, небольшие рассказы, стихотворения, соответствующие возрасту ребенка).
Ребенок гиперактивен, в связи с чем часто переутомляется и становится раздражительным. Либо, наоборот, поведение ребенка характеризуется замедленными реакциями и речью. Часто у ребенка наблюдаются расстройства поведения при занятиях в группе.
Ребенок не любит задания, требующие умственной деятельности (невнимателен; внимание быстро истощается, когда нужны умственные усилия).
Не реагирует просьбы, инструкции взрослых (требуется не только повторение, но и пояснение даже самых простых инструкций).
Ребенок моторно неловок (например, его трудно научить: ловить мяч, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику, правильно держать карандаш и т.п.).
Ребенок плохо запоминает даже короткие стихотворения или ему трудно удержать в памяти (воспроизвести/повторить по памяти за взрослым в той же последовательности) ряд из 4-5 картинок/движений или слов (например: яблоко - стол - дом - кот; дерево - человек - дождь - зонт - капли).
Если Вы отметили галочкой хотя бы один пункт, это весомый повод показать ребенка психологу (нейропсихологу).