Предисловие

Уважаемые Родители!

В данной работе мы попытаемся помочь Вам понять: какова Ваша роль и возможности в преодолении нарушений чтения и письма, если таковые имеются у Ваших детей.

Если Ваш ребенок испытывает какие–либо трудности в овладении чтением и письмом, Вы, как его родители, автоматически являетесь самыми непосредственными участниками «психолого-педагогического сопровождения» Вашего ребенка наряду с учителями, логопедами и психологами.

«Психолого-педагогическое сопровождение» подразумевает создание системы специальных условий обучения Вашего ребенка, которые базируются на его особых нуждах – особых образовательных потребностях. Такие специальные условия создаются для ребенка с целью помочь ему успешно осваивать школьную программу, преодолевая трудности формирования навыков чтения и письма, с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Написание данного пособия обусловлено пониманием авторов, что Ваше участие крайне необходимо ребенку в преодолении возникающих у него трудностей овладения письменной речью.

В фокусе внимания данной работы – младшие школьники с сохранным слухом и интеллектом, однако те или иные фрагменты пособия могут быть полезны и для родителей детей с более глубокими проблемами. Ведь нарушения чтения и письма могут проявляться у ребенка самостоятельно, при отсутствии других нарушений в развитии, а могут быть частью более сложных нарушений (например, сопровождать задержку психического развития и др.).

Целью написания пособия является повышение уровня знаний родителей о проблеме нарушений чтения и письма и вовлечение родителей в процесс комплексного психолого–педагогического сопровождения ребенка с нарушениями чтения и письма.

Пособие состоит из трех глав. В 1 главе «Что родителям важно знать о нарушениях чтения и письма» мы дадим краткое описание процесса формирования письменной речи; рассмотрим такие понятия, как: «письменная речь», «нарушения чтения и письма», «дислексия» и «дисграфия», «специфические ошибки». Кроме того, в данной главе мы коснемся вопроса основных причин возникновения нарушений чтения и письма; дадим описание того, какие особенности развития ребенка должны насторожить родителей в оценке рисков развития дислексии и дисграфии; рассмотрим основные условия предупреждения дислексии и дисграфии, а также дадим описание основных видов специфических ошибок чтения и письма.

Во 2 главе «Какова роль и возможности семьи в психолого–педагогическом сопровождении младших школьников с нарушениями чтения и письма» мы попытаемся объяснить, зачем ребенку с речевыми нарушениями нужно проходить психолого–медико–педагогическую комиссию (ПМПК), какие на современном этапе существуют нормативные документы, обеспечивающие организацию образования детей с нарушениями чтения и письма; раскроем основные особенности обучения детей с нарушениями чтения и письма по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) по вариантам 5.1 и 5.2. В данной главе содержится информация о работе школьного логопеда и о той роли, которую семья может сыграть в профилактике нарушений чтения и письма.

В 3 главе «Как родители могут помочь ребенку с нарушениями чтения и письма?» мы предлагаем Вам рекомендации по осуществлению взаимодействия со школьной службой психолого-педагогического сопровождения и по организации и проведению той коррекционной работы с ребенком, которую Вы можете осуществлять самостоятельно. В последнем параграфе предлагаем Вашему вниманию путеводитель по выбору специальной литературы в области предупреждения и преодоления нарушений чтения и письма – открытый список, который Вы можете пополнять вместе с логопедом, занимающимся с Вашим ребенком.

В добрый путь!