Глава 3. Уровень основного общего образования

3.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне основного общего образования

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

Преемственностью в образовании при переходе обучающегося с начального общего уровня образования на основной общий уровень:

  • соблюдение единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и основной школой;
  • усложнение программного материала в адаптированных основных общеобразовательных программах обучения, добавление новых предметов;
  • использование специальных приемов подачи нового материала: предъявление небольшого объема, на доступном уровне изложения предметного материала для понимания содержания, соблюдение требований к качеству его оформления;
  • предоставление возможности обучающимся адаптироваться к новым условиям деятельности: индивидуальному стилю преподавания, более быстрому темпу работы, правилам выполнения новых заданий и т. д.;
  • применение единого подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах.

Психологическое сопровождение оптимизирующего взаимодействия обучающегося с педагогами и другими обучающимися, направленным на установление взаимодействия семьи и образовательной организации

В целях успешного личностного развития обучающегося  с интеллектуальными нарушениями с первых дней его пребывания в образовательной организации и на протяжении всего периода обучения собирается и накапливается информация о динамике психофизического развития. Для этих целей постоянно проводятся мероприятия следующего вида:

  • мониторинг достижений по основным предметам;
  • оценка и составление характеристик сформированных умений и навыков образовательной деятельности, выявление уровня освоения адаптированных общеобразовательных программ в каждом классе;
  • оценка динамики личностных и предметных результатов.

Специалистами, обеспечивающими психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, отслеживаются текущие и промежуточные результаты адаптации при переходе из начальной школы в основную. Кроме этого, проводится постоянная целенаправленная работа с обучающимися и оказание ему помощи в решении задач развития, социализации, предупреждения рисков дезадаптации, выбора профессионального образовательного маршрута; предупреждения нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Для комплексной социальной поддержки и психологической помощи семье обучающихся проводится организационно-просветительская работа (всеобучи, «Школа для родителей», «Университет для родителей», «Круглые столы» и др.), в том числе, и для решения вопроса с выбором будущей специальности обучающегося и пути его дальнейшего обучения.

Возможностью обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Главной задачей социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является их подготовка к будущей самостоятельной жизни и овладению доступной профессией в условиях современного рынка труда. В адаптированную основную образовательную программу обязательно включен блок профессионально-трудовой подготовки, так как важной задачей образовательной организации является самореализация каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями, его профессиональная ориентация с учетом индивидуальных особенностей, допрофессиональная подготовка к освоению специальности. Именно этому способствуют уроки «Технологии» по различным направлениям (столярное, слесарное, швейное, поварское и строительное дело, растениеводство), которые наиболее конкретно связаны с практической деятельностью, что в свою очередь, дает широкую возможность для овладения обучающимися профессиональных компетенций в разных направлениях.

Постепенным расширением образовательного пространства, выходящего за пределы организации

На современном этапе в образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательное пространство представлено следующим образом: с одной стороны, педагогическая работа становится более развивающейся, целостной,  дифференцированной, целенаправленной, с другой  - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с ближайшими социальными институтами, учреждениями дополнительного и профессионального образования  (домами творчества, музеями, спортивными клубами, профессиональными колледжами и т.п.). В результате такого взаимодействия реализуются совместные проекты различного направления, закрепляются и расширяются знания, полученные обучающимися на предметных уроках, обучающиеся вовлекаются с социально-значимую и социально-культурную среду. Круг взаимодействия постоянно увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, у обучающихся вырабатывается уверенность в своих силах и повышается коммуникативная компетентность. Все это способствует включению их в современное общество, помогает становлению жизненных компетенций, необходимых для социализации.  Устраняются установки и шаблоны, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями не способны выполнять социально значимые и творческие виды деятельности.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обеспечивается:

Дальнейшим совершенствованием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.

Формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания у обучающихся с ТМНР происходит на специально-организованных уроках и коррекционных занятиях, например, «Человек» и «Домоводство». При этом важным условием является организация обучения, направленного на приобретение необходимого практического опыта в обыденной жизни. Наряду с этим, формируются предпосылки к трудовой деятельности:    умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей; осуществлять культурно-гигиенические навыки и  правила в соответствии с выполнением определенных процедур  в течение режимных моментов (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета), поддерживать здоровый образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; соблюдать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами и т.п. Необходимо, чтобы у детей с ТМНР было понимание значения и смысла происходящих событий.  Работу с обучающимися желательно проводить в привычных бытовых ситуациях. Показателем успешности работы является изменение в реальной жизни ребёнка, появление сформированного навыка, повышение его вовлеченности в те или иные виды трудовых поручений.

Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися.

Для обучающихся с ТМНР недостаточно оказания качественной медицинской помощи. Степень самостоятельности их участия в жизни общества напрямую зависит от объема и качества получаемой им психолого-педагогической поддержки и участия всех членов семьи в создании адекватных условий обучения и жизнеобеспечения. Такой уход помогает каждому обучающемуся адаптироваться в окружающем мире.  Необходимая помощь со стороны взрослых может быть полной, частичной или эпизодической.  СИПР отражает потребности ребенка в поддержке и присмотре (при необходимости) в форме индивидуального графика с указанием временных промежутков, деятельности и лица, осуществляющего поддержку и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

  1. Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами позволяет добиться успехов в развитии обучающихся, так как обучение общению происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности, на уровне «ученик-учитель», «ученик-одноклассники», «ученик – окружающие его люди», то есть через включение их в активную жизнь социума. Например, участие в посильных для них поручениях и трудовых делах, мероприятиях, проектах, вовлечение их во внеклассную и внеурочную деятельность, работу кружков и секций. Для успешного развития дети с ТМНР должны приобретать и социальный опыт вне образовательного учреждения, доступный их сверстникам – посещение спортивно-оздоровительных мероприятий, прогулки в парках, скверах, участие в культурных и досуговых мероприятиях: походы в музеи, библиотеки, кинотеатры, на выставки   и др.
  2. Организация обучения в разновозрастных классах (группах) и удлинение сроков обучения.

Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет от 9 до 13 лет. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование обучающихся   с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по АООП происходит в течение 13 лет.

Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близко возрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения.

Выделяются (4 ступени обучения):

1) к первой ступени относят детей в возрасте от 7 до 9 лет (включительно);
2) ко второй ступени относят детей в возрасте от 10 до 12 лет (включительно);
3) к третьей ступени относят детей в возрасте от 13 до 15 лет (включительно);
4) к четвертой ступени относят детей в возрасте от 16 до 18 лет.

Основанием для перевода обучающегося из одного класса в другой является достижение определённого возраста. Иногда возникает потребность в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста ученика.  Например, обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры, где продолжается формирование бытовых и культурных навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности, организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских и т.д. С учетом трудностей переноса сформированных умений в новые условия названный аспект актуален для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра социальных и жизненных компетенций.

Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)

Всесторонний подход к обучению и сопровождению, систематическая регуляторная и коррекционная работы, организованные на всех возрастных этапах усилиями разных профессионалов образовательной организации, медицинское и социальное сопровождение, все ориентировано на коррекцию индивидуальных отклонений каждого обучающегося.

Специалисты стремятся к тому, что бы родители стали активными участниками образовательной деятельности, так как они влияют на содержание и расписание внеурочной и внеклассной деятельности, помогают в её организации. При необходимости они присутствуют на уроках и коррекционных занятиях, наблюдают за своим ребенком во время учебной деятельности, отмечают происходящие в нем позитивные изменения. Родители (законные представители) обучающегося принимают участие и в разработке специальной индивидуальной программы развития, участвуют в подготовке, организации и проведении совместных мероприятий. Для грамотного и планомерного разъяснения и объяснения специфики реализации образовательной деятельности, особенностей психофизиологического развития, обучающихся с ТМНР, специфики динамики освоения и формирования тех или иных умений и навыков немаловажную роль играет постоянный контакт между специалистами образовательной организации и родителями ученика Сопровождение обучающегося с ТМНР и его родителей (законных представителей) организуется для оказания помощи членам семьи  в адаптации к ситуации нахождения и принятия своего ребенка с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;  в создании приемлемых условий для его развития и воспитания.

 

3.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне основного общего образования

3.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

На уровне основного общего образования задачами комплексного психолого-педагогического сопровождения являются:

  • создание «гибких» условий сопровождения ребенка к новым условия адаптации при переходе из начальной школы в основную;
  • обеспечение дифференциации и доступности обучения при переходе на основной уровень общего образования;
  • оказание коррекционной поддержки и помощи, обеспечивающей мотивационную готовность к обучению;
  • разработка и проектирование комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, особенности и возможности ученика;
  • создание адекватного потребностям обучающегося специального образовательного пространства, мотивирующего его на овладение доступными базовыми учебными действиями, жизненными компетенциями с учетом их особых образовательных потребностей;
  • подготовка обучающихся к овладению доступными видами трудовой деятельности, организация профориентационной работы по профессиональному самоопределению;
  • формирование жизненных и социальных компетенций на этом возрастном этапе;
  • привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.

 

3.2.2. Организация пространственно-временной среды

Для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         Пространство (учебное здание и территория образовательного учреждения), в котором организуется процесс обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать нормам действующих СанПин, нормам антитеррористической защищённости, требованиям охраны труда и пожарной безопасности.

Учебные помещения (классы) и мастерские профильного труда (швейные, поварского дела, картонажно-переплётного дела) для обучающихся основного общего образования могут располагаться выше 2-го этажа.  Мастерские профильного труда (столярная, слесарная, гончарная, строительная) должны быть расположены на 1-ом этаже образовательной организации.

Визуально помещение класса (мастерской) должно включать:

  • учебную зону;
  • интерактивную зону;
  • зону визуальной поддержки;
  • зону отдыха;
  • рабочую зону учителя;
  • зону для выполнения практических работ.

Для проведения коррекционных занятий (индивидуальных и групповых) в образовательной организации должны быть оборудованы кабинеты:

  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • учителя-дефектолога.

Для занятий физической культурой, музыкой, ритмикой, изобразительным искусством, внеурочной деятельностью в образовательном учреждении должны быть предусмотрены: актовый зал, класс хореографии, спортивный зал, кабинет изобразительного искусства, кабинет ЛФК, тренажёрный зал.

        Временной режим обучения для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливается на основании локальных актов образовательного учреждения и годового календарного графика.

Учебный год начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года – 33,5 недели (обучение по триместрам) и 34 недели (обучение по четвертям).  Обучение ведётся по пятидневной рабочей неделе.

В годовом календарном графике образовательной организации, для того чтобы избежать переутомления обучающихся необходимо предусмотреть чёткое распределение учебного времени и периода каникул. В образовательной организации распределение периодов осуществляется по модульному режиму обучения (5 недель учебных, 1 неделя каникул), с прохождением аттестации по триместрам.

При правильном распределении времени нахождения обучающихся в образовательном учреждении уроки должны чередоваться с динамическими паузами.  Учебно-воспитательный процесс осуществляется не только во время урока, но и в период внеурочной деятельности обучающегося.      Время начала первого урока образовательное учреждение выбирает самостоятельно.   Число уроков в день:

  • 5 класс – три дня по 5 уроков и два дня в неделю – 6 уроков;
  • 6 класс – два дня 5 уроков и три дня в неделю - 6 уроков;
  • 7 класс - один день 5 уроков и четыре дня в неделю - 6 уроков;
  • 8-9 класс - 6 уроков.

Время проведения урока (учебного занятия) не должно превышать 40 минут.

Для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) пространство учебного помещения включает:

  • учебную зону;
  • интерактивную зону;
  • зону визуальной поддержки;
  • зону психологической разгрузки (сенсорную зону);
  • зону отдыха;
  • зону индивидуальных занятий;
  • рабочую зону учителя.

Рабочие места для обучающихся с ТМНР в учебной зоне располагаются учётом индивидуальных особенностей детей.

В зависимости от состояния обучающихся с ТМНР индивидуальные коррекционные занятия можно проводить в классе или в кабинетах специалистов образовательного учреждения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).

Уроки изобразительного искусства, музыки и движения, адаптивной физкультуры для обучающихся с ТМНР проводятся в специально оборудованных помещениях (актовый зал, спортивный зал, кабинет хореографии, зал адаптивной физкультуры, зал ЛФК).

Временной режим образования для детей с ТМНР устанавливается на основании локальных актов образовательного учреждения и годового календарного графика.

Учебный год начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года – 33,5 недели и 34 недели (обучение по четвертям). Обучение ведётся по пятидневной рабочей неделе.

В годовом календарном графике образовательной организации, для предупреждения переутомления обучающихся необходимо предусмотреть чёткое распределение учебного времени и периода каникул. В образовательной организации распределение периодов осуществляется по модульному режиму обучения (5 недель учебных, 1 неделя каникул), с прохождением аттестации по триместрам.

Для обучающихся с ТМНР по заключению (рекомендации) врача-психиатра могут быть в течение учебной недели дополнительные выходные дни.

При правильном распределении времени нахождения обучающихся в образовательные уроки должны чередоваться с динамическими паузами.  Учебно-воспитательный процесс осуществляется не только во время урока, но и в период внеурочной деятельности обучающегося.      Время начала первого урока образовательное учреждение выбирает самостоятельно.   Число уроков в день:

  • 5 класс – три дня в неделю по 4 урока, два дня в неделю -5 уроков, в эти дни рекомендуется проводить 5-м уроком адаптивную физкультуру;
  • 6 – 9 класс – 5 уроков в день.

Время проведения урока (учебного занятия) не должно превышать 40 минут, при реактивных состояниях обучающихся продолжительность урока может быть сокращена до 30 минут.

Обучение детей с ТМНР на дому осуществляется по индивидуальной специальной программе развития (далее СИПР), составленной с учётом АООП, вариант-2. СИПР разрабатывается с учётом психофизических особенностей обучающихся.

 

3.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания

На уровне основного общего образования применяются методы: словесный (слово учителя и беседа, рассказ, объяснение); наглядные (наблюдения, работа с учебником, технические и информационные средства обучения, схемы, таблицы, карты, видеоматериалы, презентации; практические (выполнения заданий, поручений и т.д.).

Слово учителя используется на всех этапах обучения, больше всего при объяснении нового материала, а также при проведении рефлексии.  Речь учителя должна быть грамотно выстроена, материал должен подаваться последовательно, логично, содержательно и правильно с точки зрения норм русского языка.

Беседу целесообразно проводить на этапе актуализации знаний. Она строится на основе вопросов/ответов и всегда проводится по определённому плану. Для построения беседы все вопросы должны быть заранее продуманы учителем, правильно сформулированы, доступны для понимания обучающимся.

Приёмы объяснения нового материала:

  • демонстрация учебных пособий (например, на уроке геометрии обучающиеся просматривают ролик (Интернет-ресурсы), вспоминают изученный материал и формулируют тему урока, после чего весь урок сопровождается демонстрацией измерительного материала у доски);
  • интонационное выделение педагогом важных моментов в изучаемом материале;
  • предъявление задания в более доступным для обучающихся варианте (например, разбор задачи основывается на заготовленной презентации; например, обучающиеся наглядно видят сколько ткани было, сколько ткани отрезали, исходя из наглядных данных они могут составить условия задачи и по просмотренному материалу и решить ее;
  • демонстрация наглядных пособий (географические и исторические карты, таблицы и схемы по математике и русскому языку).

Приёмы работы с учебником:

  • репродуктивный: ответы на вопросы, составление плана по тексту, работа с терминологией;
  • сравнение: систематизация изученного материала, сравнение изучаемых объектов;
  • творческий: постановка вопросов к тексту, решение кроссвордов, ребусов, работа с деформированным текстом.

Приёмы формирования навыков правильного письма:

  • письмо по памяти (текст после разбора закрывается и обучающие пишут его по памяти, затем проверяют написанное по образцу);
  • комментированное письмо (при записи текста под диктовку учителя один из обучающихся, не вставая с места, проговаривает сложные слова по слогам, комментирует его, объясняя его написание);
  • использование алгоритма (позволяет обучающимся лучше осмысливать теоретический материал и успешно применять его на практике);
  • устная проверка;
  • письменная проверка (диктант, изложение).

Приёмы формирования вычислительных навыков:

  • использование алгоритма (задания сначала разбираются учителем у доски, создавая пример, на котором основывается решение всех последующих примеров, обучающие в любой момент могут обратить свое внимание на пример и по данному алгоритму выполнить задание самостоятельно);
  • применение «числового лифта»;
  • применение ленты чисел;
  • применение лэпбуков, в которых собраны все формулы и таблицы.

Приёмы для проверки знаний обучающихся:

  • использование перфокарт;
  • тестирование.

Приёмы работы с текстом:

  • неоднократное прочитывание текста на уроке, используя разные виды работ: чтение по цепочке, ответы на вопросы, выборочное чтение, нахождение в тексте ответов на вопросы;
  • предварительная беседа перед прочтением текста и постановка проблемного вопроса;
  • проведение словарной работы: чтение трудных слов, встречающихся в тексте (параграфа) хором или индивидуально, вывешивание на доску трудных по произношению слов и прочтение их в слух.

Приёмы обобщения изученного материала:

  • актуализация ассоциаций;
  • интеллектуальная разминка;
  • игра «Отгадай героя»;
  • игра «Да»-«Нет».

Для обучающихся с ТМНР

Классы обучающихся с ТМНР по АООП (вариант-2) имеют неоднородный состав. Задачей учителя является правильное сочетание приёмов обучения в соответствии с темой урока и возможностями обучающихся. Уроки   должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и возможностью усвоения программного материала.

На уроках с обучающимися ТМНР используется альтернативная и дополнительная коммуникация (система «Макатон» - языковая программа с использованием жестов, символов, звучащей речи, карточек – пиктограммы).

Приёмы изучения нового материала:

  • применение дидактических игр с использованием карточек – пиктограмм;
  • работа по инструкции;
  • использование индивидуальных мягких планшетов;
  • составление инструкции с использованием наглядных пособий и предметов;
  • соотнесение карточек-пиктограмм с предметами;
  • деление крупного материала на мелкие связанные между собой части, сбор этих частей в целое.

Приёмы выполнения практических заданий:

  • «Рука в руке» (активная помощь педагога обучающему при выполнении практических задач на уроке);
  • «Имитация»;
  • использование сигнальных карточек при выполнении заданий;
  • авансирование успеха;
  • использование сюрпризных моментов;
  • «Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить);
  • использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания.

 

3.2.4. Адаптация системы оценивания образовательных достижений

Система оценки планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающихся 5-9 классов направлена на оценку результатов усвоения ими базовых учебных действий. Так же, как и в начальной школе оценки подлежат личностные и предметные результаты.

При оценке личностных результатов учитывается уровень овладения обучающимися социальными и жизненными компетенциями. Для оценки личностных результатов обучающихся в образовательной организации создаётся экспертная группа, в которую входят специалисты психолого-педагогического консилиума (руководитель, учителя-дефектологи, учителя–предметники, учителя-логопеды, педагоги-психологи). Для полноты и достоверности проведения комплексной оценки учитывается мнение родителей (законных представителей) обучающихся так, как родители сообщают информацию о поведении ребенка в повседневной жизни. Все результаты анализа личностных достижений обучающихся заносятся в протокол по 4-х балльной шкале:

  • 0 - у обучающегося нет продвижения;
  • 1 - у обучающегося произошли минимальные изменения в поведении;
  • 2 – обучающийся имеет средние результаты продвижения;
  • 3 – обучающийся значительно продвинулся в развитии социальных и жизненных компетенций.

После проведения процедуры оценивания, результаты заносятся в индивидуальную карту обучающегося, которая позволяет отследить его динамику.

Предметные результаты отражают уровень овладения обучающимися знаний в предметных областях, а также умения применить полученные знания на практике. Предметные результаты оцениваются в ходе проведения тестирования, система тестовых заданий разрабатывается педагогом по каждому учебному предмету самостоятельно. Оценочные процедуры проводятся три раза в год: входное тестирование (сентябрь), текущее тестирование (декабрь), промежуточное тестирование (май). Оценивание предметных результатов проводится по 5-ти балльной шкале.

По завершению освоения адаптированной образовательной программы (9 класс) проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

  • 1 - комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни (межпредметная проверочная работа);
  • 2 - оценка знаний и умений по выбранному направлению профильного труда.

Система оценки достижения планируемых результатов обучающихся с ТМНР ориентирована на достижение возможных результатов освоения содержания адаптированной программы, разработанной учителем в отношении группы обучающихся.  Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на входную (сентябрь), текущую (декабрь), промежуточную (май) и итоговую (при завершении обучения).

Входная и текущая аттестация состоит из оценки достижений предметных результатов АООП (вариант 2) обучающихся 5-9 классов   образовательной организации и представляет собой балльное оценивание усвоения учебного материала в течение уроков с выставлением отметок в журнал и выставление итоговой отметки за каждую четверть.   Балльное выставление оценок начинается со 2-го полугодия 2 класса (или с III триместра 2 класса). Обучающиеся по СИПР по балльной системе оцениваются с I четверти (или I триместра) 5 класса.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку предметных результатов освоения АООП или СИПР и личностных (развития жизненных компетенций) обучающегося по итогам учебного года.

Личностные результаты обучения оцениваются членами ППК образовательной организации. При оценке личностных результатов обучающихся учитывается уровень овладения социальными и жизненными компетенциями.

Итогом освоения АООП (вариант 2) или СИПР последнего года обучения является достижение возможных предметных результатов и формирование жизненных компетенций.

В качестве основного критерия при отслеживании динамики образовательных достижений обучающихся в 5-9 классах используется балльная оценка усвоения программного материала, которая соотносится с отметками «3», «4», «5».

 

3.2.5. Чек-лист

Наличи4 специальных образовательных условий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации

Организация пространственно-временной среды

№ п/п Критерии Да Нет
1. Учебное здание и территория образовательного учреждения соответствует действующим санитарным правилам, противопожарным нормам, нормам антитеррористической защищённости и требованиям охраны труда.    
2. Наличие в образовательном учреждении адаптированной основной образовательной программы (вариант-1, вариант-2).    
3. Наличие зонированности учебных кабинетов для обучающихся по АООП (вариант-1).    
4. Наличие зонированности учебных кабинетов для обучающихся по АООП (вариант-2).    
5. Наличие в образовательном учреждении специально оборудованных кабинетов для проведения коррекционно-развивающих занятий (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога).    
6. Наличие в образовательном учреждении специально оборудованных помещений для проведения физической культурой, музыкой, ритмикой, изобразительным искусством, ЛФК.    
7. В образовательном учреждении организация временного режима соответствует особым образовательным потребностям обучающихся и учитывает их индивидуальные возможности.    
8. В образовательном учреждении для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном графике равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.    
9. В образовательном учреждении   учебный день включает в себя специально организованные уроки и динамические паузы.    
10. В образовательном учреждении количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки, установленную СП 2.4.3648-20.    
11. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели.    

 

Специальные приемы обучения и воспитания

№ п/п Критерии Да Нет
1. В обучении применяется дифференцированный и индивидуальный подход.    
2. Обучение носит замедленный темп и частую повторяемость учебного материала.    
3. Учебный материал подаётся малыми порциями, максимально развернуто и дробно.    
4. При проведении уроков педагоги применяют   игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи.    
5. На уроках и внеклассных мероприятиях создаются   ситуации естественной речевой среды, спонтанных речевых высказываний обучающихся.    
6. На уроках учебный материал излагается доступно, прослеживается его связь с жизнью и опорой на жизненный опыт ребёнка.    
7. Учебный материал предъявляется с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы).    
8. При обучении происходит чередование методов обучения и частая смена видов деятельности (по учебнику, с наглядным материалом, с раздаточным материалом, использование реальных действий с предметами и т.д.).    
9. Перед началом выполнения задания обязательно проговаривается алгоритм действий обучающегося.    
10. На уроках и во внеурочной деятельности формируется навык социального поведения обучающихся.    
11. В образовательном учреждении система оценивания образовательных достижений обучающихся позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.    
12. В образовательном учреждении система оценивания образовательных достижений обучающихся обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющей оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования.