Глава 3. Уровень основного общего образования
3.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с НОДА на уровне основного общего образования
На данном уровне особые образовательные потребности обучающихся с двигательными нарушениями определяются спецификой интеллектуальной деятельности, уровнем сформированности манипулятивной функции рук, общей и мелкой моторики, наличием сенсорных и речевых нарушений. В зависимости от указанных характеристик особые образовательные потребности обучающихся с НОДА в основной школе определяют выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы. Дифференциальными критериями указанного выбора могут служить наличие или отсутствие парциальных когнитивных нарушений, выраженных нарушений слуха или зрения, зрелость регуляторной сферы, сформированность речи устной или письменной.
3.1.1. Особые образовательные потребности детей с НОДА, обучающихся по варианту 6.1
Потребность в использовании специальных средств обучения (специализированных компьютерных и ассистивных технологий при наличии нарушения манипулятивных функций, голосовых синтезаторов речи при выраженных нарушениях устной речи);
потребность в максимальной индивидуализации процесса обучения;
потребность в реализации программ коррекционной работы психолога, логопеда;
потребность в сопровождении тьютора или ассистента при необходимости;
потребность в реализации физического воспитания по программе «Адаптивная физкультура»;
потребность в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды в любой образовательной организации, где обучаются дети с НОДА;
потребность в создании безбарьерной среды, обеспечение индивидуальными адаптированными рабочими местами при необходимости.
3.1.2. Особые образовательные потребности детей с НОДА, обучающихся по варианту 6.2
Потребность в непрерывной реализации коррекционно-развивающих процессов через содержание образования;
потребность в пролонгации срока обучения на один год;
потребность включения в учебный процесс упрощенных учебно-познавательных задач, имеющих практико-ориентированную направленность и решаемых в различных предметных областях;
потребность в специально организованном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые жизненные ситуации;
потребность в развитии и совершенствовании коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной альтернативной коммуникации;
потребность в создании специальной образовательной среды с учетом ее пространственной и временной организации на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;
потребность в использовании алгоритмов выполнения различных учебных задач для конкретизации действий при самостоятельной работе;
потребность в реализации программы коррекционной работы психолога, логопеда (включая коррекцию произносительной стороны речи);
потребность в сопровождении тьютора или ассистента при необходимости;
потребность в реализации физического воспитания по программе «Адаптивная физкультура»;
потребность в расширении образовательного пространства организации за счет внешних средовых ресурсов.
3.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне основного общего образования
3.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
Создание команды психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, включающей в себя таких специалистов, как педагоги-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент-помощник. Данные специалисты включаются в психолого-педагогический консилиум образовательной организации;
реализация комплексного подхода к развитию ребенка с НОДА осуществляется на всем протяжении основного уровня образования через разработку индивидуального образовательного маршрута и использование сетевого взаимодействия со специалистами из других организаций;
реализация комплексной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с НОДА, в ходе которой психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе восстановительного лечения (медикаментозная терапия, физиотерапевтические процедуры, кинезотерапия и др.);
разработка адаптированной образовательной программы на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА с учетом рекомендаций ПМПК (возможны вариант 6.1, вариант 6.2, вариант 6.3, вариант 6.4);
разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы всеми специалистами психолого-педагогического сопровождениями, указанными в заключении ПМПК, и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации по форме, содержанию, количеству коррекционных занятий;
осуществление психолого-педагогической поддержки семьи обучающегося с НОДА специалистами команды сопровождения;
соблюдение психоэмоционального комфорта в образовательной организации.
3.2.2. Организация пространственно-временной среды
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с НОДА основного уровня образования, содержащихся в текущих СанПиНах, в том числе учитывающих наполняемость компенсирующих и инклюзивных классов, в которых могут обучаться школьники с НОДА, продолжительность уроков, допустимую учебную нагрузку и др.;
соблюдение пожарной и электробезопасности в образовательных организациях с учетом потребностей обучающихся с двигательной патологией;
возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации;
соблюдение в данной организации социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающегося с НОДА (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, учительской, комнаты психологической разгрузки, помещений для медицинского персонала и т. д.);
оснащение организации специальным оборудованием (примерный перечень необходимого оборудования представлен в Приложении 1);
рабочее место обучающегося с двигательными нарушениями должно быть оснащено специальной мебелью и оборудованием для удобного и безопасного позиционирования в соответствии с медицинскими рекомендациями (регулируемые по высоте в соответствии с ростом столы и стулья, одноместные парты с выемкой для инвалидной коляски и др.). При тяжелых двигательных нарушениях требуются специальные функциональные ортопедические кресла с индивидуальными регулировками и дополнительными приспособлениями для удержания равновесия, предотвращения сползания с кресла, обеспечения возможности свободно работать руками;
создание условий для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения;
создание в образовательных организациях, в том числе в помещениях классов, специальных зон отдыха для обучающихся с НОДА;
обеспечение здоровьесберегающих технологий (ортопедический, оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
пролонгация основного общего образования на один год для варианта 6.2 адаптированной основной образовательной программы.
3.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания. Адаптация системы оценивания образовательных достижений
индивидуализация обучения детей с НОДА через разработку индивидуального образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, использование индивидуально-дифференцированного принципа построения образовательного процесса, индивидуальный подбор ассистивных технологий образования, индивидуальный подход к оцениванию образовательных результатов, индивидуальные коррекционные занятия со специалистами сопровождения и др.;
использование обучающимися с НОДА, при наличии у них тяжелых нарушений речи, современных технологий дополнительной альтернативной коммуникации в коммуникативных ситуациях со всеми участниками образовательного процесса;
использование специальных дидактических материалов, специальных электронных приложений, компьютерных инструментов обучения, доступных обучающимся с НОДА. В ситуации нарушения зрения у обучающихся с НОДА необходимо использовать специальные учебники, специальные рабочие тетради, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющие реализовывать выбранный вариант адаптированной программы;
использование современной цифровой образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимального уровня образовательных достижений;
применение различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, сетевых форм обучения;
использование разноуровневых учебных заданий для обучающихся с НОДА с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
разработка и использование опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе обучающихся с НОДА и дефицитом корковых функций;
для повышения эффективности усвоения учебного материала применение коллективных форм работы и работа в парах;
дозирование интеллектуальной нагрузки за счет уменьшения объема учебного материала с учетом базового и достаточного уровня освоения образовательной программы;
планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости;
для обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями рекомендуется использование специальных технических средств, которые компенсируют нарушенные функции. Рекомендуется использовать специальные клавиатуры, специальные мыши и выносные кнопки (в приложении 2 представлены варианты указанного оборудования);
для ввода информации обучающимся с легкой и средней степенью тяжести двигательных нарушений при необходимости рекомендуется использовать накладные клавиатуры, которые размещаются поверх стандартной клавиатуры и облегчают доступ к кнопкам;
для обучающихся, у которых помимо двигательных нарушений отмечаются нарушения зрения, рекомендуется использование клавиатуры для слабовидящих – это клавиатуры черного цвета, на клавиши стандартного размера которой нанесены буквы белого цвета в увеличенном формате. По размерам клавиатура для лиц с нарушением зрения больше, чем стандартная, символы на кнопках крупные и рельефные;
реализация программы по адаптивной физкультуре с учетом двигательных возможностей каждого обучающегося с двигательными нарушениями;
обеспечение участия обучающихся с НОДА, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в совместных мероприятиях со сверстниками, как с нормативными, так и с ограниченными возможностями здоровья;
психолого-педагогическая поддержка родителей обучающихся с НОДА в вопросах социализации их детей, в вопросах межличностного взаимодействия, в вопросах профессионального самоопределения и др.;
оценка предметных, личностных и метапредметных результатов достижений обучающихся с НОДА осуществляется с учетом их психофизических особенностей развития, например:
при оценивании устного ответа необходимо учитывать особенности речевого развития обучающихся. Отметка не снижается за проявления речевой патологии у данной категории детей (низкая разборчивость речи, интонационная окраска речи, темп, скандированность и другие нарушения);
при выраженной речевой патологии у обучающихся с НОДА возможна замена устного ответа письменными работами в разных доступных им формах;
при оценке письменных работ обучающихся с НОДА отметка не снижается за нарушения графомоторных навыков, которые могут проявляться в снижении скорости письма, отсутствии плавности линий, прерывистости письма, неточности написания букв, несоблюдении строки и полей, неправильном наклоне букв, повторении отдельных элементов за счет насильственных движений;
при необходимости контрольные, самостоятельные и практические работы могут заменяться электронными вариантами тестирования и другими электронными вариантами проверочных работ, дающими возможность объективно и персонифицированно оценивать образовательные результаты обучающихся с НОДА.
Все виды аттестации, включая текущую, промежуточную и итоговую, осуществляются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА. Результаты оцениваются с учетом объективных трудностей, которые испытывают обучающиеся данной категории. Исходя из этого, необходимо внести ряд изменений в процедуру аттестации:
аттестационные мероприятия могут проводиться в индивидуальной форме по запросу семьи и/или заявлению обучающегося с двигательными нарушениями;
с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с НОДА может увеличиваться время аттестационных испытаний разного уровня, включая увеличение время для отдыха и других необходимых мероприятий;
возможна адаптация контрольно-оценочных материалов с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА;
психолого-педагогическая поддержка и помощь обучающимся с НОДА на этапах принятия, выполнения и контроля результативности выполняемой оценочной работы. Создание и поддержание эмоционального комфорта обучающихся с двигательными нарушениями во время аттестационных мероприятий.