Глава 2. Уровень начального общего образования

2.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с НОДА на уровне начального общего образования

На уровне начального общего образования особые образовательные потребности обучающихся с двигательными нарушениями определяются уровнем интеллектуального развития, степенью тяжести двигательных нарушений, уровнем сформированности манипулятивной функции рук, общей и мелкой моторики, а также наличием сенсорных и речевых нарушений. В зависимости от указанных характеристик особые образовательные потребности младших школьников могут быть дифференцированы на трех уровнях: минимальном, среднем и максимальном, каждый из которых определяет целесообразность обучения по одному из четырех вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы.

2.1.1. Особые образовательные потребности детей с НОДА, обучающихся по варианту 6.1 адаптированной программы

Потребность обучающихся с НОДА в разработке и реализации для них адаптированной программы (вариант 6.1);

потребность в обязательности и непрерывности коррекционно-развивающего процесса, обеспечиваемого особой организацией образовательного процесса (разработка при необходимости индивидуального учебного плана, сокращение учебной недели на основании рекомендаций лечащего врача и/или ПМПК), а также сопровождением обучающегося с НОДА командой специалистов медико-психолого-педагогического профиля (врачами, инструкторами ЛФК, логопедом, дефектологом, психологом и другими специалистами по необходимости);

потребность в особой организации и содержании физического развития посредством адаптированной физкультуры;

потребность в использовании в  коррекционно-образовательном процессе специальных методов, приёмов и средств обучения, включая современные цифровые и ассистивные технологии;

потребность в создании особой образовательной среды, включающей в себя специальную пространственную и временную организацию образовательного процесса;

потребность в создании безбарьерной среды в образовательной организации и в обеспечении обучающего с НОДА адаптированным рабочим местом;

потребность в сопровождении обучающихся с НОДА тьютором и ассистентом-помощником в образовательном процессе по необходимости.

2.1.2. Особые образовательные потребности детей с НОДА, обучающихся по варианту 6.2 адаптированной программы

Потребность обучающихся с НОДА в разработке и реализации для них адаптированной программы (вариант 6.2);

потребность в обязательности и  непрерывности коррекционно-развивающего процесса, обеспечиваемого особой организацией образовательного процесса (разработка при необходимости индивидуального учебного плана, сокращение учебной недели на основании рекомендаций лечащего врача и/или ПМПК), а также сопровождением обучающегося с НОДА командой специалистов медико-психолого-педагогического профиля (врачами, инструкторами ЛФК, логопедом, дефектологом, психологом и другими специалистами по необходимости);

потребность во введении в календарно-тематическое планирование учебных дисциплин пропедевтических разделов;

потребность в упрощении учебно-познавательных задач при изучении различных предметных областей с опорой на наглядно-практический способ их решения;

потребность введения дополнительной альтернативной коммуникации при выраженных нарушениях речевого развития у обучающихся с НОДА;

потребность в особой организации и содержании физического развития посредством адаптированной физкультуры;

потребность в использовании в коррекционно-образовательном процессе специальных методов, приёмов и средств обучения, включая современные цифровые и ассистивные технологии;

потребность в создании особой образовательной среды, включающей в себя специальную пространственную и временную организацию образовательного процесса;

потребность в создании безбарьерной среды в образовательной организации и в обеспечении обучающего с НОДА адаптированным рабочим местом;

потребность в расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации из-за двигательной депривации воспитанников с НОДА;

потребность в сопровождении обучающихся с НОДА тьютором и ассистентом-помощником в образовательном процессе по необходимости.

2.1.3. Особые образовательные потребности детей с НОДА, обучающихся по варианту 6.3 и 6.4 адаптированной программы

Потребность обучающихся с НОДА в разработке и реализации для них адаптированной программы (вариант 6.3 и вариант 6.4);

потребность в обязательности и непрерывности коррекционно-развивающего процесса, обеспечиваемого особой организацией образовательного процесса (разработка при необходимости индивидуального учебного плана, сокращение учебной недели на основании рекомендаций лечащего врача и/или ПМПК), а также сопровождением обучающегося с НОДА командой специалистов медико-психолого-педагогического профиля (врачами, инструкторами ЛФК, логопедом, дефектологом, психологом и другими специалистами по необходимости);

потребность во введении в учебные планы образования обучающихся с НОДА дисциплин коррекционно-развивающей направленности;

потребность в большей индивидуализации коррекционно-развивающего обучения по сравнению с обучающимися с НОДА по варианту 6.1 и 6.2;

потребность в упрощении учебно-познавательных задач при изучении различных предметных областей с опорой на наглядно-практический способ их решения;

потребность в обучении «переносу» полученных знаний на разных предметах в реальные жизненные ситуации посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса;

потребность введения дополнительной альтернативной коммуникации при выраженных нарушениях речевого развития у обучающихся с НОДА;

потребность в особой организации и содержании физического развития посредством адаптированной физкультуры;

потребность в использовании в коррекционно-образовательном процессе специальных методов, приёмов и средств обучения, включая современные цифровые и ассистивные технологии;

потребность в создании особой образовательной среды, включающей в себя специальную пространственную и временную организацию образовательного процесса;

потребность в создании безбарьерной среды в образовательной организации и в обеспечении обучающего с НОДА адаптированным рабочим местом;

потребность в расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации из-за двигательной депривации воспитанников с НОДА;

потребность в сопровождении обучающихся с НОДА тьютором и ассистентом-помощником в образовательном процессе.

 

2.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования

2.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Создание команды психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, включающей в себя таких специалистов, как педагоги, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор, ассистент-помощник. Данные специалисты включаются в психолого-педагогический консилиум образовательной организации;

реализация комплексного подхода к развитию ребенка с НОДА осуществляется на всем протяжении начального уровня образования через разработку индивидуального образовательного маршрута и использование сетевого взаимодействия со специалистами из других организаций, например, взаимодействие с лечащими ребенка врачами, с инструктором по лечебной физкультуре, логопедами, дефектологами, если они отсутствуют в той образовательной организации, в которой обучается ребенок с НОДА.

реализация комплексной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с НОДА, в ходе которой психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе восстановительного лечения (медикаментозная терапия, физиотерапевтические процедуры, кинезотерапия  и др.);

разработка адаптированной образовательной программы на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА с учетом рекомендаций ПМПК (возможны вариант 6.1, вариант 6.2, вариант 6.3, вариант 6.4);

разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения, указанными в заключении ПМПК, и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации по форме, содержанию, количеству коррекционных занятий;

осуществление психолого-педагогической поддержки семьи обучающегося с НОДА специалистами команды сопровождения.

2.2.2. Организация пространственно-временной среды

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с НОДА начального уровня образования, содержащихся в текущих СанПиНах, в том числе учитывая наполняемость компенсирующих и инклюзивных классов, в которых могут обучаться школьники с НОДА, продолжительность уроков, допустимую учебную нагрузку и др.;

соблюдение пожарной и электробезопасности в образовательных организациях с учетом потребностей обучающихся с двигательной патологией;

возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации;

соблюдение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);

оснащение организации специальным оборудованием (примерный перечень необходимого оборудования представлен в Приложении 1);

специальное оснащение всех помещений образовательной организации для беспрепятственного передвижения обучающихся с НОДА такими устройствами, как пандусы, лифт, подъемники, поручни, широкие дверные проемы;

в случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья, в том числе и для работы в дистанционном формате;

создание условий для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видеоматериалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения;

создание в образовательных организациях, в том числе в помещениях классов, специальных зон отдыха для обучающихся с НОДА;

соблюдение ортопедического режима и охранительного педагогического режима с учетом особенностей обучающихся с НОДА;

пролонгация уровня начального общего образования на один год для варианта 6.2 адаптированной основной образовательной программы.

2.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания. Адаптация системы оценивания образовательных достижений

использование персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты) и других ассистивных технологий  в случае выраженных двигательных нарушений у обучающихся с НОДА, а также в случаях  выраженных нарушений речи при малой ее разборчивости или ее отсутствии;

использование обучающимися с НОДА, при наличии у них тяжелых нарушений речи, современных технологий дополнительной альтернативной коммуникации в коммуникативных ситуациях со всеми участниками образовательного процесса;

использование дистанционных технологий обучения в образовании обучающихся с НОДА;

дифференцированное использование словесных, наглядных и практических методов обучения обучающихся с НОДА с учетом двигательного, речевого, познавательного развития ребенка, а также с учетом развития зрительной и слуховой функции;

приоритетное использование наглядных и практических методов обучения на начальном уровне образования при нарушении познавательной деятельности у обучающихся с НОДА;

использование приемов совместной предметно-практической деятельности педагога или тьютора с ребенком с НОДА с выраженной двигательной патологией;

подкрепление словесных методов обучения наглядными пособиями (реальными, изобразительными, мультимедийными) из-за выраженных ограничений взаимодействия школьников данной категории с окружающим миром и бедного практического опыта;

индивидуализации обучения детей с НОДА через разработку индивидуального образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, использование индивидуально-дифференцированного принципа построения образовательного процесса, индивидуальный подбор ассистивных технологий образования, индивидуальный подход к оцениванию образовательных результатов, индивидуальные коррекционные занятия со специалистами сопровождения и др.;

использование специальных дидактических материалов, специальных электронных приложений, компьютерных инструментов обучения, доступных обучающимся с НОДА. При наличии нарушения зрения или нарушения интеллекта у обучающихся с НОДА необходимо использовать специальные учебники, специальные рабочие тетради, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющие реализовывать выбранный вариант адаптированной программы;

разработка и использование опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе обучающихся с НОДА и дефицитом корковых функций;

использование специальных приемов формирования графомоторных навыков, пространственных и временных представлений;

реализация программы по адаптивной физкультуре с учетом двигательных возможностей каждого обучающегося с двигательными нарушениями;

обучение родителей, воспитывающих ребенка с НОДА, специальным приемам формирования  навыков учебной деятельности, социального поведения, приемам оптимального развития личности в условиях семейного воспитания;

оценка предметных, личностных и метапредметных результатов достижений обучающихся с НОДА осуществляется с учетом их психофизических особенностей развития, например:

при оценивании устного ответа необходимо учитывать особенности речевого развития обучающихся. Отметка не снижается за проявления речевой патологии у данной категории детей (низкая разборчивость речи, интонационная окраска речи, темп, скандированность и другие нарушения);

при выраженной речевой патологии у обучающихся с НОДА возможна замена устного ответа письменными работами в разных доступных им формах;

при оценке письменных работ обучающихся с НОДА отметка не снижается за нарушения графомоторных навыков, которые могут проявляться в снижении скорости письма, отсутствии плавности линий, прерывистости письма, неточности написания букв, несоблюдении строки и полей, неправильном наклоне букв, повторении отдельных  элементов за счет насильственных движений;

при необходимости контрольные, самостоятельные и практические работы могут заменяться электронными вариантами тестирования и другими электронными вариантами проверочных работ, дающими возможность объективно и персонифицированно оценивать образовательные результаты обучающихся с НОДА.

Все виды аттестации, включая текущую, промежуточную и итоговую, осуществляются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА. Результаты оцениваются с учетом объективных трудностей, которые испытывают обучающиеся данной категории. Исходя из этого, необходимо внести ряд изменений в процедуру аттестации:

аттестационные мероприятия могут проводиться в индивидуальной форме по запросу семьи и/или заявлению обучающегося с двигательными нарушениями;

с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с НОДА может увеличиваться время аттестационных испытаний разного уровня, включая увеличение времени для отдыха и других необходимых мероприятий;

возможна адаптация контрольно-оценочных материалов с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА;

психолого-педагогическая поддержка и помощь обучающимся с НОДА на этапах принятия, выполнения и контроля результативности выполняемой оценочной работы. Создание и поддержание эмоционального комфорта обучающихся с двигательными нарушениями во время аттестационных мероприятий.