1.Характеристика детей с нарушенным слухом
Как известно, дети с нарушенным слухом – это дети, которые имеют стойкое (необратимое: слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции. Нарушения слуха приводят к тому, что восприятие на слух различных звуков, а главное речи оказывается затрудненным или невозможным.
Дети с нарушенным слухом представляют собой крайне разнородную группу. Они различаются по степени снижения слуха, времени его наступления, наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии и, как следствие – по уровню развития коммуникации и речи.
По состоянию слуха дети могут быть глухими или слабослышащими (страдающими тугоухостью).
Глухие дети имеют разные остатки слуха, но при этом все они не могут разборчиво воспринимать речь на слух[1]. Слабослышащие дети имеют разную степень снижения слуха: от тугоухости I степени до тугоухости IY степени (по международной классификации Вилсона[2]) и обусловленные ею затруднения в восприятии речи. Так ребенок с 1 степенью тугоухости достаточно разборчиво слышит речь разговорной громкости на достаточно большом расстоянии, но испытывает затруднения в восприятии шепотной речи, а ребенок с тяжелой тугоухостью – III-IY степень – до обучения с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произносимые голосом разговорной громкости у самого уха.
Степень снижения слуха должна учитываться при выборе ПрАООП для глухих или для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. По отношению к глухим детям при выборе образовательного маршрута важны также и их возможности воспринимать речь на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (см. ниже).
По времени наступления снижения слуха дети делятся на:
- ранооглохших, которые потеряли слух на первом-втором году жизни еще до овладения речью, или родились неслышащими;
- позднооглохших, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.
Позднооглохшие дети представляют особую категорию детей с нарушенным слухом. Их «особость» обусловлена не столько временем наступления глухоты, сколько наличием речи при отсутствии слуха. Вместе с тем невозможность воспринимать устную речь при внезапном наступлении глухоты приводит к тому, что без специальной сурдопедагогической помощи оглохшие дети, особенно маленькие, очень быстро начинают терять речь. У ребенка, потерявшего слух в 2,5-3 года, она может полностью распасться в течение 2-3 месяцев: он престанет ее понимать и замолчит. Но при целенаправленной коррекционной работе даже у ребенка, так рано потерявшего слух, речь может быть сохранена и обеспечено ее дальнейшее развитие.
В настоящее время сохранению речи ребенка, потерявшего слух в раннем и дошкольном возрасте, способствует своевременное проведение операции по вживлению электродов в улитку – кохлеарная имплантация. При обеспечении правильного подхода к проведению послеоперационной реабилитации у оглохшего ребенка достаточно быстро восстанавливается возможность слышать речь (иначе, чем он слышал до потери слуха, но всё же достаточно разборчиво). Это позволяет предотвратить распад речи оглохшего дошкольника и обеспечивает благоприятную возможность его дальнейшего воспитания и обучения, как правило, среди слышащих сверстников.
При выборе образовательного маршрута необходимо учитывать: сохранна ли речь у оглохшего ребенка, или она распадается; восстановлена ли устная коммуникация на новой сенсорной основе или нет.
Дети с нарушениями слуха могут как иметь дополнительные отклонения в развитии, так и не иметь их. Естественно, что любое дополнительное нарушение развития осложняет процесс коррекционного воспитания и обучения ребенка. Но при этом часть отклонений, хотя и носит первичный характер (как и снижение слуха), но может быть не связана с интеллектуальными нарушениями. К ним относятся, например, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения, тяжелые соматические заболевания и текущие психические (например, эпилепсию). При всей тяжести данных дополнительных отклонений они всё же в условиях оказания ребенку особой помощи позволяют ему получать образование сопоставимое с тем, которое получают слышащие дети.
Но наличие у ребенка с нарушенным слухом выраженной задержки психического развития церебрально-органического происхождения или умственной отсталости разной степени выраженности не позволит ему получить образование, сопоставимое с тем, которое доступно ребенку с сохранным интеллектом. Для такого ребенка требуется выбор особых образовательных маршрутов.
Естественно, что дети с нарушениями слуха, имея разную степень его поражения и разное время его наступления, возможное наличие дополнительных отклонений в развитии, различаются между собой и разным уровнем развития коммуникации и речи. Известно, что нарушение слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование именно речи, как той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора.
К моменту завершения дошкольного детства дети с нарушенным слухом могут иметь следующие характеристики развития их коммуникации и речи:
- практически не говорящие дети, использующие в общении в основном невербальные средства; они могут понимать и употреблять в общении отдельные звукоподражания, лепетные и полные слова; как правило, эти дети имеют значительное снижение слуха, при этом они или не получали дошкольной подготовки, или имеют выраженные дополнительные отклонения в развитии;
- дети, понимающие и использующие в общении по требованию взрослого хорошо знакомые короткие простые фразы (часто со значительными аграмматизмами) и слова;
- дети, понимающие и самостоятельно использующие в общении короткие простые фразы; в речи часто встречаются аграмматизмы;
- дети, понимающие и самостоятельно использующие в общении развернутую фразовую речь, но все еще специально приспособленную к особенностям их речевого развития; в речи еще достаточно часто встречаются аграмматизмы;
- дети, понимающие и самостоятельно использующие в общении обычную фразовую речь, не приспособленную к особенностям развития ребенка с нарушенным слухом; в речи могут встречаться аграмматизмы.
Уровень развития коммуникации и речи в первую очередь зависит от взаимодействия трех объективных факторов: степени снижения слуха, времени возникновения поражения слуха, наличия дополнительных отклонений в развитии. При прочих равных условиях, как было показано Р.М. Боскис (1963), чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребенка. Она также выделяла и важнейший субъективный фактор - условия развития ребенка после поражения слуха. Так при раннем (с первых месяцев жизни) начале коррекционной работы, а также при ее систематическом и адекватном проведении в период дошкольного детства уровень речевого развития даже глухого ребенка может быть максимально приближен к возрастной норме. В то же время слабослышащий дошкольник даже при относительно больших остатках слуха, находящийся в неадекватных условиях воспитания и обучения, к началу школьного обучения может иметь низкий уровень развития коммуникации и речи.
[1] Разборчивое восприятие речи становится возможным при адекватно проведённой реабилитации после кохлеарной имплантации, а также для части глухих детей, коррекционные занятия с которыми ведутся с первых месяцев жизни.
[2] Wilson J., Scand.Audiology, 1988. Suppl. 28, p 33-58
1.1. Результаты, которые достигаются детьми к 7 годам
К концу дошкольного обучения дети с нарушениями слуха имеют разный уровень общего и речевого развития. Это, как уже отмечалось, зависит не только от степени снижения слуха и времени его наступления, но и от условий их воспитания и обучения ребенка от рождения до семи лет.
Одни дети по уровню и общего, и речевого развития максимально приближаются к возрастной норме. Другие – приближаются к ней (или несколько отстают от нее) лишь в общем развитии, но при этом имеют достаточно низкий уровень развития коммуникации и речи. Третьи – значительно отстают от возрастной нормы как в общем, так и в речевом развитии.
При этом диапазон различий в развитии поступающих в школу детей с нарушениями слуха чрезвычайно велик – от ребёнка, готового на равных обучаться вместе со слышащими сверстниками (при соответствующей коррекционной поддержке), до детей, которые в силу особенностей их развития нуждаются в обучении по адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Эффективное школьное обучение детей с нарушениями слуха может быть обеспечено только при подборе для каждого ребенка адекватного образовательного маршрута, в котором учитываются особенности его психического развития и перспектива его сближения с нормой в тех или иных условиях обучения. С этих позиций можно выделить четыре основных варианта:
- развитие ребенка приближается к возрастной норме, он может обучаться в обычной среде (на равных со слышащими сверстниками) при условии адекватного коррекционного сопровождения;
- развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней:
- при адекватном коррекционном обучении в особых условиях – в комбинированных условиях обучения в общеобразовательной школе;
- при адекватном коррекционном обучении в условиях специального образования;
- развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при адекватном коррекционном обучении в условиях специального образования;
- развитие ребенка не сопоставимо с возрастной нормой, его развитие возможно лишь при использовании индивидуальных образовательных программ в условиях специального обучения.
Различия в развитии школьников с нарушениями слуха определяют и разнообразие в требуемых формах организации обучения, уровне и содержании образования, что отражено в образовательных маршрутах, рекомендованных ФГОС НОО для них, в частности в четырех образовательных маршрутах для глухих и в трех – для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, представленных ниже.