В методических рекомендациях предложен подход к выбору образовательных маршрутов для поступающих в школу глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, которые пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Представлено обоснование выбора вариантов образовательных маршрутов с учетом разнообразия вариантов их развития. Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам образовательных организаций, сурдопедагогам, работающим в системах образования и здравоохранения, специалистам ППМС – центров, родителям детей с нарушениями слуха.

Введение

В настоящее время в образовательные организации страны внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2017). При этом крайне актуальным становится вопрос о выборе адекватного образовательного маршрута для каждого ребенка (в том числе и для детей с нарушенным слухом).

Образовательный маршрут рекомендуется на основе результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка, которое, как правило, осуществляется специалистами ПМПК. Вместе с тем следует заметить, что сам выбор маршрута остается за родителями.

В помощь специалистам и родителям подготовлено данное методическое пособие. В нем описываются вопросы выбора адекватного образовательного маршрута для детей с нарушенным слухом, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами.

Без сомнения, для успешного обучения в школе важна и психологическая готовность к нему. Но вопросы психологической готовности к школьному обучению, как правило, не являются определяющими при выборе образовательного маршрута. Поэтому они не рассматриваются в данном пособии, но они крайне важны при определении направлений и содержания коррекционной помощи, включая психологическую поддержку.

В методических рекомендациях подробно описаны образовательные маршруты для детей с нарушенным слухом с учетом варианта развития конкретного ребенка, а также состояния его слуха (глухота или тугоухость) и времени наступления его снижения (ранооглохшие и позднооглохшие). Кроме того, представлены те основания, которые должны быть учтены при выборе того или иного образовательного маршрута.

Основное внимание в пособии уделено подробному описанию конкретных образовательных маршрутов, которые могут быть эффективны для того или иного ребенка. Это описание предваряется краткой характеристикой детей с нарушенным слухом и вариантов их развития к моменту поступления в школу, а также общей характеристикой образовательных маршрутов для данной категории обучающихся.