5. Виды досуга и свободной полезной активности/деятельности детей с ТМНР.

Свободная деятельность и досуг в режиме дня ребенка с ТМНР занимают наиболее длительные временные интервалы. Это обусловлено состоянием здоровья и важностью наличия частых периодов отдыха в урочной и внеурочных формах образования. Например, с утра сразу после ночного сна и днем после дневного можно недлительно разместить ребенка в удобной позе на мягком покрытии на полу лежа или сидя, учитывая меры безопасности, что стимулирует движения и активизирует познавательный интерес и попытки изучения окружающей среды.

Перед каждым принятием пищи необходимо организовать досуг для ребенка, который занимает небольшой период времени. При этом поощряется нахождение ребенка в непосредственной близости от взрослого, первоначально он может наблюдать за приготовлением еды, накрытием на стол, а затем оказывать посильную помощь в данном виде деятельности, запоминая последовательность действий и выполняя их самостоятельно.

После совершения всех утренних процедур, завтрака и днем после полдника выделяется периоды для досуга, которые готовят ребенка к последующим занятиям и урочной деятельности. Для этого следует придать ребенку комфортную, удобную физиологичную позу и предложить одну игрушку или дидактическое пособие, занять его действием или деятельностью, отражающей содержание индивидуальной программы. После однократного показа взрослым действия с предметом, ребенку предоставляется возможность для многократного самостоятельного повторения. Игровые пособия подлежат смене в случае снижения интереса или достижения успеха. После 10-15 минут продуктивной деятельности взрослый может поменять место положения и позу ребенка, предоставить ему отдых на некоторое время в позе лежа на полу или сидя на стуле.

В перерывах между коррекционно-развивающими занятиями проводятся динамические паузы, содержание которых планирует и разрабатывает специалист. Самостоятельность в выполнении определяет приоритет при подборе упражнений. Урочная и внеурочная деятельность завершается перерывом продолжительностью 30 минут: занятия по релаксации или расслаблению, свободная деятельность с 2-3 любимыми игрушками, эмоционально-личностное общение со взрослым, слушание музыки или сказок, рассматривание или исследование пальцами рук фактуру изображений в книге.

Прогулка также является одним из видов досуга, который с особой тщательностью должен быть спланирован взрослым. Прогулка строится следующим образом: спокойное созерцание и наблюдение за явлениями природы; посильная двигательная активность, в ходе чего могут быть задействованы предметы и орудия в конструировании и создании построек из песка. Для детей старшего дошкольного возраста на прогулке целесообразно организовывать игры по правилам, следит за порядком на участке, ухаживать за растениями и животными. Включение детей в общение со взрослыми, принимать посильное участие в их труде.

После вечерней прогулки наступает время наибольшего по временной протяженности досуга, продолжительность которого колеблется от минимальных 30 минут до 60 минут и больше. Свободное время перед отходом ко сну желательно занять спокойными видами деятельности. Например, слушание колыбельных песен, сказок или чтение книг, тактильный и межличностный контакт со взрослым, обсуждение событий прошедшего дня.