4. Содержание коррекционно-развивающей работы во внеурочной деятельности.

Образование детей с ТМНР имеет особенности организации занятий по формированию социальных навыков и продуктивной деятельности, они проводятся в более свободной форме [13, 25]. Определенный порядок организации деятельности ребенка, который оказывает влияние на развитие самостоятельности и благоприятствует его социализации, назван в современной педагогической литературе «внеурочная деятельность». Ее цель – способствование применения детьми с ТМНР программного материала в практическом самостоятельном использовании. Временной интервал проведения занятия аналогичен продолжительности урока (в урочной форме).

Направления, по которым осуществляется внеурочная деятельность детей с ТМНР: двигательная активность или занятия адаптированной физической культурой; самообслуживание; занятия продуктивной деятельностью; музыкальные занятия; игровая деятельность; социально-коммуникативное взаимодействие со сверстниками; трудовая деятельность и социально-бытовая ориентировка.

Специалист индивидуально определяет необходимый объем занятий по каждому из вышеперечисленных направлений, учитывая общую образовательную цель и частные педагогические задачи, индивидуальные образовательные потребности ребенка, пожелания родителей.

Развитие двигательной активности в процессе внеурочной деятельности проводится ежедневно в утренние часы [13]. Инструктор ЛФК содействует в планировании внеурочных занятий, составлении набора упражнений, определении длительности и подборе технического оснащения, проводит ознакомительную работу с родителями.

Как только ребенок с ТМНР овладевает целенаправленными движениями, у него появляется возможность самостоятельного передвижения и выполнения простого двигательного акта по слову, возникает такое направление внеурочной деятельности по развитию движений как подвижные игры (чаще в дошкольном возрасте).

Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у детей с ТМНР включает в себя овладение такими навыками как прием пищи, опрятность, в том числе пользование туалетом, поддержания чистоты лица и тела, одевание [31]. Работа по перечисленным областям проводится ежедневно в процессе обычного распорядка дня, осуществляется непрерывно. В то время, когда у ребенка возникает ориентировка на физические потребности и появляется умение использовать руку для познания окружающей среды, осуществлять ей социальные движения, в том числе предметное, а затем орудийное действие и происходит становление формирования навыков самостоятельности и самообслуживания у детей с ТМНР. Формирование навыка приема пищи является первоочередным. Педагог осуществляет данную работу в присутствии родителей, непосредственно перед кормлением в тот момент, когда у ребенка возникает чувство голода. Применяется безопасная некрупная посуда с контрастным рисунком и фактурной, тактильной поверхностью по краю тарелки, что упрощает захват и исследование рукой, способствует наиболее быстрому достижению навыка ориентировки во время выполнения орудийного и соотносящего действия. По мере усвоения навыка объем обучающей и направляющей помощи взрослого уменьшается, а самостоятельность ребенка увеличивается.

Навык пользования туалетом является следующим по значимости и по организации почти дублирует процесс по формированию навыка приема пищи. Отличие заключается в продолжительности одного занятия, она крайне мала (всего 2-3 минуты), но усвоение самого навыка занимает намного дольше времени, без ежедневного создания специальных обучающих ситуаций данный навык у детей с ТМНР не появляется. Взрослый должен заострить внимание ребенка на физиологических ощущениях, возникающих при желании в туалет. Необходимо добиваться ориентировки на них, а также приучать к жестово-мимическому и звуковому обозначению физиологических потребностей или желаниях с помощью социальных средств: движения тела, руки, изменения мимики, обращения с помощью речевых звуков, а затем и слов. Ребенок должен проинформировать взрослого с помощью социально-коммуникативных средств, знать месторасположения туалета, уметь снять с себя колготы или трусы, самостоятельно принять правильное положение на сиденье унитаза или горшке, уметь пользоваться туалетной бумагой, смыть воду и одеться. Сначала ребенка обучают выполнению отдельных движений, по мере усвоения которых объединяют в последовательное выполнение нескольких, помогая ребенку по памяти воспроизвести цепочку действий и в итоге предоставляя определенную степень самостоятельности при внешнем контроле взрослого.

Внеурочная деятельность формирует навык одевания. Для его овладения ребенок с ТМНР должен уметь выполнять координированные сложные социальные движения руками, требуется наличие определенной психологической зрелости (осознание функционального назначения предмета, особенностей его использования, ориентировки в условиях и ситуации, учета основных сенсорных свойств одежды, строения тела). Изначально идет обучение снятию, а затем и одеванию шапки и обуви.

Внеурочные занятия по продуктивной деятельности, музыки, обучению игровой деятельности проводятся ежедневно поочередно на каждый день недели во второй половине дня [9, 13, 15]. Подобную работу следует осуществлять при возникновении у детей с ТМНР различных предметных действий, умения выполнить цепочку действий по подражанию вслед за взрослым, с ориентировкой на простой образец. На каждое подобное занятие отводится не менее 1 раза в неделю. При условии повышения уровня психологической зрелости, стабильности соматического и неврологического состояний, начиная с середины дошкольного возраста допустимо проведение 2-х внеурочных занятий. Перерыв между такого рода занятиями длится 20-30 минут. Цель занятий заключается в формировании ведущих и типичных видов детской деятельности, поскольку их самостоятельное становление у ребенка с ТМНР без специального обучения не происходит.

Проведение занятий в парах или малых группах (2-3 человека) способствуют формированию у детей с ТМНР навыков социального взаимодействия, коммуникации и сотрудничества со сверстниками в продуктивной и игровой деятельностях [41]. Для объединения в группы учитывается актуальный уровень развития.

Формирование трудовых навыков (овладение разнообразных трудовых действий по дому) осуществляется 1 раз в неделю в процессе организации внеурочной деятельности старших дошкольников [29]. Уход за комнатными растениями и труд на улице выносятся в обособленное направление работы. Когда ребенок освоил нужную схему действий, помощь взрослого должна уменьшаться и в конечном итоге сойти на нет.