Приложение 1.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СКОУ VIII ВИДА

Месяц Название темы Кол-во

часов

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

4

Ноябрь

 

1 неделя

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

 

4 неделя

 

 

Мои жизненные планы: перспективы и возможности.

Мир профессий (знакомство учащихся с существующими профессиями. Применение интерактивной доски).

 

Проверка профессиональных интересов (тестирование).

Как выбрать профессию. Профессии, специальности их квалификация. (Применение интерактивной доски)

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

7

 

8

Декабрь

 

1 неделя

 

 

 

 

2 неделя

 

 

3 неделя

 

4 неделя

 

 

Учебные заведения. Проведение экскурсии, с целью ознакомления с обучающимися специальностям.

Экскурсия на производство, с целью собеседования с работниками различных специальностей.

 

Как выбрать профессию? (рассуждение о выборе профессии, ролевой диалог).

Я в мире профессий.

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

9

 

 

10

 

 

 

 

11

 

12

Январь

 

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

 

 

3 неделя

 

4 неделя

 

 

Фестиваль профессий (игра «Опиши профессию» с применением интерактивной доски).

 

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».

Все профессии важны, все профессии нужны (знакомство с профессией повара. Применение интерактивной доски).

 

Экскурсия в школьную столовую (беседа с работниками столовой)

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

13

 

 

14

 

 

15

 

 

 

16

Февраль

 

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

 

 

Профессия «Учитель». Что мы о ней знаем? (применение интерактивной доски).

 

Знакомство со строительными профессиями (использование слайдов).

 

Анкетирование (изучение самооценки).

Мои профессиональные перспективы. Проблемная ситуация: Я считаю, что с моими способностями я стану…

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

17

 

 

 

18

 

19

 

20

Март

 

1 неделя

 

 

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

 

 

Мир профессий. Профессия «Парикмахер» (презентация).

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер».

 

КВН «Мир профессий».

 

Ты и твоя будущая профессия (применение интерактивной доски).

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

21

 

22

 

 

23

 

24

Апрель

 

1 неделя

 

 

2 неделя

 

3 неделя

4 неделя

 

 

Ошибки при выборе профессии.

Формула профессии. Квалификация профессии.

 

Викторина «Город мастеров». Работа и взаимоотношение с людьми.

 

 

1

 

 

1

 

1

1

вернуться к оглавлению

Приложение 2.

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ. ТЕМА: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

 Форма беседы: информационно-познавательная.

Эпиграф к беседе:                                       

«Истинное сокровище людей –

умение трудиться»

                                                                                                                     (Эзоп)

 

Цели: дать воспитанникам представление о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности: развивать внимание, мышление, речь; формирование познавательных навыков.

Оборудование:

  • выставка литературы освещающей профессии;
  • плакат с кроссвордами;
  • обработанные анкеты детей;
  • карточки с типами профессий;
  • плакат с профессиями.

 Ход беседы:

 Организационный момент.

У меня растут года,

Будет мне 17.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

(В. Маяковский)

  • Ребята, именно этим стихотворением В.В. Маяковского мне хотелось бы начать наше занятие, тема которого звучит так: «Ты и твоя будущая профессия». (Педагог сообщает тему, обращая внимание детей на доску, где написана тема занятия).

 

  1. Вводная часть.

Существует такое понятие как «возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?

  • Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Нов 16-17 лет об этом задуматься полезно и необходимо. Задумайтесь: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.
  • Ребята, а кто мне может сказать, что это такое – профессия? Что означает это слово? (Ответы детей).

Профессия – это вид деятельности, требующей определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в результате специальной подготовки (обучения, практики) опыта работы.

  1. Основная часть.
  •  Скажите, какие вы знаете профессии? (Дети отвечают, педагог использует плакат или карточки о профессиях).
  • Хорошо, посмотрите внимательно на плакат и скажите, есть ли там названные вами профессии? Назовите их. (Дети называют, и педагог открывает их названия).
  • Молодцы! Подумайте пожалуйста, представители каких профессий работают в нашей школе? (Воспитанники перечисляют профессии).
  • хорошо, молодцы! (Педагог ведет беседу, опираясь на ответы детей. Если нет нужных ответов, задает наводящие вопросы – подсказки), например:
  • Кто вам делает прививки?
  • Кто выдает учебники?
  • Кто готовит вам вкусную пищу?
  • Кто выдает вам мыло, шампунь и вещи? и т.д.
  • Вот видите ребята, сколько в одной только школе задействовано людей с множеством различных профессий. А как вы думаете, сколько профессий в мире? (Дети называют цифры).
  • В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? Что нужно для того, чтобы правильно сделать свой выбор?
  • Чтобы выбрать свое дело, необходимо иметь представление о данной профессии. Какие знания, умения и навыки нужны, чтобы овладеть профессией?
  • Существует классификация профессий на 5 основных типов. И сейчас я с ними вас познакомлю. (Педагог вывешивает поочередно карточки с типами профессий).
  1. Человек – природа. Подумайте и скажите, какие профессии объединяет этот тип. С чем связаны эти профессии? (Воспитанники объясняют, и педагог вывешивает перечень профессий данного типа). Этот тип объединяет профессии, которые имеют дело с явлением природы, процессами живой и неживой природы. (Агроном, доярка, тракторист, овощевод). Все профессии, связанные с животными и растениями, охраной окружающей среды.
  2. Человек – человек. (Дети называют профессии, относящиеся к этому типу). Все профессии, связанные с обслуживанием людей: врач, учитель, продавец, журналист.
  3. Человек – техника. Все профессии, связанные с техникой. Это водители, пилоты, слесари и т.д.
  4. Человек – знаковая система. Все профессии, связанные с умственным трудом, подсчетами, цифрами. Это бухгалтеры, люди, работающие на компьютерах, ученые.
  5. Человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие воображения, фантазии. Все профессии, связанные с искусством: художник, актер, писатель, музыкант.

 

Релаксационная пауза.

Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке (пауза проводится в сопровождении тихой, спокойной музыки).

  • Молодцы. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Давайте разгадаем кроссворд. (Использование интерактивной доски. «Шторка» закрывает правильные ответы кроссворда).
  • У каждого из вас на столе лежит кроссворд, попытайтесь самостоятельно его разгадать. Потом мы проверим ваши ответы. (Воспитанники называют ответы и проверяют их правильность с помощью интерактивной доски).

Кроссворд.      1. Назовите профессию типа – человек – природа.

  1. Назовите профессию типа человек – техника.    
  2. Человек – человек.
  3. Человек –художественный образ.

(Если есть затруднения, помощь вопросами – подсказками, загадками).

  1. Тракторист.
  2. Слесарь.
  3. Учитель.
  4. Художник.
  • Назовите тип профессии, которого нет в кроссворде.
  • Молодцы, вы справились с этим заданием.
  • Ребята, наверняка, каждый из вас уже не раз задумывался о том, какую профессию выбрать?
  • Оля, вот ты, кем бы хотела стать? Чем нравится тебе эта профессия?
  • Петя, какая тебе, профессия нравится? Что ты о ней знаешь?
  • Витя, кем ты хочешь стать? Что нужно уметь и знать? Чтобы работать по этой профессии?
  • У меня в руках ваши анкеты, по их результатам я подскажу какая профессия вам больше подходит. Если эти результаты не совпадают с той профессией, которая вам нравится, то не стоит огорчаться. Ведь если есть желание и старание обучиться понравившейся профессии, можно достичь желаемого.
  • Итак, вот Оля ты хотела бы стать … Результат теста показал…
  • Ребята, как вы думаете, какая профессия подходит Вите? По результату анкеты ему подходит…

(Педагог работает с детьми по их анкетам).

  • У многих из вас не совпали мечты о профессии с результатами теста. Вы желали бы одну профессию, результат показал вашу принадлежность к другой профессии. Но это не страшно, ведь люди любой профессии нужны нашему обществу.

(Педагог обращает внимание детей на выставку книг о профессии).

 

  1. Заключение.

 

  • Выбор профессии сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша дальнейшая жизнь. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.

 5. Итог.

 

  • Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали на занятии?
  • Чем полезно сегодняшнее занятие для вашей дальнейшей жизни?
  • Кто благодаря теме нашего занятия выбрал себе будущую профессию?

(Ответы детей).

  • Молодцы! Спасибо за вашу работу на занятии!

 

Завершением комплексной профориентационной работы является проведение с обучающимися старших 8-9 и 10-12 классов различных презентаций профессий, проведение соревнований и праздников труда.