Приложение 1.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СКОУ VIII ВИДА
№ | Месяц | Название темы | Кол-во
часов |
1
2
3
4 |
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Мои жизненные планы: перспективы и возможности. Мир профессий (знакомство учащихся с существующими профессиями. Применение интерактивной доски).
Проверка профессиональных интересов (тестирование). Как выбрать профессию. Профессии, специальности их квалификация. (Применение интерактивной доски) |
1
1
1
1 |
5
6
7
8 |
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Учебные заведения. Проведение экскурсии, с целью ознакомления с обучающимися специальностям. Экскурсия на производство, с целью собеседования с работниками различных специальностей.
Как выбрать профессию? (рассуждение о выборе профессии, ролевой диалог). Я в мире профессий. |
1
1
1
1 |
9
10
11
12 |
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Фестиваль профессий (игра «Опиши профессию» с применением интерактивной доски).
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия». Все профессии важны, все профессии нужны (знакомство с профессией повара. Применение интерактивной доски).
Экскурсия в школьную столовую (беседа с работниками столовой) |
1
1
1
1 |
13
14
15
16 |
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Профессия «Учитель». Что мы о ней знаем? (применение интерактивной доски).
Знакомство со строительными профессиями (использование слайдов).
Анкетирование (изучение самооценки). Мои профессиональные перспективы. Проблемная ситуация: Я считаю, что с моими способностями я стану… |
1
1
1
1 |
17
18
19
20 |
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Мир профессий. Профессия «Парикмахер» (презентация). Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер».
КВН «Мир профессий».
Ты и твоя будущая профессия (применение интерактивной доски). |
1
1
1
1 |
21
22
23
24 |
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя 4 неделя |
Ошибки при выборе профессии. Формула профессии. Квалификация профессии.
Викторина «Город мастеров». Работа и взаимоотношение с людьми. |
1
1
1 1 |
вернуться к оглавлению |
Приложение 2.
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ. ТЕМА: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Форма беседы: информационно-познавательная.
Эпиграф к беседе:
«Истинное сокровище людей –
умение трудиться»
(Эзоп)
Цели: дать воспитанникам представление о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности: развивать внимание, мышление, речь; формирование познавательных навыков.
Оборудование:
- выставка литературы освещающей профессии;
- плакат с кроссвордами;
- обработанные анкеты детей;
- карточки с типами профессий;
- плакат с профессиями.
Ход беседы:
Организационный момент.
У меня растут года,
Будет мне 17.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
(В. Маяковский)
- Ребята, именно этим стихотворением В.В. Маяковского мне хотелось бы начать наше занятие, тема которого звучит так: «Ты и твоя будущая профессия». (Педагог сообщает тему, обращая внимание детей на доску, где написана тема занятия).
- Вводная часть.
Существует такое понятие как «возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?
- Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Нов 16-17 лет об этом задуматься полезно и необходимо. Задумайтесь: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.
- Ребята, а кто мне может сказать, что это такое – профессия? Что означает это слово? (Ответы детей).
Профессия – это вид деятельности, требующей определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в результате специальной подготовки (обучения, практики) опыта работы.
- Основная часть.
- Скажите, какие вы знаете профессии? (Дети отвечают, педагог использует плакат или карточки о профессиях).
- Хорошо, посмотрите внимательно на плакат и скажите, есть ли там названные вами профессии? Назовите их. (Дети называют, и педагог открывает их названия).
- Молодцы! Подумайте пожалуйста, представители каких профессий работают в нашей школе? (Воспитанники перечисляют профессии).
- хорошо, молодцы! (Педагог ведет беседу, опираясь на ответы детей. Если нет нужных ответов, задает наводящие вопросы – подсказки), например:
- Кто вам делает прививки?
- Кто выдает учебники?
- Кто готовит вам вкусную пищу?
- Кто выдает вам мыло, шампунь и вещи? и т.д.
- Вот видите ребята, сколько в одной только школе задействовано людей с множеством различных профессий. А как вы думаете, сколько профессий в мире? (Дети называют цифры).
- В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? Что нужно для того, чтобы правильно сделать свой выбор?
- Чтобы выбрать свое дело, необходимо иметь представление о данной профессии. Какие знания, умения и навыки нужны, чтобы овладеть профессией?
- Существует классификация профессий на 5 основных типов. И сейчас я с ними вас познакомлю. (Педагог вывешивает поочередно карточки с типами профессий).
- Человек – природа. Подумайте и скажите, какие профессии объединяет этот тип. С чем связаны эти профессии? (Воспитанники объясняют, и педагог вывешивает перечень профессий данного типа). Этот тип объединяет профессии, которые имеют дело с явлением природы, процессами живой и неживой природы. (Агроном, доярка, тракторист, овощевод). Все профессии, связанные с животными и растениями, охраной окружающей среды.
- Человек – человек. (Дети называют профессии, относящиеся к этому типу). Все профессии, связанные с обслуживанием людей: врач, учитель, продавец, журналист.
- Человек – техника. Все профессии, связанные с техникой. Это водители, пилоты, слесари и т.д.
- Человек – знаковая система. Все профессии, связанные с умственным трудом, подсчетами, цифрами. Это бухгалтеры, люди, работающие на компьютерах, ученые.
- Человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие воображения, фантазии. Все профессии, связанные с искусством: художник, актер, писатель, музыкант.
Релаксационная пауза.
Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке (пауза проводится в сопровождении тихой, спокойной музыки).
- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Давайте разгадаем кроссворд. (Использование интерактивной доски. «Шторка» закрывает правильные ответы кроссворда).
- У каждого из вас на столе лежит кроссворд, попытайтесь самостоятельно его разгадать. Потом мы проверим ваши ответы. (Воспитанники называют ответы и проверяют их правильность с помощью интерактивной доски).
Кроссворд. 1. Назовите профессию типа – человек – природа.
- Назовите профессию типа человек – техника.
- Человек – человек.
- Человек –художественный образ.
(Если есть затруднения, помощь вопросами – подсказками, загадками).
- Тракторист.
- Слесарь.
- Учитель.
- Художник.
- Назовите тип профессии, которого нет в кроссворде.
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Ребята, наверняка, каждый из вас уже не раз задумывался о том, какую профессию выбрать?
- Оля, вот ты, кем бы хотела стать? Чем нравится тебе эта профессия?
- Петя, какая тебе, профессия нравится? Что ты о ней знаешь?
- Витя, кем ты хочешь стать? Что нужно уметь и знать? Чтобы работать по этой профессии?
- У меня в руках ваши анкеты, по их результатам я подскажу какая профессия вам больше подходит. Если эти результаты не совпадают с той профессией, которая вам нравится, то не стоит огорчаться. Ведь если есть желание и старание обучиться понравившейся профессии, можно достичь желаемого.
- Итак, вот Оля ты хотела бы стать … Результат теста показал…
- Ребята, как вы думаете, какая профессия подходит Вите? По результату анкеты ему подходит…
(Педагог работает с детьми по их анкетам).
- У многих из вас не совпали мечты о профессии с результатами теста. Вы желали бы одну профессию, результат показал вашу принадлежность к другой профессии. Но это не страшно, ведь люди любой профессии нужны нашему обществу.
(Педагог обращает внимание детей на выставку книг о профессии).
- Заключение.
- Выбор профессии сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша дальнейшая жизнь. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.
5. Итог.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Чем полезно сегодняшнее занятие для вашей дальнейшей жизни?
- Кто благодаря теме нашего занятия выбрал себе будущую профессию?
(Ответы детей).
- Молодцы! Спасибо за вашу работу на занятии!
Завершением комплексной профориентационной работы является проведение с обучающимися старших 8-9 и 10-12 классов различных презентаций профессий, проведение соревнований и праздников труда.