ГЛАВА 4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Проблема трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) школ имеет большое социальное значение. В каждом конкретном случае решение вопроса зависит не только от степени и качественного своеобразия интеллектуального дефекта, но и от того, насколько правильно умственно отсталый подросток выбрал для себя специальность. Последнее, в свою очередь, показывает эффективность работы системы профессиональной ориентации.

Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным санитарным требованиям, мастерские не оснащены современным промышленным оборудованием, у школ не хватает необходимых материалов, не налажена связь с производством. Вследствие этого даже в старших классах производительный труд имеет уровень общественно полезного ремесленного труда. Следующая причина состоит в том, что большинство учителей труда не имеют дефектологического образования. В связи с этим определенная часть педагогов, несмотря на большой стаж, не владеет коррекционными приемами и методами работы с детьми, имеющими умственную отсталость. Не всегда принимаются во внимание индивидуальные особенности и способности учеников. Как следствие этого многие выпускники впоследствии работают не по специальностям, полученным в школе, а выполняют тяжелую неквалифицированную работу. Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации (12). Немаловажную роль играет также и участие семьи в трудоустройстве выпускников. Недостаточно основательно проводится профориентационная работа с родителями. Тесное сотрудничество таких социальных институтов как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. В связи с этим большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно умственно отсталых учащихся. Основой для консультации служат данные специальных медико-психологических обследований и комплексные характеристики, составленные воспитателями и учителями-предметниками.

Для успешной профессиональной подготовки умственно отсталых подростков необходимо:

  • организовать при школах, учебно-производственных отделений (цеха полиграфии, кожгалантерейные производства и т.п.) с медицинскими и социально-психологическими службами для комплексного трехлетнего обучения и производительного труда после 9 класса;
  • осуществлять контроль индивидуального продвижения учащихся в рамках одной профессии;
  • создавать материальные базы обучения профессиям, соответствующим индивидуальным возможностям;
  • формировать общетрудовые и профессионально важные качества на уровне, необходимом в современных социально-экономических условиях;
  • воспитывать необходимые социальные и моральные качества с ориентацией на осваиваемую профессию.

Для совершенствования профессиональной направленности выпускников коррекционных школ необходимо:

  • соблюдать преемственность этапов профессионально-трудового обучения 9-ти летней школы и производственного обучения учащихся 10-12 классов;
  • организовать производственную практику на будущих рабочих местах учащихся;
  • чтобы занятия в мастерских 9-10-классников учебно-производственный характер и проводились на выполнении заказов базовых предприятий;
  • комплектовать трудовые звенья, бригады для производственной практики в зависимости от уровня развития и динамики овладения трудовой деятельностью;
  • учитывать нужды города (района) в профессиональных кадрах;
  • шире использовать учебную и справочную литературу, такие формы, как просмотр учебных кинофильмов и телепередач, лабораторно-практические работы.

Для организации преемственности школы и профессиональных училищ необходимо:

  • на уроках ориентировать учащихся на продолжение профессионального обучения в конкретном училище;
  • знакомить учащихся с жизнью училищ (экскурсии, стенды с фотографиями, информация от выпускников, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских коррекционной школы);
  • учитывать в школьных программах по труду содержание профессиональной подготовки в профессиональных училищах;
  • знакомить преподавателей и мастеров профессиональных училищ с психофизическими особенностями умственно отсталых детей и с особенностями методики их трудового обучения;
  • знакомить учителей труда специальной (коррекционной) школы с содержанием работы и организацией обучения в профессиональных училищах;
  • помогать работникам профессиональных училищ осуществлять индивидуальный подход к выпускникам;
  • курировать выпускников, обучающихся в профессиональных училищах.

 

В школах, откуда многие учащиеся поступают учиться в профессиональные училища, необходимо повышать уровень теоретической подготовки. Это следует делать, прежде всего, за счет эффективной методики проведения теоретических занятий, а в отдельных случаях – за счет углубления и расширения программного материала.

Одной из наиболее сложных проблем, обуславливающих трудности при информировании соответствующего информационного банка, является межведомственная разобщенность учреждений, располагающих профориентационной информацией, а также отсутствие четкого механизма получения этой информации, обмена ею. Помимо важности решения этой проблемы за счет энтузиазма специалистов, за счет неформальных взаимоотношений, в данном случае следует учитывать и административный ресурс.

В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи:

  • обеспечить специальные школы квалифицированными кадрами учителей трудового обучения (олигофренопедагогами);
  • привлечь родителей к работе по профориентации;
  • расширить перечень видов труда в учебно-производственных мастерских;
  • оптимизировать профориентационную работу в школе за счет минимизации объема профдиагностических задач, решаемых непосредственно специалистами школ;
  • большей акцентуации внимания специалистов школы на решение развивающих и коррекционных профориентационных задач, организации шефских, договорных и тому подобных отношений с учреждениями и организациями, специалисты которых будут участвовать в профориентации;
  • улучшить оборудование учебных мастерских;
  • приблизить трудовое обучение к конкретным условиям производства;
  • увеличить сроки производственной практики и проведение ее на будущих местах работы, что позволит ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам специальных (коррекционных) школ VIII вида, поможет создать благоприятный для них производственный микроклимат;
  • продлить сроки обучения в школе (с предусмотренным учебным планом повышения в старших классах трудовой квалификации).

В целях улучшения организации профориентационной работы учащихся коррекционных школ необходимо учитывать, что круг профессий, видов трудовой деятельности, на которые следует ориентировать детей, ограничен теми из них, которые не относятся к интеллектуальным, умственным видам труда, не требует при этом какой –либо существенной теоретической подготовки или обширных знаний, принятия решений и т.п. Акцент внимания на сильных сторонах физического и психического развития умственно отсталых подростков в процессе профориентации подразумевает, что приоритетными задачами коррекционных, развивающих занятий следует считать формирование соответствующих мотивов и установок, ценностных ориентаций и интересов, коммуникативных и поведенческих навыков, т.е. таких качеств, которые у умственно отсталых школьников могут быть реально сформированы. При этом не следует отказываться от занятий по развитию познавательных способностей детей.

Приобщение к профессии- дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянутая на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что является результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии. Профориентационная работа с умственно-отсталыми подростками ведется на недостаточном уровне, что в какой-то мере объясняет высокую степень их социальной дезинтеграции. Своевременная профориентация, реализованная на основе функционального диагноза и значимых для трудовой деятельности психологических факторов, во многом определяют трудовой прогноз, а, следовательно, и уровень социальной адаптации при умственной отсталости. Следует также иметь в виду, что адекватная профессиональная ориентация предполагает знание особенностей современного производства, свободного рынка труда, умения соотнести требования, предъявляемые не только профессией, но и условиями трудовой деятельности, с клиническим состоянием профориентируемого, формами его поведения, компенсаторными и адаптивными возможностями.

Задачей профориентации при умственной отсталости является максимальный учет особенностей адаптации к труду и работоспособности при рациональном напряжении функциональных систем (т.е. труд должен быть физически и психологически комфортным, без значительного напряжения).

Таким образом, для эффективной организации профориентации умственно отсталых необходимо прежде всего социально-трудовое прогнозирование – определение профессиональной пригодности к выполнению того или иного труда, границ, уровней возможности адаптации и необходимых форм организации профессиональной деятельности.

В приложениях № 1 и 2 представлено примерное планирование профориентационной работы с обучающимися и конспекты проводимых занятий.