4.2. Третий вариант АООП НОО

Данные образовательные маршруты предусмотрены, как было показано выше, для глухих (1.3.) и слабослышащих (2.3.) детей с выраженными дополнительными нарушениями развития, и в связи с этим значительно отстающими в развитии от возрастной нормы.

В процессе комплексного психолого-педагогического обследования этих детей выявляются следующие дополнительные отклонения в их развитии первичного характера:

  • выраженная задержка психического развития церебрально-органического генеза,
  • легкая неосложненная умственная отсталость,
  • значительное снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата (в том числе детский церебральный паралич /ДЦП/), соматические заболевания и другие поражения различных систем организма, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью.

Рассмотрим особенности развития детей данной группы с учетом их дошкольной подготовки, которая могла как проводиться (в том числе в течение 1-3 лет в группе для глухих или слабослышащих детей со сложной структурой нарушения), так и отсутствовать.

Общее развитие

Дети данной группы имеют значительное отставание от возрастной нормы по уровню общего развития, что выражается в следующем:

  • у обследуемого ребенка при выполнении заданий отмечается неустойчивый интерес к результату осуществляемой деятельности. Ребенок может быть равнодушен к содержанию заданий; одновременно с используемыми им поисковыми способами ориентировки (зрительная, пробы, примеривание) часто наблюдаются действия с применением силы и механическим перебором вариантов;
  • ребенок не может выполнить задания по разным линиям развития для детей 4-5 годов жизни (или для детей более младшего возраста), которые предлагаются в доступной для него форме;
  • ребенок не способен обнаруживать совершенные им ошибки и не знает способов их устранения;
  • результат, полученный в ходе выполнения ребенком задания, не полностью соответствует или не соответствует предложенному образцу.

Владение социально-бытовыми умениями

Ребенок с нарушенным слухом данной группы имеет существенное отставание от возрастной нормы также и в овладении социально-бытовыми умениями: у него могут быть не сформированы культурно-гигиенические навыки, которыми дети овладевают к 3-5 годам (если не имеет дошкольной подготовки) или к 4-6 годам, если воспитывался в дошкольной группе. Они часто не самостоятельны в быту: нуждаются в постоянной помощи взрослого, не связанной с состоянием их здоровья.

 Представления об окружающем мире

У данной группы детей представления об окружающем мире крайне ограничены: они бедны, фрагментарны, упрощены, неточны, ситуативны; при этом ребенок не умеет опираться на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий.

Коммуникация и речь

Дети, как правило, не использует речь как средство коммуникации с близкими слышащими людьми, в общении они в основном используют невербальные средства: естественные жесты, позы и мимику лица, заменяя ими речь.

Уровень развития словесной речи, как правило, крайне низкий – она практически отсутствует, но у слабослышащих детей при относительно сохранном слухе даже при отсутствии дошкольной подготовки он может быть и несколько выше. В речи дети, посещавших дошкольные группы в течение 1-3 лет (в том числе группу для глухих или для слабослышащих детей со сложной структурой нарушения), используют отдельные хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, короткие простые фразы. В этом случае для слабослышащего ребенка[1] можно рекомендовать обучение в 1 классе по АООП 2.3., а не в 1 дополнительном классе.

Владение письменной речью. Как правило, у детей, о которых идет речь, отсутствуют навыки аналитического чтения и письма печатными буквами. Однако дети, сумевшие благодаря дошкольной подготовке освоить технику аналитического чтения или готовые к нему через глобальное чтение, могут стать исключением из этого правила. Умение слабослышащего ребенка аналитически читать (устно или устно-дактильно) и писать печатными буквами является основанием для выбора обучения в 1 классе по АООП 2.3., а не в 1 дополнительном классе.

Восприятие речи

Навыки восприятия устной речи детей с нарушенным слухом данной группы зависят от состояния слуха (глухота или тугоухость) и от наличия / отсутствия дошкольной подготовки.

Если глухой ребенок без дошкольной подготовки устную речь не воспринимает, то слабослышащий может воспринимать на слухо-зрительной основе и на слух в условиях ограниченного наглядного выбора звукоподражания, лепетные слова и отдельные хорошо знакомые полные слова после предварительного обучения. Это становится доступным и глухому ребенку, но с дошкольной подготовкой: после 2-3-х лет целенаправленной работы он может воспринимать их даже без предварительного обучения. Слабослышащий же ребенок в этих условиях воспринимает на слухо-зрительной основе (как правило, в условиях ограниченного наглядного выбора) не только звукоподражания и лепетные слова, но и хорошо знакомые полные слова и короткие простые фразы, предъявляемые устно или устно-дактильно; он различает их и на слух.

Произносительная сторона речи

Глухой и слабослышащий ребенок с дошкольной подготовкой может произносить отдельные хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова и даже простые короткие фразы как правильно (точно или приближенно), так и дефектно; его речь, как правило, является недостаточно внятной (не всегда понимаемой даже педагогом и родителями ребенка) или невнятной (ее часто не понимают педагог и родители)

Итак, выбор вариантов образовательных маршрутов 1.3. и 2.3. обусловлен значительным отставанием от возрастной нормы как в общем, так и в речевом развитии, которое обусловлено наличием у ребенка выраженных дополнительных отклонений в развитии.

Обучение и воспитание ребенка осуществляется на основе ПрАООП НОО для глухих обучающихся (варианта 1.3.) или ПрАООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (варианта 2.3. в условиях 1 дополнительного класса для ребенка без дошкольной подготовки или 1 класса).

 

Рассмотрим далее, как должен осуществляться выбор образовательных маршрутов для детей с нарушениями слуха с сохранным интеллектом, т.е. для тех, у которых нет выраженной первичной задержки психического развития или легкой умственной отсталости.

К данной группе относятся глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети, которые относительно схожи по уровню общего развития: некоторые из них отстают от возрастной нормы, но в перспективе имеют возможности приблизиться к ней; уровень общего развития других приближается к возрастной норме или почти соответствует ей.

Однако у этих детей отмечаются значительные различия по уровню развития коммуникации и речи: у одних детей данной группы речь может полностью отсутствовать, у других – наблюдается резкое недоразвитие речи, третьи – по уровню речевого развития практически соответствуют возрастной норме.

Исходя из вышесказанного, выбор образовательного маршрута для детей этой группы – адекватно подобранного для каждого конкретного ребенка, имеющего те или иные особенности развития – может стать затруднительным для специалистов, т.к. для таких детей потребуется сделать выбор из наибольшего числа вариантов. Остановимся на этом подробно применительно как к глухим, так и к слабослышащим и позднооглохшим детям, поступающим в первый класс.

[1] Для глухих детей в варианте 1.3. первый дополнительный класс не предусмотрен.